Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 08.09.2005 N Ф09-3914/05-С1 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 26.05.2005, 19.05.2005 по делу N А50-5353/2005-А16
Требование: О признании незаконным и об отмене постановления.


Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 26.05.2005, 19.05.2005 по делу N А50-5353/2005-А16
Требование: О признании незаконным и об отмене постановления.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 26 мая 2005 г.
Дело N А50-5353/2005-А16
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2005 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2005 г.
Арбитражный суд Пермской области рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - ЗАО "Уралалмаз" - на решение от 07.04.2005 по делу N А50-5353/2005-А16 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ЗАО "Уралалмаз" к ГУ "Учреждение 28-й отряд ГПС МЧС России Пермской области" о признании незаконным и об отмене постановления и
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Уралалмаз" обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления N 15 от 21.02.2005, вынесенного должностным лицом ГУ "Учреждение 28-й отряд ГПС МЧС России по Пермской области", в соответствии с которым оно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 07.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Уралалмаз" с решением не согласно, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
ГУ "Учреждение 28-й отряд ГПС МЧС России Пермской области" против доводов апелляционной жалобы возражает, оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 26.01.2005 в металлическом здании драги N 148 с горючим утеплителем, принадлежащем ЗАО "Уралалмаз", произошел пожар.
Прибывшими на место происшествия сотрудниками пожарной части 28-й ОГПС обнаружено, что пожар, в результате которого обгорела внутренняя обшивка стены драги на площади пяти метров, потушен. Прибывшим на место пожара начальником ОГПН г. Красновишерска составлены акт о пожаре (л.д. 40) и протокол осмотра места происшествия (л.д. 37).
Определением N 15 от 09.02.2005 главного государственного инспектора г. Красновишерска и Красновишерского района по пожарному надзору по данному факту возбуждено дело о нарушении требований в области пожарной безопасности и принято решение о проведении административного расследования.
21.02.2005 главным государственным инспектором по пожарному надзору в отношении учреждения составлен протокол N 15 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесено постановление N 15 о привлечении ЗАО "Уралалмаз" к указанной административной ответственности в виде штрафа в сумме 30000,00 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях заявителя административным органом установлен.
Данный вывод является правильным.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.
Такими правилами, в частности, являются Правила пожарной безопасности-01-03 (ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В соответствии с п. 8 Правил руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие Правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.
Согласно п. 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п. 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.
ЗАО "Уралалмаз" не предприняло мер, обеспечивших выполнение указанных положений Правил, в результате чего его работником - машинистом теплового узла Ф., было допущено отогревание замерзших труб паяльной лампой, послужившее причиной пожара.
Указанные нарушения зафиксированы в акте о пожаре от 26.01.2005, протоколе осмотра места происшествия, протоколе от 21.02.2004 (л.д. 44). Кроме того, в материалах дела содержится объяснительная записка машиниста теплового узла Ф., из содержания которой видно, что пожар возник в результате отогревания замерзших труб паяльной лампой. Последнее обстоятельство следует также из докладной начальника драги, который отмечает, что причиной пожара явился слабый контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности электромехаником и начальником драги. (л.д. 23).
Доводов, опровергающих факты выявленных нарушений ППБ-01-03, ЗАО "Уралалмаз" не приводит.
Довод заявителя о том, что в протоколе и в постановлении административного органа не содержится ссылки на п. 40 ППБ-01-03, следовательно, он не мог защитить свои права в ходе производства об административном правонарушении, подлежит отклонению, т.к. непосредственная причина пожара была установлена ЗАО "Уралалмаз" 26.01.2005, что подтверждается объяснительной запиской машиниста теплового узла Ф.
При этом из представленного в материалы дела журнала прохождения инструктажей (л.д. 76) не усматривается, что инструктаж по пожарной безопасности был проведен с Ф. Расшифровки подписи лица, с которым был проведен инструктаж, в журнале не содержится. В материалах дела не имеется сведений о лицах, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие Правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ в ЗАО "Уралалмаз". Распорядительных документов, которые регламентируют порядок проведения, сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за проведение указанных мероприятий в ЗАО "Уралалмаз", не имеется. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Таким образом, событие правонарушения и вина общества в его совершении (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ) должностным лицом административного органа установлены и подтверждаются материалами дела.
Тот факт, что протокол и постановление составлены одним и тем же должностным лицом в один день, не является основанием для отмены оспариваемого постановления в силу следующего.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
В данном случае допущенное административным органом нарушение - составление протокола и рассмотрение дела в один день (21.02.2005) не является существенным, поскольку представитель ЗАО "Уралалмаз" - К. принимал участие как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были ему разъяснены, объяснений при составлении протокола указанный представитель не дал, ходатайств о переносе рассмотрения дела не заявлял.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ право на защиту нарушено не было, составление протокола и вынесение постановления в один день не препятствовало всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Что касается составления протокола и постановления одним и тем же должностным лицом, то данное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, т.к. согласно ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.
Таким образом, главный государственный инспектор г. Красновишерска и Красновишерского района Пермской области по пожарному надзору в соответствии со ст. 23.34, 28.3 КоАП РФ вправе составлять как протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, так и выносить постановления о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной указанной статьей КоАП РФ.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется, так как в результате правонарушения возник пожар, что свидетельствует о его значительной общественной опасности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 АПК Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермской области от 07.04.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.