Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 N 17АП-11289/2012-АК по делу N А50-13640/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 N 17АП-11289/2012-АК по делу N А50-13640/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. N 17АП-11289/2012-АК
Дело N А50-13640/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Центральный" (ОГРН 1025901611988, ИНН 5908021967): Валиев Т.М., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2012,
от заинтересованного лица 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю: Богатырев А.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 16.07.2012 N 220,
от заинтересованного лица Главного Управления МЧС России по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Богатырев А.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 15.08.2012 N 382,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 сентября 2012 года по делу N А50-13640/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральный"
к 6 Отделу надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю, Главному Управлению МЧС России по Пермскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району (далее - административный орган) от 14.06.2012 N 232 о привлечении к административной ответственности по
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что нарушения являются неотделимыми от объекта, должны устраняться Обществом, как собственником.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованных лиц поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 27.05.2012 по 28.05.2012 должностным лицом 6 ОНД г. Перми по Кировскому району и Пермскому муниципальному району на основании распоряжения от 14.05.2012 N 227 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Обществом в помещениях по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 12/2, результаты которой оформлены актом проверки от 28.05.2012 (л.д. 26).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности уполномоченным должностным лицом административного органа составлены протоколы об административных правонарушениях от 30.05.2012 N 231, N 232 (л.д. 29,30), и вынесено постановление от 14.06.2012 N 232 (л.д. 8-9) о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа с учетом
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом того, что лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности, является Общество.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей заявителя и заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 37,
38 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В
п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили следующие нарушения:
- по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - помещения магазина в цокольном этаже не оборудованы противодымной защитой (п. 8.2 СНиП 41-01-2003); отсутствует противопожарная преграда, разделяющая торговые помещения с цокольным этажом (п. 7.4 СНиП 21-01-97);
Факт наличия данных нарушений требований пожарной безопасности в помещении магазина, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 12/2, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 28.05.2012 (л.д. 26), протоколами об административных правонарушениях от 30.05.2012 (л.д. 29, 30), что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в силу
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В
ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В
ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Стороны в договоре аренды вправе урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности в отношении передаваемого в аренду имущества; к ответственности за нарушение правил привлекается лицо, не выполнившее возложенную на него обязанность.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 12/2, принадлежат Обществу праве собственности.
Согласно договору аренды N 1 от 02.01.2012 указанное помещение передано в аренду ИП Акуловой М.Е. (л.д. 10-11).
В соответствии с договором аренды арендодатель (Общество) сдает, а арендатор (ИП Акулова М.Е.) принимает в аренду нежилое помещение (строение), расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 12/2, для использования помещения под магазин мебели.
В п. 2.1.5, п. 2.1.6 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора ИП Акуловой М.Е. выполнять все требования Госпожнадзора по обеспечению пожарной безопасности арендуемого помещения, обеспечить содержание арендуемого помещения в соответствии с противопожарными требованиями.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что ИП Акулова М.Е. арендует помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 12/2, в течение длительного времени (л.д. 14-15), Общество в данном помещении никакой деятельности не осуществляет; из представленной переписки Общества с арендатором помещений ИП Акуловой М.Е. следует, что в феврале 2012 года по инициативе и за счет предпринимателя согласовано проведение в помещении магазина работ по оборудованию автоматической установкой пожаротушения, противодымной вентиляции в цокольном этаже и противопожарных перегородок, разделяющих цокольный и первый этажи, складские помещения и торговый зал (л.д. 12-13).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела в рассматриваемом случае Общество не является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в указанных в постановлении о привлечении к ответственности помещениях.
Доказательств, опровергающих данный вывод, а также доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются результатом действий (бездействия) Общества, административным органом не представлено (
ч. 1 ст. 65,
ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, о том, что выявленные нарушения являются неотделимыми от объекта, должны устраняться Обществом, как собственником, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вменяемых правонарушений.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств (Общество никакой деятельности в спорных помещениях не осуществляет, в данных помещениях длительное время осуществляет деятельность арендатор ИП Акулова М.Е., на которую согласно договора аренды возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в арендуемом помещении), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о недоказанности административным органом того, что лицом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности, является именно Общество.
В
п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с
ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 сентября 2012 года по делу N А50-13640/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу 6 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Кировскому району Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА