Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 N 17АП-7712/2007-АК по делу N А50-12476/2007
Требование: Об отмене постановления Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции изменено, отменено. Требование удовлетворено в части.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 N 17АП-7712/2007-АК по делу N А50-12476/2007
Требование: Об отмене постановления Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции изменено, отменено. Требование удовлетворено в части.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. N 17АП-7712/2007-АК
Дело N А50-12476/2007
(извлечение)
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии
от заявителя (государственное учреждение "М"): П. - начальник инспекции, приказ от 04.07.2005;
от административного органа (Главное управление МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края) С. - представитель по доверенности от 28.09.2007, Г. - представитель по доверенности от 10.01.2007,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края (административного органа)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 2 октября 2007 года
по делу N А50-12476/2007,
по заявлению государственного учреждения "М"
к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
в Арбитражный суд Пермского края обратилось государственное учреждение "М" (далее - инспекция) с заявлением об отмене постановления от 22.08.2007 N 38 Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому району г. Перми и Ильинскому муниципальному району Пермского края о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 2 октября 2007 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать. В обоснование жалобы административный орган указывает на то, что привлечение к административной ответственности было законным и обоснованным, процедура привлечения к ответственности при вынесении постановления не была нарушена.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на допущенное административным органом нарушение процедуры привлечения к ответственности - невручение протокола об административном правонарушении. В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к ответственности пояснил, что наличие в действиях инспекции состава вменяемого административного правонарушения им не оспаривается, полномочия на участие при составлении протокола у П. имелись, поскольку руководитель инспекции на этот момент находился в отпуске, в указанной части доводы жалобы являются ошибочными. Относительно наложенного взыскания полагает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 23.07.2007 по 09.08.2007 административным органом на основании распоряжения от 23.07.2007 N 549 проведена внеплановая проверка помещений и территорий Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Ереванская, 35, в результате которой выявлены нарушения установленных норм и правил пожарной безопасности, отраженные в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 09.08.2007.
На основании акта проверки административным органом вынесено предписание от 09.08.2007 о проведении инспекцией мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Обстоятельства, установленные при проведении проверки, послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола от 09.08.2007 N 366 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного производства органом пожарного надзора вынесено постановление от 22.08.2007 N 38 о привлечении инспекции к ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 имеет номер 313, а не 3313. | |
Как следует из протокола об административном правонарушении, инспекции вменяется нарушение Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ 3313 от 18.06.2003 (далее - Правила), а именно: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; помещения организации не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с прил. 3 Правил,
табл. 1; сгораемые конструкции чердачного помещения здания не обработаны огнезащитным составом; допущена установка запорных устройств (врезные двусторонние замки) на эвакуационных выходах из помещений организации, исключающие возможность их открывания изнутри без ключа; в дверном проеме эвакуационного выхода установлена решетка, препятствующая свободной эвакуации людей в случае пожара (
п. 53 Правил); при отделке пола путей эвакуации в здании использованы материалы, имеющие показатели пожарной безопасности более нормативных (
п. 53 Правил); на окнах помещений установлены глухие металлические решетки (
п. 40 Правил); отсутствуют планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (
п. 51 Правил); не восстановлено остекление чердачного помещения здания (
п. 44 Правил); За последние три года не произведены замеры сопротивления электросилового оборудования и контура заземления помещений (
п. 57 Правил); инструкция по мерам пожарной безопасности не соответствует
п. 6,
прил. 1 Правил; не организовано обучение сотрудников организации мерам пожарной безопасности, план (карточка) пожаротушения на случай возникновения пожара не разработан (
ст. 16,
37 Федерального закона "О пожарной безопасности).
Признавая наличие действиях заявителя состав административного нарушения и не установив оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, суд первой инстанции между тем признал постановление незаконным и отменил его в связи с нарушением административным органом порядка привлечения инспекции к ответственности.
Выводы суда о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает обоснованными, однако указание в обжалуемом судебном акте на нарушение административным органом порядка привлечения к ответственности и тем самым нарушение прав заявителя является ошибочным.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
ст. 8.32,
11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Представленными в материалы дела доказательствами (акт проверки, протокол об административном правонарушении, предписание административного органа), объяснениями представителей лица, привлеченного к ответственности, подтверждается наличие в действиях последнего состава вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно
ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные
КоАП РФ, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные
Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом (постановлением прокурора) об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно
ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В рассматриваемом случае при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал сотрудник организации, привлекаемой к ответственности, П., исполняющий в силу утвержденной должностной инструкции обязанности руководителя инспекции на период его отпуска. Данное обстоятельство установлено судом на основании представленной в суд должностной инструкции указанного сотрудника, объяснений непосредственно участвующего в судебном заседании руководителя инспекции, не оспаривающего как факт совершения правонарушения, так и соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, что отражено в протоколе судебного заседания.
Оценивая доводы инспекции о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В
Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемом случае нарушения в содержании помещений носят длительный характер, между тем инспекцией здание эксплуатируется с ноября 2006 г., что также отмечено и в решении суда первой инстанции. С момента эксплуатации инспекцией принимались меры для устранения нарушений, на момент возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления часть нарушений инспекцией была устранена, о чем проинформирован административный орган.
С учетом изложенных обстоятельств и принимая во внимание, что правонарушение совершено впервые, действия инспекции направлены на устранение правонарушения, а также с учетом мнения административного органа, суд апелляционной инстанции считает возможным применить административное взыскание в виде предупреждения, что соответствует санкции, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 104,
110,
258,
268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 2 октября 2007 г. по делу N А50-12476/2007 отменить в части, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания ГУ МЧС России по Пермскому краю от 22.08.2007 N 38 в части наложения на ГУ "М" административного штрафа в размере 10000 рублей как не соответствующее
Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменить постановление о назначении административного наказания ГУ МЧС России по Пермскому краю от 22.08.2007 N 38 в части наложения на ГУ "М" административного штрафа по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ГУ "М" административное наказание в виде предупреждения.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.