Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 26.07.2011 N Ф09-4337/11 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 17АП-2158/2011-АК по делу N А50-24351/2010
Требование: О признании недействительным предписания начальника Отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 17АП-2158/2011-АК по делу N А50-24351/2010
Требование: О признании недействительным предписания начальника Отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю.
Решение: Требование удовлетворено в части.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2011 г. N 17АП-2158/2011-АК
Дело N А50-24351/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - Администрации Орджоникидзевского района города Перми (ОГРН 1025901514209, ИНН 5907005289): Трушникова О.А. по доверенности от 26.11.2010
от ответчика - 7 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Орджоникидзевскому району и Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: Кочетов Е.С. по доверенности от 18.01.2011
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации Орджоникидзевского района города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 февраля 2011 года
по делу N А50-24351/2010
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению Администрации Орджоникидзевского района города Перми
к 7 Отделу надзорной деятельности г. Перми по Орджоникидзевскому району и Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
о признании предписания недействительным в части
установил:
Администрация Орджоникидзевского района города Перми (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточненных требований в порядке
ст. 49 АПК РФ), о признании недействительным предписания начальника 12 Отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю) N 175/1/1 от 17.08.2010 в части нарушений, изложенных в пунктах 11, 12, 18, 25, 26, 30, 31 предписания.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 февраля 2011 года по делу N А50-24351/2010, принятым судьей Катаевой М.А., признано недействительным предписание 12 Отдела Государственного пожарного надзора г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю N 175/1/1 от 17.08.2010 в части нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанного в пункте 26 предписания, как несоответствующее законодательству о пожарной безопасности. На 7 Отдел надзорной деятельности г. Перми по Орджоникидзевскому району и Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация Орджоникидзевского района города Перми, не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания и исключения из него пунктов 11, 12, 31, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении указанных требований. Заявитель ссылается на то, что здание, расположенное по ул. Щербакова, 24, в котором обнаружены нарушения, указанные в п. 11, 12 предписания, запроектировано и построено до введение действие СНиП 21-01-97*, следовательно, положения п. 6.28 и 6.31 указанных норм и правил не применимы. Оспаривая пункт 31 предписания, касающийся временных строений, расположенных на расстоянии менее 15 метров от жилых домов и в противопожарных разрывах, заявитель ссылается на то, что ответственность за эти строения необоснованно возложена на Администрацию, а не на собственников и правообладателей строений, кроме того органом пожарного надзора не доказано, что указанные постройки являются самовольными, суд первой инстанции необоснованно возложил бремя доказывания данных обстоятельств на администрацию. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель ответчика указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 (ч. 5) Арбитражного процессуального кодекса РФ. Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части от ответчика не поступило. Таким образом, судом апелляционной инстанции проверяется законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, то есть в части отказа в признании недействительными пунктов 11, 12, 31 предписания. В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, судом апелляционной инстанции не проверяется.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Перми по Орджоникидзевскому району и Пермскому муниципальному району А.М.Иванова от 04.08.2010 (т. 1 л.д. 14) в период с 10.08.2010 по 17.08.2010 проведена проверка деятельности Администрации Орджоникидзевского района города Перми на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории Орджоникидзевского района г. Перми, в зданиях и сооружениях по адресам в г. Перми: ул. Александра Щербакова, 24, ул. Домостроительная, 4, ул. Старикова, 11, ул. Пулковская, 7.
По результатам проверки, проведенной начальником 12 ОГПН г. Перми по Орджоникидзевскому и Ильинскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю (в настоящее время переименовано на 7 Отдел надзорной деятельности г. Перми по Орджоникидзевскому району и Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю) Ивановым А.М. в присутствии заместителя главы администрации Жохова Н.Н. составлен акт проверки N 175 от 17.08.2010, в котором установлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 17-20).
На основании указанного акта Администрации Орджоникидзевского района города Перми выдано предписание N 175/1/1, срок устранения нарушений установлен до 01.07.2011 (т. 1 л.д. 8-13).
Не согласившись с выводами о нарушениях правил пожарной безопасности, изложенных в пунктах 11, 12, 18, 25, 26, 30, 31 предписания, Администрация Орджоникидзевского района города Перми обратилась в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным в части указанных пунктов.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. В силу данной
статьи под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
На основании
п. 10 ППБ-01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки уполномоченным лицом органа пожарного надзора установлены нарушения, в том числе:
- пунктов 6.28, 6.31 "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) в здании по ул. Александра Щербакова, 24 в г. Перми (пункты 11, 12 предписания).
Так, в п. 11, 12 предписания указано, что в нарушение п. 6.28 СНиП 21-01-97* в здании по адресу: г. Пермь, ул. Щербакова, 24 допущено устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки; в нарушение п. 6.31 СНиП 21-01-97* ширина межэтажных лестничных площадок менее ширины лестничного марша.
В соответствии с пунктами 6.28, 6.31 СНиП 21-01-97* на путях эвакуации не допускается устройство ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки; ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
Заявитель, оспаривая данные пункты предписания, ссылается на то, что здание администрации по ул. Александра Щербакова, 24 построено в 1954 году, а СНиП 21-01-97* введен в действие с 01.10.1998, следовательно, применению не подлежит. Кроме того, ссылается на письмо ООО "Вега-С" от 02.06.2010.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что письмо ООО "Вега-С" от 02.06.2010 N 32 (т. 1 л.д. 31) не может являться относимым доказательством по делу, поскольку оно датировано 02.06.2010, тогда как проверка в отношении Администрации Орджоникидзевского района г. Перми проводилась в августе 2010, что отражено в акте (т. 1 л.д. 17). Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, суду не представлены доказательства наличия у указанного юридического лица и его работников специальных познаний в области строительства.
Из пояснений органа пожарного надзора (т. 2 л.д. 39) следует, что в 2008 году в здании Администрации Орджоникидзевского района г. Перми проведен косметический ремонт, ступени лестничных клеток выкладывались керамической плиткой, стены в лестничных клетках обшивались декоративными панелями. Вмененное нарушение выявлено после завершения ремонта и указано в акте от 17.08.2010. Доказательств обратного администрация в материалы дела не представила.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы о невозможности применения СНиП 21-01-97* не могут быть признаны обоснованными.
В п. 31 предписания административным органом указано, что в нарушение
пунктов 21,
24 ППБ 01-03 временные строения (сараи и гаражи) расположены на расстоянии менее 15 метров от жилых домов и в противопожарных разрывах.
В соответствии с
п. 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно
п. 24 ППБ 01-03 временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
Заявитель ссылается на отсутствие указанных нарушений в связи с тем, что ответственность за расположение строений, указанных в предписании, необоснованно возложена на Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми, а не на собственников и правообладателей строений.
Факт нахождения временных строений на расстоянии менее 15 метров от жилых домов и в противопожарных разрывах установлен в акте проверки N 175 от 17.08.2010, при составлении которого присутствовал глава Администрации Орджоникидзевского района г. Перми Жохова Н.Н.
По мнению заявителя, обязанность доказывания факта принадлежности строений кому-либо, возложена на административный орган.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом. Из материалов дела следует, что предписание выдано на основании акта проверки, в котором зафиксированы выявленные нарушения. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, должно представить лицо, привлекаемое к ответственности. Между тем, Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми в материалы дела не представлены доказательства принятия каких-либо мер с целью соблюдения
п. 24 ППБ 01-03 (в том числе по установлению тех лиц, кому принадлежат строения).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Пермского края N 31-КЗ имеет дату 24.11.2006, а не 21.11.2006. | |
Суд первой инстанции, сославшись на нормы Федерального
закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Закона Пермского края от 21.11.2006 г. N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае",
Постановления главы администрации г. Перми от 19.11.2007 г. N 480 "Об организации первичных мер пожарной безопасности на территории г. Перми" и
решения Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. N 207 сделал правомерный вывод о том, что обеспечение мер первичной пожарной безопасности на территории муниципального образования возложено на территориальные органы администрации г. Перми, к которым относится администрация Орджоникидзевского района г. Перми.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Администрация Орджоникидзевского района г. Перми в силу положений
пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь
ст. 258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 февраля 2011 года по делу N А50-24351/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
С.П.ОСИПОВА
Л.Х.РИБ