Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 N 17АП-5514/2012-АК по делу N А71-4073/2012
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 N 17АП-5514/2012-АК по делу N А71-4073/2012
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2012 г. N 17АП-5514/2012-АК
Дело N А71-4073/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества Камбарская фабрика "Корд" (ОГРН 1021800719016, ИНН 1810000096): Мукминов М.Р., паспорт, доверенность от 01.06.2012,
от заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя закрытого акционерного общества Камбарская фабрика "Корд"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2012 года
по делу N А71-4073/2012,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества Камбарская фабрика "Корд"
к Отделу надзорной деятельности г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании незаконным постановления N 23/9 от 13.02.2012 о назначении административного наказания,
установил:
закрытое акционерное общество Камбарская фабрика "Корд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 23/9 от 13.02.2012 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы общество, не оспаривая самого факта вменяемого административного правонарушения, указывает на наличие существенных нарушений порядка привлечения его к административной ответственности, а именно, отсутствие доказательств надлежащего уведомления директора общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Отмечает, что административный орган неправомерно счел заместителя директора Рябову Е.В. уполномоченным представителем общества.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 1 от 12.01.2012 (л.д. 41-42) в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки в отношении заявителя составлен акт проверки N 1 от 30.01.2012 (л.д. 43-48), в котором отражены выявленные нарушения правил пожарной безопасности.
01.02.2012 административным органом составлены протоколы N 23/9, N 23/10, N 23/11 (л.д. 33-38) о нарушении обществом требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Приказом от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда системы фотолюминесцентные эвакуационные", НПБ 151-00, НПБ 110-03, НПБ 104-03, СНиП 21-01-97*, НПБ 88-01.
По результатам рассмотрения протоколов N 23/9, N 23/10, N 23/11 от 01.02.2012 и материалов проверки 13.02.2012 административный орган вынес постановление N 23/9 (л.д. 7-11), согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности, Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя событий вменяемых административных правонарушений. Факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности обществом подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Выводы суда в данной части правомерны и обоснованны.
Доводы заявителя о допущенных административным органом процессуальных нарушениях аналогичны доводам, приведенным суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на составление протоколов об административном правонарушении, рассмотрение дела законный представитель общества Шихов О.А. не явился. Определение о вызове законного представителя юридического лица для составления протоколов об административном правонарушении было вручено заместителю директора общества Рябовой Е.В. 30.01.2012 (л.д. 40 оборот).
Протоколы об административном правонарушении получены Рябовой Е.В. 02.02.2012, о чем на них имеется соответствующая отметка с подписью Рябовой Е.В., удостоверенная оттиском печати общества. Аналогичная отметка имеется и на определении о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 01.02.2012 (л.д. 32).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, приняв во внимание тот факт, что Рябова Е.В. является заместителем директора общества, именуя себя в качестве такового (л.д. 31 оборот), проверка проведена с ее участием, от ее же имени в адрес административного органа составлено письмо от 08.02.2012 об устранении требований пожарной безопасности согласно предписания N 1/1/1-1 (л.д. 30), кроме того она является учредителем общества (л.д. 60 - сведения из ЕГРЮЛ), а также, учитывая, что лицо, получающее от имени организации корреспонденцию, действует как представитель, полномочия которого явствуют из обстановки, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным составление протоколов об административном правонарушении и вынесение постановления N 23/9 от 13.02.2012 о назначении административного наказания в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем уведомлении.
Иного заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано. Документов, опровергающих имеющиеся в материалах дела доказательства того, что Рябова Е.В. является работником общества - заместителем директора (л.д. 31 оборот), учредителем общества (л.д. 60), заявителем не представлено.
С учетом изложенного, доводы апеллятора о существенных нарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности несостоятельны.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание, назначенное заявителю в минимальном размере санкции, предусматривающей более строгое наказание, соответствует положениям, установленным ст. 4.4 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с данными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Иных, влекущих отмену обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба общества не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2012 года по делу N А71-4073/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Камбарская фабрика "Корд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА