Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N 17АП-10634/2012-АК по делу N А50-12269/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N 17АП-10634/2012-АК по делу N А50-12269/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2012 г. N 17АП-10634/2012-АК
Дело N А50-12269/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - ООО "Фирма "Астор" (ОГРН 1025901612967, ИНН 5908011430): Самохвалова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2012;
от заинтересованных лиц - 6 отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю: Богатырев А.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 15.08.2012;
от Главного управления МЧС России по Пермскому краю: Богатырев А.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 15.08.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Фирма "Астор"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 августа 2012 года
по делу N А50-12269/2012,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению ООО "Фирма "Астор"
к Главному государственному инспектору г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору Ширинкину Игорю Константиновичу
об отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Астор" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления от 07.06.2012 N 201 о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного Главным государственным инспектором г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору Ширинкиным И.К. (далее - административный орган).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В обоснование жалобы заявитель указывает на недоказанность проверяющим органом ряда нарушений требований пожарной безопасности; ограничение доступа работников Общества в проверенные помещения и здания во избежание негативных последствий; отсутствие у общества финансирования на устранение нарушений; принятие мер по устранению выявленных нарушений; наличие возможности для применения к рассматриваемому правонарушению ст. 2.9 КоАП РФ; наличие у общества специального лица, ответственного за пожарную безопасность; отсутствие доказательств извещения законного представителя Общества о времени и месте рассмотрения административного дела.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.04.2012 N 218 административный орган в период с 04.05.2012 по 01.06.2012 провел плановую выездную проверку зданий, строений, сооружений, помещений общества "Фирма "Астор", находящихся по адресу: г. Пермь ул. Ардатовская, 2а.
По результатам проверки составлен акт от 28.05.2012 N 218 (л.д. 14-16), в котором зафиксировано, что заявителем:
1) в нарушение пункта 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР, Правила), ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009) в административно-бытовом корпусе (Литер А и А1) используется план эвакуации людей при пожаре не в соответствии с ГОСТ;
2) в нарушение пункта 3 Правил с сотрудниками организации не проведено обучение по пожарно-техническому минимуму;
3) в нарушение пункта 24 Правил наружные пожарные лестницы здания административно-бытового корпуса (Литер А и А1), наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания технологического корпуса (Литер В и В1) не подвергались эксплуатационным испытаниям;
4) в нарушение пункта 55 Правил не организованно проведение проверок сетей наружного противопожарного водопровода их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (последняя проверка - 20.05.2009), что образует событие административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
5) в нарушение пункта 42 Правил в ремонтом боксе и складе, гараже N 2 (Литер Б и Б1), здании технологического корпуса (Литер В и В1), здании КПП и мех. мастерской (Литер Д и Д1); помещении административно-бытового корпуса (Литер А и А1) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, что образует событие административного правонарушения по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ;
6) в нарушение пункта 61 Правил в здании КПП и мех. мастерской (Литер Д и Д1), технологического корпуса (Литер В и В1), ремонтом боксе и складе, гараже N 2 (Литер Б и Б1), административно-бытовом корпусе (Литер А и А1) не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации;
7) в нарушение пункта 63 Правил в здании КПП и мех. мастерской (Литер Д и Д1), технологического корпуса (Литер В и В1), ремонтом боксе и складе, гараже N 2 (Литер Б и Б1), административно-бытовом корпусе (Литер А и А1) не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре);
8) в нарушение пункта 6.28 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97) в административно-бытовом корпусе (Литер А и А1) на путях эвакуации при высоте лестниц более 45 см отсутствуют ограждения с перилами; что образует событие административного правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По данному факту в отношении предприятия составлены протоколы об административном правонарушении от 28.05.2012 N 199-208 (л.д. 17-20, 32-37), постановлением от 07.06.2012 N 201 Общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 8-12).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствия оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не усматривая оснований для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Часть 1 упомянутой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования были установлены, в частности, действующими на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР, Правила).
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона N 69-ФЗ, пункт 3 Правил), нарушения которых отражены в протоколах об административных правонарушениях и постановлении по делу об административном правонарушении.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт содержания заявителем зданий, помещений на момент проверки с нарушением вышеуказанных требований законодательства в области пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении, иными имеющимися в материалах дела документами и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии событий вменяемых административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также пришел к выводу о доказанности наличия в действиях предприятия вины в совершении вменяемых административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении вменяемых административных правонарушений, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением правил и норм пожарной безопасности, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы заявителя о том, что у общества не имелось возможности для устранения нарушений норм пожарной безопасности в связи с отсутствием финансирования на их устранение, поскольку недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что устранение ряда выявленных нарушений требований пожарной безопасности (эксплуатация светильников со снятыми колпаками; проведение обучения по пожарно-техническому минимуму; проведение проверок сетей наружного противопожарного водопровода их работоспособности), не требует привлечения значительных финансовых средств.
Каких-либо доказательств невозможности выполнения требований правил пожарной безопасности, равно как и обоснованию того, что при эксплуатации помещений не возникает угрозы здоровью и жизни людей, заявителем не представлено в материалы дела.
Таким образом, апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения в действиях предприятия установлен и доказан.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что проверенные помещения и здания, технологическое оборудование не эксплуатируются, а работники Общества находятся в отпуске, не влечет признания незаконным постановления органа пожарного надзора. Из пояснений представителя заявителя следует, что три кабинета из проверенных помещений эксплуатируется (л.д. 25 оборот). Представленные в дело фотоматериалы подтверждают подключение электропитания (л.д. 55). Кроме того, соблюдение требований пожарной безопасности в указанных помещениях необходимо в целях обеспечения сохранности имущества и предотвращения возникновения пожароопасной ситуации на данном объекте.
Также не влечет признание оспариваемого постановления незаконным довод подателя жалобы о наличии специального лица, ответственного за обеспечении пожарной безопасности в Обществе, как на обстоятельство, свидетельствующее о невозможности привлечения к ответственности за данное правонарушение самого юридического лица, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что административным органом не представлено доказательств наличия ряда нарушений правил пожарной безопасности, такие как: эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией; на путях эвакуации при высоте лестниц более 45 см отсутствуют ограждения с перилами; с сотрудниками организации не проведено обучение по пожарно-техническому минимуму; наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания технологического корпуса (Литер В и В1) не подвергались эксплуатационным испытаниям; не организованно проведение проверок сетей наружного противопожарного водопровода, подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка в отношении заявителя проведена в присутствии директора Общества Штейнберга Ю.М. Результаты проверки оформлены актом от 28.05.2012 N 218, подписанным законным представителем заявителя - Штейнбергом Ю.М., о чем имеются соответствующие отметки в нем. Возражений по поводу выявленных нарушений при составлении акта проверки со стороны законного представителя общества не поступало.
Данный факт свидетельствует о том, что проверка проведена проверяющим лицом при непосредственном выходе на объект, обнаруженные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, указывающие на наличие события административного правонарушения, имели место быть.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что нарушение, указанное в п. 4 оспариваемого постановления, установленное Правилами противопожарного режима в РФ, вступает в силу лишь 01.09.2012, не свидетельствует о незаконности постановления в целом и не влечет признание его незаконным и отмену, поскольку требования пожарной безопасности, допущенные заявителем, содержатся в иных нормативных актах, а именно ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", исполнение которого обязательно, на нарушение данного требования имеется ссылка в акте проверки, протоколах об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протоколы по делу об административном правонарушении составлены, а оспариваемое постановление вынесено в присутствии законного представителя Общества (л.д. 14, 17-20, 32-37), при надлежащем извещении о месте и времени совершения указанных действий (л.д. 13, 53, 54, 59).
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах годичного срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
При определении наказания административным органом учтены характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств (совершение правонарушения впервые), в связи с чем назначена минимальная мера наказания в установленном ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ порядке.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП отсутствуют (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 г. N 14495/11).
Выявленное административным органом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности (глава 20 КоАП РФ) посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного причин для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте и, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных, влекущих отмену обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба предприятия не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 августа 2012 г. по делу N А50-12269/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Астор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО