Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 N 17АП-7951/2009-АК по делу N А71-9571/2009
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 N 17АП-7951/2009-АК по делу N А71-9571/2009
Требование: Об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2009 г. N 17АП-7951/2009-АК
Дело N А71-9571/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей: Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское": не явились;
от заинтересованного лица Отделения государственного пожарного надзора Малопургинского района Удмуртской Республики: не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27.07.2009 года
по делу N А71-9571/2009
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское"
к Отделению государственного пожарного надзора Малопургинского района Удмуртской Республики
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Администрация муниципального образования "Иваново-Самарское (далее - Администрация МО "Иваново-Самарское", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения государственного пожарного надзора по Малопургинскому району, (далее - ОГПН по Малопургинскому району) N 95 от 02.07.2009 г. о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование своих требования заявитель жалобы указывает, что в виду отсутствия достаточных средств в бюджете муниципального образования на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, установку автоматической пожарной сигнализации в границах населенных пунктах Администрацией МО "Иваново-Самарское" была направлена заявка на предоставление субсидий из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в размере 99000 руб. На момент подачи заявления из бюджета Удмуртской Республики выделена субсидия по данной заявке в размере 66100 руб. Все работы направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, указанные в заявке, будут проведены в течение 2009 г. Кроме того, главным государственным инспектором на основании акта проверки вынесено предписание, в соответствии с которым муниципальному образованию установлен срок для устранения нарушений до 01.11.2009 г., тогда как постановление о назначении административного наказания вынесено 02 июля 2009 г. Администрацией МО "Иваново-Самарское", исходя из возможностей местного бюджета, принимаются все меры по исполнению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, соответственно оснований для привлечения к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не имеется.
Административный орган против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке
п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07 мая 2009 г. должностным лицом Отделения Государственного пожарного надзора по Малопургинскому району, на основании распоряжения N 98 проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и территорий, в зданиях и сооружениях Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское", расположенной по адресу: Удмуртская Республика, Малопургинский район, д. Иваново-Самарское, ул. Центральная, 1.
В ходе проверки выявлены нарушения требований
ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ";
НПБ 104-03 "Системы оповещения и управление эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях";
НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
ФЗ-69 "О пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", а именно: автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей в случае пожара не смонтирована, в помещениях администрации МО "Иваново-Самарское" установлены глухие металлические решетки (кабинет специалиста-эксперта); деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом не обработаны; на искусственных и естественных водоемах (д. Капустино) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населенные пункты (д. Капустино) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; не проводится на должном уровне противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы, рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и т.п.
По результатам проверки составлены акт проверки N 98 от 07.05.2009 г. и выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 98/98/1 от 07.05.2009 г.
24 июня 2009 г. Заместителем прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики в отношении Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 02.07.2009 г. N 95, согласно которому заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей (л.д. 11-12).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Устава к полномочиям Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское" относятся, в том числе управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со
ст. 37,
38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу
пункта 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
На основании
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела видно, что должностным лицом административного органа 09.04.2009 г. проведена плановая проверка противопожарного состояния объектов и территории, подконтрольных администрации муниципального образования "Иваново-Самарское".
При проведении проверки обнаружены ряд нарушений
Правил пожарной безопасности, послужившие основанием для привлечения к ответственности, а именно: автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей в случае пожара не смонтирована, в помещениях администрации МО "Иваново-Самарское" установлены глухие металлические решетки (кабинет специалиста-эксперта); деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом не обработаны; на искусственных и естественных водоемах (д. Капустино) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населенные пункты (д. Капустино) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; не проводится на должном уровне противопожарная пропаганда и обучение населения мерами пожарной безопасности через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы, рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и т.п.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении
ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности",
п.п. 3,
11,
31,
40,
94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313), п. 7.1 СНиП 21-01-97,
п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03,
таблицы 2 НПБ 104-03.
Факты нарушения требований пожарной безопасности подтверждаются актом проверки от 07.05.2009 г. N 98, а также постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2009 г. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат, следовательно, является доказанным наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон, установлено, что заявитель имел возможность выполнить вышеперечисленные требования
Правил пожарной безопасности. Доказательств принятия всех возможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, нарушение
Правил допущено по вине администрации, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие вины в несоблюдении
Правил пожарной безопасности в связи с отсутствием должного финансирования является несостоятельной.
Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, ряд вменяемых заявителю нарушений требований пожарной безопасности не требуют значительных финансовых затрат (таких как, не проводится на должном уровне противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы, рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и т.п.).
При этом судом первой инстанции установлено, что в 2008 г. средства в бюджет на обеспечение первичных мер пожарной безопасности заявителем не закладывались, не предпринимались меры по изысканию иных источников финансирования, а также к изменению размеров финансирования на 2009 г. на обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по выполнению обязанности по предоставлению безопасных условий жизни жителям населенных пунктов муниципального образования в соответствии с противопожарными требованиями заявителем суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений не выявлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2009 года по делу N А71-9571/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Иваново-Самарское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА