Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 22.10.2012 N Ф09-10079/12 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 17АП-6503/2012-АК по делу N А71-3599/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 17АП-6503/2012-АК по делу N А71-3599/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено в части.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2012 г. N 17АП-6503/2012-АК
Дело N А71-3599/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (администрация города Ижевска) (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились;
от заинтересованного лица (Отдел надзорной деятельности Октябрьского района города Ижевска Управления надзорной деятельности МЧС России по Удмуртской Республике): не явились;
от третьего лица: (общество с ограниченной ответственностью "Культура"): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 мая 2012 года
по делу N А71-3599/2012,
принятое судьей Валиевой З.Ш.,
по заявлению администрации города Ижевска
к Отделу надзорной деятельности Октябрьского района города Ижевска Управления надзорной деятельности МЧС России по Удмуртской Республике
с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Культура",
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Администрация города Ижевска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Октябрьского района города Ижевска Управления надзорной деятельности МЧС России по Удмуртской Республике (далее - орган госпожнадзора, административный орган) от 01.02.2012 N 02/35 о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 04.05.2012 (резолютивная часть решения оглашена 26.04.2012) оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, арбитражным судом обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 120000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация города Ижевска обжаловала решение в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку подъезд пожарной техники с двух продольных сторон (с северной и южной) к ДК "Металлург" был обеспечен, установка столбиков со стороны юго-восточного угла ДК "Металлург" произведена в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Административным органом, третьим лицом по делу отзывы на жалобу не представлены.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в адрес госпожнадзора сообщения о нарушениях требований пожарной безопасности по организации проезда пожарной техники к объектам с массовым пребыванием людей (ДК "Металлург" и РТК "Россия") (л.д. 39), административным органом в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч.ч. 1, 8 ст. 20.4 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного производства выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.
Дороги, проезды и подъезды к зданию ДК "Металлург" и водоисточникам (пожарным гидрантам), используемым для целей пожаротушения, не содержатся свободными для проезда пожарной техники, и очищенными от снега и льда. С южной стороны на центральной площади устроен каток со снежной насыпью, препятствующий свободному проезду пожарной техники. На дороге между деревянными киосками натянуты провода на высоте, препятствующей свободному проезду пожарной техники. С северной стороны у здания ДК "Металлург" на дороге вкопаны металлические столбы, препятствующие проезду пожарной техники (нарушен п. 23 ППБ 01-03); пожарные гидранты около здания ДК "Металлург" в зимнее время не утеплены и не очищены от снега и льда. Допускается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов (нарушен п. 89 ППБ 01-03).
Установленные нарушения послужили основанием для составления в отношении администрации 24.01.2012 протоколов об административном правонарушении по ч.ч. 1, 8 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 40, 42).
По результатам рассмотрения материалов административного производства органом госпожнадзора вынесено постановление от 01.02.2012 N 02/35 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.ч. 1, 8 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 8).
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ; состав правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ судом не установлен. С учетом данных выводов суд изменил меру наказания, назначив штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ в сумме 120 000 руб.
Административным органом не оспариваются выводы суда об отсутствии в действиях заявителя нарушений по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Администрация в апелляционной жалобе оспаривает решение суда в части назначения административного наказания в размере 120 000 рублей.
Частью 8 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности (п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 123-ФЗ (действующей на момент проведения проверки) подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей).
В силу части 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) (действующие на момент проведения проверки). Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Факт нарушения, выразившегося в том что, дороги, проезды и подъезды к зданию ДК "Металлург" и водоисточникам (пожарным гидрантам), используемым для целей пожаротушения, не содержатся свободными для проезда пожарной техники, и очищенными от снега и льда, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, следовательно, событие административного правонарушения является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина администрации в совершении правонарушения административным органом установлена; соответствующие выводы изложены в постановлении.
Заявителем по делу не представлены доказательства, опровергающие факт нарушения, равно как и свидетельствующие о принятии всех возможных мер для соблюдения требований в области пожарной безопасности.
Доводы апеллянта об отсутствии нарушения со ссылками на фотоматериалы признаны несостоятельными и отклонены, поскольку представленные в материалы дела фотографии выполнены после возбуждения административного дела (10.02.2012). Доводы об установлении столбиков, препятствующих проезду в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не освобождают от соблюдения Правил пожарной безопасности и не исключают вину заявителя в совершении правонарушения
Таким образом, состав административного правонарушения в действиях заявителя апелляционный суд считает доказанным.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Размер штрафа определен судом по минимальному пределу санкции, предусмотренной ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания данного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Указание административным органом в пунктах 1, 2 резолютивной части обжалуемого постановления о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ апелляционный суд расценивает как техническую опечатку, допущенную при изготовлении постановления. В мотивированной части постановления вменяемые правонарушения квалифицированы по ч.ч. 1, 8 ст. 20.4 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 мая 2012 года по делу N А71-3599/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Е.ВАСЕВА