Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 27.12.2012 N Ф09-10794/12 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N 17АП-5794/2012-АК по делу N А50П-209/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N 17АП-5794/2012-АК по делу N А50П-209/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2012 г. N 17АП-5794/2012-АК
Дело N А50П-209/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя МБУ "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр": не явились,
от заинтересованного лица 14 ОНД по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - МБУ "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр"
на решение Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар от 25 апреля 2012 года
по делу N А50П-209/2012,
принятое судьей Даниловым А.А.,
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр" (ОГРН 1075981000336, ИНН 5981001770)
к 14 Отделу надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления N 213 от 16 ноября 2011 года о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Постоянного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар от 25 апреля 2012 года (резолютивная часть объявлена 20 апреля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что требования пожарной безопасности не нарушены, так как здание по адресу Пожва, ул. Советская, 8, не эксплуатировалось; отмечает, что у юридического лица сменился руководитель, а также полагает, что судом не оценен журнал регистрации инструктажа по противопожарной безопасности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не отзыв на апелляционную жалобу, не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Кроме того, учреждением заявлено ходатайство и телефонограмма о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей, принятые судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа с 24 по 31 октября 2011 года на основании распоряжения от 03 октября 2011 года N 84 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д. 50-51).
В ходе проверки установлено несоблюдение учреждением правил и требований пожарной безопасности, которые были отражены в акте проверки о 28.10.2011 (л.д. 52-53), а именно:
- противопожарный инструктаж проводится не по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников, чем нарушены п. 6, п. 51-53 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" приказ МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645;
- руководитель, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность не обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность;
- в распорядительном документе об установлении соответствующего пожарной безопасности противопожарного режима не определены и не оборудованы места для курения, не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего времени. Не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара. Указанное является нарушением п. 15 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ-01-03/;
Также по адресу: п. Кама, ул. Пионерская, 9, выявлены следующие нарушения:
- в подсобном помещении за сценой на окне установлена глухая металлическая решетка в нарушение п. 40 ППБ 01-03;
- на предприятии отсутствуют акты о выполнении работ по пропитке деревянной конструкции сценической коробки в нарушение п. 150 ППБ 01-03.
По данному факту в отношении учреждения 28 октября 2011 года составлен протокол об административном правонарушении N 213 (л.д. 54-55), постановлением от 10.11.2012 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений в ходе административного производства. Кроме того, суд указал на пропуск заявителем срока на обжалование постановление, отказав в восстановлении срока.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на любое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Перечисленные в постановлении от 10.11.2011 нарушения требований Правил, ППБ-01-03, НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" в помещениях по адресу Пермский край, Юсьвинский район. п. Пожва, ул. Советская, 8, п. Кама ул. Пионерская, 9, суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 28.10.2011, протоколом об административном правонарушении от 28.10.2011 и иными материалами административного дела. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Довод заявителя об отсутствии нарушений в связи с тем, что здание по адресу п. Пожва, ул. Советская, 8 не эксплуатировалось, был надлежащим образом оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен судом с учетом характера нарушений (не связанных с эксплуатацией здания Дома культуры) и наличия нарушений в другом здании.
Довод жалобы о том, что судом не оценен журнал регистрации инструктажа по противопожарной безопасности, апелляционным судом отклонен, поскольку данный документ не опровергает наличие нарушений, вмененных в пунктах 1, 2 постановления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина учреждения в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. Административным органом установлено, что обстоятельств, препятствующих соблюдению требований пожарной безопасности в здании МБУ "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр", не выявлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы Учреждения о наличии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Из материалов проверки следует, что проверка проведена и протокол об административном правонарушении составлен в присутствии временно исполняющей обязанности директора учреждения Шелонцевой Т.К., о чем свидетельствует подпись в акте проверки от 28.10.2011, протоколе об административном правонарушении от 28.10.2011. Полномочия данного лица на представление интересов учреждения подтверждаются распоряжением от 7 декабря 2010 года (л.д. 38).
Новый руководитель учреждения Баяндина Н.В. была назначена на должность директора распоряжением от 25.10.2011 (л.д. 24), сведения в ЕГРЮЛ об этом были внесены 03.11.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает процессуального нарушения в том, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении интересы учреждения представляло лицо, исполняющее обязанности директора. О времени и месте рассмотрения дела учреждение было извещено надлежащим образом путем вручения Шелонцевой Т.К. протокола, содержащего соответствующие сведения.
Апелляционный суд считает, что учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания постановления незаконным и его отмены.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск срока на обжалование постановления, установив его получение заявителем 02.12.2011 и не установив уважительных причин для восстановления процессуального срока на обжалование. Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как не опровергающие выводы суда по существу спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 25 апреля 2012 года по делу N А50П-209/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Пожвинский культурно-досуговый просветительный центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО