Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 17АП-3293/2012-АК по делу N А50-237/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 17АП-3293/2012-АК по делу N А50-237/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2012 г. N 17АП-3293/2012-АК
Дело N А50-237/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пересвет" (ОГРН 1055904129500, ИНН 5908030633): Малафеев В.А., директор на основании решения от 26.04.2010 N 4,
от заинтересованных лиц 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю, Главного управления МЧС России по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Богатырев А.А. по доверенности от 18.01.2012 N 32 (л.д. 57), по доверенности от 25.07.2011 N 252 (л.д. 56),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 марта 2012 года по делу N А50-237/2012,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пересвет"
к 6 Отделу надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пересвет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - административный орган) от 07.12.2011 N 318 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не часть 4 статьи 20.40.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить. В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильную квалификацию судом первой инстанции вменяемого Обществу нарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ; указывает на то, что окно в помещении соответствует определению и размерам аварийного выхода, в связи с чем полагает, что выявленное нарушение правильно квалифицировано административным органом по ч. 4 ст. 20.40 КоАП РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал приведенные в отзыве возражения, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, при проведении плановой проверки по соблюдению Обществом требований пожарной безопасности в помещении закусочной по адресу: г. Пермь, ул. Ушакова, 18, установлено нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в наличии глухих металлических решеток на окнах (п. 40 ППБ 01-03).
Данное нарушение отражено в акте проверки от 01.12.2011 (л.д. 30) и послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 9).
По результатам рассмотрения материалов административного производства уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление N 318 от 07.12.2011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 руб. (л.д. 6-7).
Общество, считая указанное постановление незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения Обществом требований пожарной безопасности, однако посчитал неправильной квалификацию административным органом выявленного нарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, полагая, что выявленное нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку окно, на котором расположена глухая металлическая решетка, с учетом конкретного объекта не относится к аварийному выходу.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Общества и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 и частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде административного штрафа для юридических лиц от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены, в том числе, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;
эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и(или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.9 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара (п. 6.19 СНиП 21-01-97*).
В ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в п. 6.20 СНиП 21-01-97* указано, что к аварийным выходам относится, в том числе, выход непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже -4,5 м и не выше +5,0 м через окно или дверь с размерами не менее 0,75 ч 1,5 м, а также через люк размерами не менее 0,6 x 0,8 м.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки административным органом установлено и Обществу вменяется нарушение, выразившееся в том, что в помещениях на окнах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03).
Факт наличия на момент проверки глухих металлических решеток на окнах помещения закусочной подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается, что свидетельствует о том, что Обществом допущено нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренное п. 40 ППП 01-03.
Данное нарушение требований пожарной безопасности квалифицировано административным органом по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отменяя обжалуемое постановление административного органа, пришел к выводу о том, что выявленное нарушение образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку окно, на котором расположена глухая металлическая решетка с учетом конкретного объекта не относится к аварийному выходу.
Не соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, административный орган ссылается на то, что окна в помещении закусочной, расположенной по адресу г. Пермь, ул. А.Ушакова, 18, являются аварийными выходами, поскольку соответствуют определению и размерам аварийного выхода, указанным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в п. 6.19, п. 6.20 СНиП 21-01-97*. В апелляционной жалобе административный орган указывает на то, что ширина окна в помещении закусочной Общества составляет 1,89 м, а высота 1,925 м.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом обязанность доказать наличие оснований для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Однако, в акте проверки N 296 от 01.12.2011, в протоколе об административном правонарушении N 318 от 01.12.2011, в постановлении N 318 от 07.12.2011 о назначении административного наказания не указаны сведения о размерах окон, на которых установлены глухие металлические решетки. В материалах дела отсутствуют установленные в ходе проверки или при производстве по делу об административном правонарушении данные о размерах окон в проверяемых помещениях.
Изложенная в судебном заседании суда апелляционной инстанции ссылка представителя административного органа на то, что размеры окон были установлены при рассмотрении судом общей юрисдикции дела об оспаривании постановления об административном правонарушении в отношении директора Общества, отклоняются, поскольку в решении суда общей юрисдикции указано, что "в материалах дела отсутствуют официальные данные о параметрах данных окон, установленных в ходе проверки" (л.д. 65).
Доказательства, подтверждающие изложенные в апелляционной жалобе сведения о размере указанных окон, и имеющиеся у административного органа на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют, административным органом такие доказательства в нарушение ст. 65, ч. 6 ст. 210 АПК РФ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом сведений о размере окон, на которых установлены глухие металлические решетки, о недоказанности соответствия данных окон определению и размерам аварийного выхода, указанным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в п. 6.19, п. 6.20 СНиП 21-01-97*.
Следовательно, административным органом не доказано, что допущенное Обществом нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в установлении на окнах глухих металлических решеток, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам).
Недоказанность административным органом события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, свидетельствует о необоснованном привлечении Общества к административной ответственности по данной норме права.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2012 года по делу N А50-237/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА