Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 17АП-10931/2012-АК по делу N А50-10596/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 17АП-10931/2012-АК по делу N А50-10596/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. N 17АП-10931/2012-АК
Дело N А50-10596/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Муниципальное автономное образовательное учреждение "Гимназия" (ОГРН 1025902545844, ИНН 5957000783): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Главное управление МЧС России по Пермскому краю в лице 18 отдела надзорной деятельности Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Ватрушкин А.С., удостоверение, доверенности от 18.01.2012, 16.07.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2012 года
по делу N А50-10596/2012,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия"
к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 18 отдела надзорной деятельности Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение "Гимназия" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Пермскому краю в лице 18 отдела надзорной деятельности Чернушинского и Бардымского муниципальных районов Пермского края (далее - заинтересованное лицо) от 12.05.2011 N 101 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжалует решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает то, что пропущенный срок на подачу заявления в суд не превышает предельно допустимые сроки, который составляет 6 месяцев. Ссылается на то, что до 23.12.2011 заявитель не получал оспариваемое постановление. Считает, что учреждение неправомерно привлечено к административной ответственности, поскольку за указанные в постановлении нарушения решением Мирового судьи судебного участка N 125 в отношении заявителя производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.04.2011 административным органом проведена проверка заявителя по исполнению ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 03.11.2010 N 141/1/1 в здании по адресу: г. Чернушка, ул. Красноармейская,96.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 N 313: в здании допускается эксплуатация кабелей и проводов электрических сетей с алюминиевыми жилами (ППБ 01-03 п. 3, ПУЭ п. 7.1.34); помещения подвала не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ППБ 01-03 п. 3, п. 5 таблица 3 НПБ 110-03).
03.05.2011 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 101 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки 12.05.2011 административным органом вынесено постановление N 101 о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Полагая, что постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен срок на обжалование постановления, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования были установлены, в частности, действующими на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона N 69-ФЗ, пункт 3 Правил), нарушения которых отражены в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении.
Факт нарушения требований пожарной безопасности, отраженных в пункте 2 указанных нарушений оспариваемого постановления, подтверждается представленными по делу доказательствами, документально заявителем не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях образовательного учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836), в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
В ходе проверки установлено отсутствие в помещениях подвала гимназии автоматической установки пожарной сигнализации, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением требований пункта 5 НПБ 110-03 и обязательного приложения к НПБ 110-03 таблицы 3, в соответствии с которыми здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией (пункт 5 НПБ), к объектам защиты относятся помещения складского назначения (таблица 3).
Из содержания технического паспорта здания гимназии строение имеет подвал. Как следует из акта проверки, в подвале имеются помещения. В акте отражены выявленные нарушения. Проверка проведена в присутствии директора и заместителя директора гимназии, каких-либо замечаний к содержанию акта у представителей гимназии не имелось. Из материалов дела не следует, что данное нарушение оспаривалось заявителем при рассмотрении дела об административном правонарушении, при обжаловании постановления в арбитражный суд. Доказательств того, что помещения подвала предназначены исключительно для инженерного оборудования здания, материалы дела не содержат.
Постановление мирового судьи от 23.05.2011 не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, поскольку в данном судебном акте дана оценка отсутствию в действиях гимназии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ ввиду недоказанности по материалам рассматриваемого мировым судьей дела использования подвального помещения в качестве складского помещения. Доказательства по рассматриваемому составу правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ могут быть иными, нежели доказательства по составу правонарушения по ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу. Материалы настоящего дела позволяют сделать вывод о наличии в действиях образовательного учреждения указанного выше нарушения, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного соответствующие доводы апеллятора со ссылкой на постановление мирового судьи подлежат отклонению.
Относительно применения Правил устройства электроустановок (далее - ПЭУ) доводы апеллятора принимаются, поскольку глава 7.1 ПЭУ "Электрооборудование жилых и общественных зданий" шестого издания, на нарушение пункта 7.1.34 которого административным органом указано в процессуальных документах, утратила силу с 1 июля 2000 года, ПЭУ седьмого издания данное требование не содержит. Административный орган не представил доказательств содержания данного требования к кабелям и проводам электрических сетей в иных нормативных актах.
Однако данное обстоятельство не повлияло на правильность квалификации действий учреждения, поскольку событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нашло свое подтверждение в связи с установлением факта нарушения заявителем требований п. 5 и таблицы 3 НПБ 110-03.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. У учреждения имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты своевременные меры для их соблюдения. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Следовательно, вина заявителя в совершении правонарушений, вышеуказанных нарушений является доказанной.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ).
Процессуальный порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен, данный вопрос был предметом исследования суда первой инстанции, нарушение данного порядка обществом не оспаривается. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем срока на обжалование оспариваемого постановления, которое послужило самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
На основании абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ в случае пропуска десятидневного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными - обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с жалобой об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности учреждение обратилось в суд 05.06.2012, то есть за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Обратившись с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, учреждение сослалось на то, что постановление по данному административному делу в адрес учреждения не поступало. Однако данное утверждение противоречит материалам дела, так как из штампа заявителя на сопроводительном письме административного органа N 479-2-35-7 от 23.12.2011 следует, что постановление получено 23 декабря 2011 года.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель заявителя подтвердил, что оспариваемое постановление получено учреждением 23.12.2011. В апелляционной жалобе заявитель также не отрицает факт получения постановления 23.12.2011. Кроме того, как следует из заявления, поданного в суд, о привлечении к ответственности учреждение узнало от судебного пристава-исполнителя, т.е. еще раньше.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал названные причины неуважительными и отказал в восстановлении срока на обжалование постановления от 12.05.2011 о привлечении учреждения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в данном конкретном случае уважительных причин пропуска срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
С учетом изложенного решение суда по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2012 года по делу N А50-10596/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ