Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 N 17АП-9991/2012-АК по делу N А60-24179/2012
Требование: О признании недействительным распоряжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 N 17АП-9991/2012-АК по делу N А60-24179/2012
Требование: О признании недействительным распоряжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. N 17АП-9991/2012-АК
Дело N А60-24179/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Полевская коммунальная компания") (ОГРН 1036601624443, ИНН 6626013800): Гашкова А.В., представитель по доверенности от 10.01.2012, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (отдел надзорной деятельности Полевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области) (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2012 года
по делу N А60-24179/2012,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания"
к отделу надзорной деятельности Полевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Открытое акционерное общество "Полевская коммунальная компания" (далее - ОАО "Полевская коммунальная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к отделу надзорной деятельности Полевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - административный орган) о признании недействительным распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 10.05.2012 N 114.
Решением арбитражного суда от 19.07.2012 (резолютивная часть решения объявлена 12.07.2012) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение положений законодательства, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о нарушении административным органом при издании оспариваемого распоряжения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при определении вида проверки. В тексте распоряжения допущены неточности при указании места нахождения общества, не конкретизирован предмет проверки, нарушен срок уведомления о проведении проверки, проверяющими руководителю общества не представлен оригинал распоряжения.
В судебном заседании представителем заявителя поддержаны доводы жалобы, представлены письменные возражения на отзыв административного органа, которые приобщены судом в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо не согласно с доводами жалобы, возражения на жалобу изложены в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое распоряжение о проведении административным органом плановой выездной проверки в отношении ОАО "Полевская коммунальная компания" издано в соответствии с графиком плановых проверок на 2012 год, проводимых подразделениями Главного управления МЧС России по Свердловской области, на что указано в пункте 5 распоряжения (л.д. 9-11).
Данное распоряжение получено обществом 17.05.2012 (л.д. 9).
Полагая, что распоряжение издано с нарушение требований законодательства, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания распоряжения недействительным и отказал в удовлетворении требований.
Обсудив доводы жалобы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении спора о признании недействительным распоряжения в предмет доказывания входит установление соответствующих полномочий у органа, издавшего распоряжение, а также соответствие содержания распоряжения требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. "а" п. 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Пунктом 6 названного Положения установлено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку деятельности, в том числе организаций, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Порядок организации и проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной и(или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона.
Согласно ч.ч. 1 ст. 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и(или) по месту фактического осуществления деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Согласно п. 41 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 (действовавшего на момент вынесения оспариваемого распоряжения) (далее - Административный регламент органа госпожнадзора), выездная проверка проводится по месту нахождения лиц, указанных в абзацах втором-одиннадцатом пункта 6 настоящего Административного регламента, по месту осуществления их деятельности и(или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В рассматриваемом случае проведение выездной проверки в отношении общества предусмотрено планом основных мероприятий Главного управления МЧС России по Свердловской области на 2012 год.
Сведения о том, что проведение проверки предполагается с нарушением периодичности, то есть до истечения трех лет, арбитражному суду не представлены.
Доводы апеллянта о проведении выездной проверки только в случае невозможности осуществления документарной основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В оспариваемом распоряжении правильно указано место нахождения общества (г. Полевской, ул. Вершинина, д. 29).
Ошибочное указание иных адресов в распоряжении не влияет на законность распоряжения и не нарушает прав и законных интересов общества.
В силу пункта 5 Административного регламента предметом проверки является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора.
Содержание распоряжения позволяет определить предмет проверки, изложенный в пункте 6 распоряжения.
Положениями ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
По смыслу приведенной нормы началом проверки следует считать начало проведения проверочных процедур.
Распоряжение направлено обществу и получено им 17.05.2012; в пункте 7 указан период проведения проверки с 22.05.2012 по 15.06.2012. Следовательно, распоряжение о проведении проверки получено обществом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках заявленного предмета спора проверяется законность содержания распоряжения и основания для его издания.
Возражения общества о несвоевременном вручении распоряжения, невручении оригинала распоряжения руководителю относятся к порядку проведения проверки и не подлежат рассмотрению с учетом предмета спора.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения закону и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе общества доводы о нарушении прав общества не приведены.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания распоряжения недействительным и отказал в удовлетворении требований.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Полевская коммунальная компания" уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Между тем, в силу подп. 3, 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2012 года по делу N А60-24179/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Полевская коммунальная компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Полевская коммунальная компания" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.07.2012 N 1486.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО