Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 N 17АП-5031/2012-АК по делу N А60-7081/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 N 17АП-5031/2012-АК по делу N А60-7081/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. N 17АП-5031/2012-АК
Дело N А60-7081/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Атрон" (ОГРН 1026602335198, ИНН 6658120636): не явились;
от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности Кировского района МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Атрон"
на
решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2012 года
по делу N А60-7081/2012,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Атрон"
к Отделу надзорной деятельности Кировского района МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атрон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кировского района МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 03.02.2012 N 26/28/30 о привлечении к административной ответственности по
ч.ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым
решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит
решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в силу
ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ вопросы соблюдения обязательных требований пожарной безопасности являются основаниями для проведения плановой проверки; проверка исполнения обязательных требований правил пожарной безопасности в ходе проведения внеплановой проверки исполнения предписания незаконна. Также ссылается на отсутствие в действиях общества вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку в силу временных ограничений и значительных финансовых затрат у него не имелось возможности для выполнения предписания в полном объеме и в срок, указанный в предписании.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку ходатайства об их приобщении к материалам дела заявителем не заявлено, кроме того, данные документы имеются в материалах дела.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке
п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного
акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 19.01.2012 по 30.01.2012 инспектором Отдела надзорной деятельности Кировского района МО "город Екатеринбург" на основании распоряжения N 16 от 12.01.2012 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Атрон" по адресу г. Екатеринбург, ул. Малышева, 145а с целью контроля исполнения предписания от 16.12.2010 N 2/10/115, срок исполнения которого истек 01.12.2011.
Непосредственно в ходе проверки помещений и территории были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые описаны в акте проверки от 30.01.2012 N 16 и не оспариваются заявителем.
30.01.2012 административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 26, N 28, N 30, а 03.02.2012 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление N 26/28/30, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не усматривая основания для отмены обжалуемого судебного
акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность
частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям
ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
Перечисленные в постановлении N 26/28/30 от 03.02.2012 нарушения заявителем требований
Правил пожарной безопасности,
НПБ 104-03, НПБ 88-2001,
НПБ 110-03, требований СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*, суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении и иными материалами административного дела, а также не оспаривается и самим заявителем. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч.ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно
ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу
ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения
Правил пожарной безопасности, за нарушение которых установлена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований
Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения. Соответствующий довод апелляционной жалобы отклонен.
Процессуальные требования к порядку привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протоколов и вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом (л.д. 33, 35, 38).
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в рамках срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ. Штраф определен административным органом с учетом наличия трех самостоятельных административных правонарушений в соответствии с положениями
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ на основании санкции
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание, чем
ч.ч. 1,
3 ст. 20.4 КоАП РФ.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений
ст. 2.9 КоАП отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не затрагивают вопросов доказанности правонарушений и процессуального порядка привлечения к ответственности, а указывают на нарушение административным органом
Закона N 69-ФЗ и
Закона N 294-ФЗ. Аналогичные доводы заявителя были рассмотрены судом первой инстанции и отклонены.
Рассмотрев эти доводы, апелляционный суд считает их основанными на неверном толковании норм права и противоречащими установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной
статьей.
Из
ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ следует, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения организацией выданного органом Государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
В силу
ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки может быть, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с
п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и(или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В данном деле такой срок (01.12.2011) был установлен в предписании от 16.12.2010 (л.д. 13-18). Поскольку указанный срок истек, контролирующим органом правомерно организована внеплановая проверка юридического лица на предмет исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений пожарной безопасности, о чем издано распоряжение N 16, с указанием о проведении внеплановой проверки с 16.01.2012 по 31.01.2012 (л.д. 23-24).
При этом, административным органом в результате внеплановой проверки было установлено несоблюдение обществом требований пожарной безопасности, отраженные в п.п. 4-5, 7, 12, 14, 16, 22-23, 25, 27-30, 35-36, 39-41, 43 предписания.
Позиция общества о том, что государственный орган, проводящий проверку, не вправе в ходе внеплановой проверки проверять исполнение обязательных требований пожарной безопасности, является ошибочной. Выявление нарушений требований пожарной безопасности в ходе проведения внепланового мероприятия не запрещено действующим законодательством.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом
решения.
Иных безусловно влекущих отмену судебного
акта доводов заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены
решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2012 г. по делу N А60-7081/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атрон" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Л.Х.РИБ
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО