Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 N 17АП-3766/2012-АК по делу N А60-53101/2011
Требование: О понуждении ответчика заключить с истцом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка между истцом и ответчиком.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 N 17АП-3766/2012-АК по делу N А60-53101/2011
Требование: О понуждении ответчика заключить с истцом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка между истцом и ответчиком.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. N 17АП-3766/2012-АК
Дело N А60-53101/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Сафоновой С.Н., Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от истца индивидуального предпринимателя Аверина Василия Викторовича (ОГРНИП 304665431600065, ИНН 665500056823): Аверин В.В., паспорт;
Карабаналов С.С., паспорт, доверенность от 13.03.2012;
от ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273): не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2012 года
по делу N А60-53101/2011,
принятое судьей А.Г.Биндером
по иску Ип Аверина Василия Викторовича
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
об обязании заключить дополнительное соглашение,
установил:
Индивидуальный предприниматель Аверин В.В. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о понуждении ответчика заключить с истцом дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 556 от 22.12.2009 между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель). Из уточнения исковых требований следует, что разногласия имеются по подпункту д) пункта 9 договора, приложению N 3 и приложению N 4/1 к договору. При этом из содержания переписки, предшествовавшей обращению в суд, следует, что истец не предлагал ответчику внести изменения в приложения N 3 и N 4/1 к договору.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2012 года подпункт д) пункта 9 договора аренды лесного участка от 22.12.2009 г. N 556 принят в редакции, предлагаемой истцом. Требование об изменении условий приложения 3 и приложения 4/1 оставлено без рассмотрения, в связи с отсутствием доказательств соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования разногласий.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (ответчик), не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить и принять спорный пункт договора в редакции ответчика. Судом не учтено, что размер годовой арендной платы по договору аренды лесного участка складывается из двух частей: 1) минимального размера, уплачиваемого в федеральный бюджет, который определяется на основании
Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 г.; 2) платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер, уплачиваемой в областной бюджет, установленной на аукционе. Полагает, что суд необоснованно освободил арендатора от обязанностей по уплате второй составляющей арендной платы при заготовке древесины при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий (после пожара).
Предприниматель Аверин В.В. (истец) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что обязанность по перечислению платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер, определенной по результатам аукциона, не должна распространяться на заготовку сгоревшей в результате пожара древесины при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Повышенный размер арендной платы должен применяться при обычной производственной деятельности арендатора при заготовке древесины на арендованном лесном участке.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил.
Решение суда в части оставления иска без рассмотрения сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривается.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части, в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 556 от 22.12.2009, во исполнение условий которого ответчик передал истцу в аренду участок лесного фонда. Договор прошел процедуру государственной регистрации.
В связи с необходимостью проведения санитарных рубок истец обратился к ответчику с предложением об изменении условий договора. Ответчик подготовил проект дополнительного соглашения к договору, подписал его и направил в адрес истца. Дополнительное соглашение было подписано истцом с протоколом разногласий и направлено в адрес ответчика. Письмом от 27.10.2011 N 01-16-6689/11 ответчик сообщил истцу, что условия протокола разногласий им отклоняются.
Принципиальные разногласия между сторонами возникли при согласовании редакции подпункта д) пункта 9 договора.
По мнению ответчика, п. 9 договора необходимо дополнить подпунктом д) следующего содержания: "При наличии документов, обосновывающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в поврежденных стихийными бедствиями насаждениях, сверх установленных настоящим договором объемов с учетом подразделения их по породам и категориям защитности, за плату увеличивать объем заготовки древесины сверх объемов, предусмотренных приложением N 3 к настоящему договору.
Плата за древесину, заготовленную Арендатором при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, производится исходя из стоимости заготовленной древесины, рассчитанной по ставкам в соответствии со
ст. 73 Лесного кодекса РФ с учетом повышающего коэффициента, установленного договором аренды."
По мнению истца, подпункт д) пункта 9 должен быть изложен в следующей редакции: "При наличии документов, обосновывающих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в поврежденных стихийными бедствиями насаждениях, сверх установленных настоящим договором объемов с учетом подразделения их по породам и категориям защитности, за плату увеличивать объем заготовки древесины сверх объемов, предусмотренных приложением N 3 к настоящему договору.
Плата за древесину, заготовленную Арендатором при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, производится исходя из стоимости заготовленной древесины, рассчитанной по ставкам в соответствии со
ст. 73 Лесного кодекса РФ. При этом ставки платы за единицу объема древесины, полученной при разработке поврежденных насаждений, в том числе заготовленной в процессе санитарных рубок, исчисляются на основании
Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007. В соответствии с
примечанием 10 к таблице 1, утвержденной данным Постановлением при заготовке древесины, поврежденной вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на понижающие коэффициенты."
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что ставки платы за единицу объема древесины, полученной при разработке поврежденных насаждений, в том числе заготовленной в процессе санитарных рубок, исчисляются на основании
Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007, то есть размер арендной платы за заготовку поврежденной древесины определен уполномоченным государственным органом. При этом применение каких-либо повышающих коэффициентов, названное
Постановление не предусматривает. Учитывая изложенное подпункт д) пункта 9 договора суд первой инстанции принял в редакции, предлагаемой истцом, за исключением текста, изложенного в
примечании 10 к таблице 1 Постановления N 310.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая данные выводы суда, указывает, что размер годовой арендной платы по договору аренды лесного участка складывается из двух частей: 1) минимального размера, уплачиваемого в федеральный бюджет, который определяется на основании
Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 г.; 2) платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер, уплачиваемой в областной бюджет, установленной на аукционе. Полагает, что суд необоснованно освободил арендатора от обязанностей по уплате второй составляющей арендной платы при заготовке древесины при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий (после пожара).
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
В соответствии с
п. 2 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим
Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с
ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании
статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как верно указал суд первой инстанции, разногласия по п. 9 договора обусловлены различным подходом участников договора к определению размера арендных платежей при заготовке поврежденной в результате пожара древесины.
В силу
пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с
частью 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно
статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно
частям 3,
4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены в том числе, минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Примечанием 10 к таблице 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310 установлено, что при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных пожарами, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на соответствующие понижающие коэффициенты.
Примечанием 1 к таблице установлено, что данные ставки и коэффициенты к ним используются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Проанализировав данные нормы права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размер арендной платы за заготовку поврежденной древесины определен уполномоченным государственным органом, при этом применение каких-либо повышающих коэффициентов, названное постановление не предусматривает.
Довод заявителя жалобы о том, что суд был не вправе освобождать арендатора от уплаты второй составляющей арендной платы, которая установлена по результатам аукциона и уплачивается в областной бюджет, отклоняется.
Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка от 22.12.2009 г. был заключен по результатам аукциона. Начальный (минимальный) размер арендной платы лесного участка составил 1 500 000 руб. в год. В процессе проведения аукциона окончательный размер арендной платы составил 10 425 000 руб. в год. Величина повышения цены, установленной по результатам аукциона, над начальной ценой составила 595%.
Размер годовой арендной платы, уплачиваемый по данному договору аренды, состоит из двух частей:
1) минимального размера арендной платы, уплачиваемого в федеральный бюджет;
2) платы, за использование лесов в части, превышающей размер, уплачиваемый в областной бюджет.
В силу
п. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 Кодекса.
Согласно
части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса РФ, договор может быть изменен или расторгнут в случае чрезвычайной ситуации (лесного пожара).
Из материалов дела следует и Департаментом лесного хозяйства Свердловской области подтверждается, что на выделенном истцу лесном участке, произошла чрезвычайная ситуация - лесной пожар. В связи с чем возникла необходимость проведения санитарных рубок поврежденного леса и обращения в суд с требованием об изменении условий договора аренды в части определения размера арендной платы в отношении заготовленной поврежденной древесины.
Учитывая, что в силу
ст. 53.7,
п. 2 ст. 74 ЛК РФ в случае чрезвычайной ситуации (пожара) размер арендной платы является регулируемым даже в отношении платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер, уплачиваемой в областной бюджет и установленной в процессе аукциона; наличие чрезвычайной ситуации на лесном участке истца подтверждено материалами дела; размер арендной платы за заготовку поврежденной древесины определен уполномоченным государственным органом, следовательно, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что ставки платы за единицу объема древесины, полученной при разработке поврежденных насаждений, в том числе заготовленной в процессе санитарных рубок, должны исчисляться на основании
Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007, то есть исходя из минимального размера арендной платы при использовании лесного участка.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения решения суда от 05 марта 2012 года и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2012 года по делу N А60-53101/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
С.Н.САФОНОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА