Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 23.05.2005, 16.05.2005 по делу N А50-1611/2005-А10
Ссылаясь на отсутствие нарушений Правил пожарной безопасности, истец указывает на экспертное заключение, но это заключение не согласовано с противопожарной службой и составлено без учета изменившейся ситуации, что говорит о его недействительности.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 23.05.2005, 16.05.2005 по делу N А50-1611/2005-А10
Ссылаясь на отсутствие нарушений Правил пожарной безопасности, истец указывает на экспертное заключение, но это заключение не согласовано с противопожарной службой и составлено без учета изменившейся ситуации, что говорит о его недействительности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 23 мая 2005 г. | Дело N А50-1611/2005-А10 |
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2005 г.
Арбитражный суд Пермской области, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу истца - ООО "Прогресс-96" - на решение от 24.03.2005 по делу N А50-1611/2005-А10 Арбитражного суда Пермской области по иску ООО "Прогресс-96" к Управлению государственной противопожарной службы по Пермской области (третье лицо - ЗАО "Проминформ") о признании незаконными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Пермской области обратилось ООО "Прогресс-96" с иском о признании недействительным отказа Управления государственной противопожарной службы по Пермской области в отмене предписания N 30-н от 05.11.2003 и о признании недействительным предписания N 30-н от 05.11.2003 о приостановке проведения строительно-монтажных работ по ул. Кирова, 70, в Ленинском районе г. Перми с 12.11.2003, вынесенного Управлением государственной противопожарной службы по Пермской области (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Пермской области от 24.03.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 24.03.2005 отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со
ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
05.11.2003 Управлением государственной противопожарной службы МЧС РФ на основании материалов о противопожарном состоянии строящегося административного здания по ул. Кирова, 70, в Ленинском районе г. Перми вынесено предписание N 30-н о приостановлении проведения строительно-монтажных работ на указанном объекте с 12.11.2003 в связи с выявлением при строительстве объекта грубых нарушений требований норм и правил пожарной безопасности: 1) отсутствие противопожарного разрыва между строящимся и существующим зданием (СНиП 2.07.01-89* прил. 1*, п. 1*, табл. 1*, ППБ 01-03
п. 573); 2) проектирование и выполнение посадки строящегося здания без соблюдения необходимой ширины проездов для пожарных машин, в том числе для установки высотной пожарной техники (СНиП 2.07.01-89* п. 2*); 3) отсутствие у въезда на стройплощадку плана пожарной защиты с нанесенными строящимися и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи (ППБ 01-03
п. 575).
10.11.2004 ООО "Прогресс-96" обратилось с Государственную противопожарную службу Пермской области Министерства по делам ГО, ЧС и ЛПСБ с заявлением N 370, в котором указало на отсутствие нарушений
Правил пожарной безопасности при строительстве объекта, поскольку отсутствие противопожарного разрыва (п. 1 предписания) и необходимой ширины проезда (п. 2 предписания) признаны возможным экспертным заключением по проектной документации на строительство административного здания по ул. Кирова, 70, в Ленинском районе г. Перми Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ и основанным на нем заключением ГУ ГПС МЧС России от 26.05.2004, а также на выполнение п. 3 предписания (л.д. 11).
Ответчик письмом от 23.11.2004 фактически отказал истцу в испрашиваемой отмене предписания N 30-н от 05.11.2003, поскольку экспертное заключение не является основанием для отмены предписания ввиду: 1) представления его копии; 2) отсутствия его согласования с разработчиком нормативного документа СНиП 2-07.01-89*; 3) дано по эскизному проекту, а не по рабочему проекту; 4) не имеет подписей лиц, непосредственно проводивших изыскания.
Не согласившись с изложенным отказом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о признании недействительным отказа Управления государственной противопожарной службы по Пермской области в отмене предписания N 30-н от 05.11.2003 и о признании недействительным предписания N 30-н от 05.11.2003 о приостановке проведения строительно-монтажных работ по ул. Кирова, 70, в Ленинском районе г. Перми с 12.11.2003, вынесенного Управлением государственной противопожарной службы по Пермской области.
При этом основаниями заявленного иска истец полагает: 1) согласование стройгенплана в установленном порядке; 2) отсутствие в проекте необходимого противопожарного разрыва и ширины проездов пожарных машин признано возможным для дальнейшего проектирования экспертным заключением; 3) исполнение п. 3 предписания; 4) неисполнение ответчиком указания вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора; 5) отсутствие законодательно установленной обязанности по согласованию проектирования с разработчиком нормативного документа; 6) наличие преюдиции в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Пермской области по делу
N А50-7650/2004-Г1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания недействительными ненормативных актов ответчика.
Законность и обоснованность вынесенного предписания на момент его вынесения были предметом рассмотрения арбитражных судов всех инстанций по делу N А50-32339/2003-А14 (л.д. 121-130), которыми установлено несоблюдение истцом норм и правил пожарной безопасности, в том числе отсутствие согласования стройгенплана органами государственного пожарного надзора (л.д. 127).
В проектной документации на строительство допущены отдельные отступления от требований действующих нормативных документов - СНиП 2.07.01: 1) противопожарное расстояние до существующего здания составляет 6 метров (СНиП 2.07.01-89* прил. 1*, п. 1*, табл. 1*, ППБ 01-03
п. 573); 2) не обеспечена возможность проездов для пожарных машин, в том числе для установки высотной пожарной техники (СНиП 2.07.01-89* п. 2*).
Именно данные нарушения и выявлены при составлении оспариваемого предписания.
Согласно
пп. 26, 27, 28, 31 Инструкции по организации и осуществлению пожарного надзора в РФ, утвержденной Приказом МЧС РФ N 132 от 17.03.2003, при отступлениях от требований нормативных документов по пожарной безопасности градостроительная и проектно-сметная документация рассматривается и согласовывается экспертным советом, который рассматривает документацию по письменному обращению юридического лица, и по результатам рассмотрения экспертным советом представленной документации юридическому лицу выдается выписка из протокола заседания экспертного совета.
При наличии положительного решения экспертного совета выписка из протокола с приложением необходимых материалов направляется в трехдневный срок на рассмотрение и согласование в вышестоящий орган ГПН для принятия решения.
В соответствии с
п. 32 вышеуказанной Инструкции рассмотрение и подготовка заключений по градостроительной и проектно-сметной документации с обоснованными отступлениями от требований пожарной безопасности может выполняться и представляться для согласования в Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России пожарно-техническими, научно-исследовательскими учреждениями и пожарно-техническими учебными заведениями.
Пункт названной Инструкции предусматривает, что заключение органа ГПН вступает в силу только после согласования отступлений от норм проектирования в порядке, определяемом данной
Инструкцией.
В доказательство соблюдения
Правил пожарной безопасности при строительстве в настоящем деле истец приводит наличие согласования стройгенплана Главным управлением Государственной противопожарной службы МЧС России на основании экспертного заключения по проектной документации от 26.05.2004 (л.д. 10).
Однако факт получения экспертного заключения и вопрос о согласовании стройгенплана 26.11.2004 были предметом исследования арбитражным судом всех инстанций по делу N А50-9492/2004-А14. При этом
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2004 N Ф09-5050/04-АК (л.д. 117) содержит оценку изложенным в кассационной жалобе аналогичным доводам заявителя, и устанавливает, что в письме Главного управления ГПС России от 26.05.2004 не содержится вывода о согласовании стройгенплана, и само по себе заключение не подтверждает соблюдение заявителем установленного порядка согласования стройгенплана.
Согласно
ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку при рассмотрении дела N А50-9492/2004-А14 участвовали те же лица, что и по настоящему делу, довод истца о наличии согласования стройгенплана 26.05.2004 не принимается во внимание.
Также не является основанием для удовлетворения требований заявителя и его довод о возможности отсутствия в проекте необходимого противопожарного разрыва и ширины проездов пожарных машин, признанной экспертным заключением, поскольку, как уже было сказано выше, представленное экспертное заключение само по себе не свидетельствует о получении согласования стройгенплана в установленном порядке.
Кроме того, из текста представленного экспертного заключения и приложений к нему (л.д. 36-83) усматривается, что заказчик указанного заключения (истец по настоящему делу) представил для экспертизы эскизный проект строительства (ч. 2 заключения (л.д. 39), а также не сообщил эксперту об отзыве согласования стройгенплана Управлением ГПС Пермской области письмом от 04.08.2003 (л.д. 32) и от 10.09.2003 (л.д. 33), в связи с невозможностью ранее запланированного сноса существующего здания пятой степени огнестойкости, в то время как экспертное заключение выдано с учетом сноса существующего строения и наличия согласования органами пожарной службы.
В соответствии с
п. 33 вышеуказанной Инструкции заключение органа ГПН распространяется только на рассмотренную им градостроительную и проектно-сметную документацию и действует на весь срок проектирования и строительства объекта.
Поскольку доказательств распространения экспертного заключения на рабочую проектно-сметную документацию с учетом изменившейся ситуации с существующим соседним зданием истцом не представлено, указанный довод заявителя является необоснованным.
Также не применима в данной ситуации и
ст. 6 ФЗ РФ "О пожарной безопасности", поскольку никаких обязательных указаний вышестоящих органов в части отмены предписания материалы дела не содержат. В части согласования стройгенплана доводы заявителя не принимаются в силу вышеизложенного.
Ссылка заявителя на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Пермской области по делу
N А50-7650/2004-Г1, не может быть принята во внимание в силу неверного толкования закона, поскольку из текста вышеуказанного решения суда (л.д. 20-22) усматривается лишь наличие у истца выданного в установленном порядке разрешения на строительство, и не содержится обстоятельств наличия или отсутствия нарушений
Правил пожарной безопасности.
Довод истца о выполнении им п. 3 оспариваемого предписания также не принимается во внимание, поскольку данный факт не влечет признания вынесенного предписания недействительным или его отмены.
Кроме того, в соответствии с
п. 74 вышеуказанной Инструкции предписание о приостановлении эксплуатации действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора, вынесшего предписание о приостановлении, или вышестоящего государственного инспектора о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора).
Доказательств того, что в настоящее время устранены все нарушения, выявленные при вынесении оспариваемого предписания или отказа в его отмене, и истец обратился за разрешением дальнейшего проведения работ, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно не удовлетворены судом.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не принимаются во внимание в силу вышеизложенного.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с него в сумме 1000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь
ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермской области от 24.03.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Прогресс-96" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать.