Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 N 17АП-10440/2011-АК по делу N А60-27322/2011
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 N 17АП-10440/2011-АК по делу N А60-27322/2011
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. N 17АП-10440/2011-АК
Дело N А60-27322/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт": Ермаков В.В. по доверенности от 13.07.2011, Корякин В.В. по доверенности от 16.11.2011
от заинтересованного лица - Отделу надзорной деятельности Ленинского района муниципального образования "город Екатеринбург": не явились
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 сентября 2011 года
по делу N А60-27322/2011
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
к Отделу надзорной деятельности Ленинского района муниципального образования "город Екатеринбург"
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Ленинского района муниципального образования "город Екатеринбург" об оспаривании постановления N 275 от 14.07.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 сентября 2011 года по делу N А60-27322/2011, принятым судьей Колосовой Л.В., в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 7, 9, 10, 12 постановления. По мнению заявителя, поскольку АЗС N 478 была построена до введения в действие требований норм пожарной безопасности, установленные к автозаправочным станциям НПБ 111-98* не применимы. По п. 12 постановления судом первой инстанции сделан вывод о том, что общество не выполнило монтаж электропроводки в помещении мойки с нарушениями требований п. 57 ППБ 01-03. Однако такое нарушение в протоколе и постановлении отсутствует. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Отдел надзорной деятельности Ленинского района муниципального образования "город Екатеринбург" отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 (ч. 5) Арбитражного процессуального кодекса РФ. Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части от заинтересованного лица не поступило.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора ОНД Ленинского района МО "город Екатеринбург" по пожарному надзору N 313 от 21.06.2011 в период с 22.06.2011 по 23.06.2011 инспектором ОНД ОНД Ленинского района МО "город Екатеринбург" проведена внеплановая проверка ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" объектов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург ул. Московская, 216 б (АЗС N 442), ул. Онуфриева, 23 (АЗС N 478). По итогам проверки составлен акт N 313 от 23.06.2011, в котором отражены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1. на АЗС N 478 ул. Онуфриева, 23 допускается расположение приемно-контрольного прибора на горючем основании (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88-01 п. 12.49);
2. дверь в помещении электрощитовой не является противопожарной с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2-08-02-89 п. 1.82);
3. в помещении электрощитовой светильник используется со снятым колпаком (рассеивателем) (ППБ 01-03 п. 60);
4. в помещении электрощитовой, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором с требуемым пределом огнестойкости и дымогазонепроницаемости (ППБ 01-03 п. 37);
5. помещении электрощитовой допускается открытая прокладка электропроводки (ППБ 01-03 п. 3, ПУЭ 7.1.29);
6. в бытовом помещении светильник используется со снятым колпаком (рассеивателем) (ППБ 01-03 п. 60);
7. в бытовом помещении допущена эксплуатация электропровода с отсутствующей изоляцией (ППБ 01-03 п. 60);
8. отсутствует аварийный резервуар на АЗС (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 111-98 п. 35*);
9. для помещении склада не определена категория пожарной опасности (ППБ 01-03 п. 33);
10. не выдержано противопожарное расстояние между временным строением (склад) и автомойкой (ППБ 01-03 п. 24);
11. площадка для АЦ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 111-98 п. 35*);
12. площадка АЦ не оборудована пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 111-98 п. 35*);
13. помещение мойки не оборудовано датчиками автоматической пожарной сигнализацией (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.16);
14. монтаж электропроводки, эксплуатацию электрических сетей выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (ППБ 01-03 п. 57);
15. на АЗС N 442 Московская, 2166 допускается расположение приемно-контрольного прибора на горючем основании (ППБ 01-03 п. 3, НПБ 88-01 п. 12.49);
16. в бытовом помещении отсутствуют датчики системы АПС (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.16);
17. дверь в помещении склада не является противопожарной с требуемым пределом огнестойкости 0,6 часа (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89 п. 1.82, СНиП 21-01-97* п. 5.14 табл. 2);
18. не определена категория пожарной опасности для помещения (ППБ 01-03 п. 33);
19. помещение склада не отделено противопожарными перегородками 1-го типа (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89 п. 1.55).
Усмотрев в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленной стандартами, нормами и правилами, заместителем прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2011.
Постановлением N 275 от 14.07.2011 ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что общество не представлено доказательств принятия всех зависящих от него меры для выполнения требований норм пожарной безопасности, вина общества заинтересованным лицом доказана. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 названного Кодекса в виде административного штрафа.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании ст. 37 Закона "О пожарной безопасности" руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона "О пожарной безопасности").
Такие требования установлены, в частности, Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313. Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, их должностными лицами.
В апелляционной жалобе заявителем обжалуется постановление в части пунктов 7, 9, 10, 12.
В ходе проверки административным органом установлено, что на АЗС N 478 в нарушение ППБ 01-03 п. 3; НПБ 111-98* п. 35, отсутствует аварийный резервуар (п. 7 постановления), площадка для АЦ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 9 постановления), площадка АЦ не оборудована пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны (п. 10 постановления).
НПБ 111-98 устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в названных нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.
Пунктом 35 НПБ 111-98* предусмотрено, что площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что автозаправочная станция в соответствии с вышеприведенными нормами оборудована аварийным резервуаром, отбортовкой высотой не менее 150 мм и пандусами заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о том, что проектная документация им не оформлялась, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку требования норм пожарной безопасности распространяются на всех юридических лиц без исключения, а возможность допущенных при проектировании АЗС ошибок не освобождает общество от обязанности соблюдения норм пожарной безопасности.
Пунктом 12 оспариваемого постановления установлена необходимость выполнения монтажа электропроводки, эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов в соответствии с требованиями п. 57 ППБ 01-03.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что данный пункт нарушения не описывает к какому именно оборудованию или строению оно относится. Судом первой инстанции установлено, что фактически обществом монтаж электропроводки выполнен не в соответствии с требованиями, а именно, прокладка электропроводки в помещении мойки выполнена открыто.
Суд апелляционной инстанции проанализировав акт проверки N 313 от 23.06.2011, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, приходит к выводу о том, что такого нарушения, как выполнение прокладки электропроводки в помещении мойки открытым способом, не установлено.
Вместе с тем, в акте проверки, пункте 6 оспариваемого постановления отражено, что в бытовом помещении допущена эксплуатация электропровода с отсутствующей изоляцией.
Согласно п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Пунктом 60 ППБ 01-03 установлено, что использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.
Таким образом, установленная п. 12 оспариваемого постановления необходимость выполнения монтажа электропроводки, эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями п. 57 ППБ 01-03, относится к бытовому помещению АЗС, в котором допущена эксплуатация электропровода с отсутствующей изоляцией.
Доказательств соблюдения п. 57, п. 60 ППБ 01-03 заявителем не представлено. В части остальных пунктов постановление заявителем не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Таким образом, вышеуказанные факты нарушения требований пожарной безопасности подтверждаются материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела. Доказательств принятия заявителем всех необходимых мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих признание постановления недействительным, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не принимаются. Представители ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" в судебном заседании пояснили, что общество было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом. Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" явился в административный орган к назначенному времени, однако не был допущен в связи с отсутствием доверенности. Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе и аудиозаписи судебного заседания от 29.11.2011.
Принимая во внимание характер выявленных нарушений, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения санкции в виде предупреждения, а также оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суд Свердловской области от 15 сентября 2011 года по делу N А60-27322/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Е.Ю.ЯСИКОВА