Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 N 17АП-1553/2012-АК по делу N А50-23427/2011
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 N 17АП-1553/2012-АК по делу N А50-23427/2011
Требование: О признании незаконным постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. N 17АП-1553/2012-АК
Дело N А50-23427/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей Ясиковой Е.Ю., Васевой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.
при участии:
от заявителя - ООО "Завод строительных конструкций" (ОГРН 1055906295730, ИНН 5920022491): Никонов Ю.Б., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2012;
от заинтересованных лиц - 11 отдела государственного противопожарного надзора по Чайковскому муниципальному району, Главного Управления МЧС России по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Завод строительных конструкций"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 января 2012 года
по делу N А50-23427/2011,
принятое судьей Кетовой А.В.
по заявлению ООО "Завод строительных конструкций"
к 11 отделу государственного противопожарного надзора по Чайковскому муниципальному району, Главному Управлению МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным постановления N 249 от 02.11.2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод строительных конструкций" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 249 от 02.11.2011 вынесенного 11 ОНД по Чайковскому муниципальному району (далее - административный орган, заинтересованное лицо), согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на существенное нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку административный орган рассмотрел дело в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель общества на доводах жалобы настаивал.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку ходатайства об их приобщении к материалам дела заявителем не заявлено, кроме того, данные документы имеются в материалах дела.
Заинтересованное лицо - 11 ОНД по Чайковскому муниципальному району с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от ГУ МЧС России по Пермскому краю поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в порядке
п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа на основании распоряжения N 245 от 30.09.2011 проведена проверка в отношении общества, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Промышленная, 4 по соблюдению требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт N 245 от 18.10.2011, в котором зафиксировано, что заявителем допущены нарушения
Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 (далее - Правил, ППБ 01-03),
Норм пожарной безопасности (НПБ 105-03) "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденных Приказом Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 314,
Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом МЧС РФ N 323 от 20.06.2003 (далее - НПБ 104-03),
Правил устройства электроустановок, утвержденными Минтопэнерго РФ от 06.10.1999 (далее - ПУЭ) требований СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.01-85* и СНиП 2.08.02-89*.
27.10.2011 административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 249, 250, 251, а 02.11.2011 в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление N 249, которым заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований.
Не усматривая основания для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность
частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям
ст. 20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
Перечисленные в постановлении N 249 от 02.11.2011 нарушения заявителем требований
ППБ 01-03,
НПБ 105-03,
НПБ 104-03,
ПУЭ, требований СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.01-85* и СНиП 2.08.02-89*, суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Факт наличия установленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении и иными материалами административного дела, а также не оспаривается и самим заявителем. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя событий административных правонарушений, ответственность за которые установлена
ч.ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также пришел к выводу о доказанности наличия в действиях предприятия вины в совершении вменяемых административных правонарушениях.
Согласно
ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вина заявителя в совершении вменяемых административных правонарушений, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением правил и норм пожарной безопасности, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Таким образом, апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что состав административного правонарушения в действиях общества установлен и доказан.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу
статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются собранными в рамках административного дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Положения
статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения
(часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе
(часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются
(часть 4).
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с
п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган, рассматривающий дело, должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с
п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно
ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
В
п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях
Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (
ч. 2 ст. 25.4 Кодекса).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем
Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное
ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является. При этом, участие в деле об административном правонарушении защитника по общей доверенности, при наличии надлежащих доказательств уведомления законного представителя привлекаемого лица, свидетельствует о соблюдении административным органом процедуры привлечения к ответственности.
Из материалов дела следует, что определение от 26.10.2011 о вызове законного представителя общества на составление протоколов об административном правонарушении направлено посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует копия отчета об отправке документа от 26.10.2011 с указанием положительного результата отправки и содержащая фирменный логотип общества и лица, передавшего факс (л.д. 42).
Протоколы об административном правонарушении (л.д. 10-14), явившиеся основанием для привлечения общества к ответственности, составлены в присутствии защитника общества Жука А.В., действующего на основании выданной председателем правления ЗАО "РОССТЭК" Богатыревым С.А. доверенности от 25.07.2011 N 196 (л.д. 67), что подтверждается текстом протоколов и подписью Жука А.В.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у административного органа оснований для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя заявителя.
Также представитель общества был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.11.2011 в 10-00, о чем свидетельствуют подписи Жука А.В. на протоколах об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассмотрено, и постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности вынесено также при участии представителя общества Жука А.В., о чем имеются отметки о совершении указанных процессуальных действий (л.д. 5-9).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что
Кодекс об административных правонарушениях не содержит конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах несостоятельны доводы заявителя по делу о ненадлежащем уведомлении законного представителя общества со ссылкой на общий характер доверенности и отсутствие доказательств отправки именно определения о вызове на протокол.
Административным органом составлен отчет об отправке факсимильной связью определения от 26.10.2011 о вызове законного представителя общества на составление протоколов об административном правонарушении, в назначенное время явился представитель (защитник) общества, который указал, что объяснения будут даны при рассмотрении дела об административном правонарушении, о чем свидетельствуют его подписи. Совокупность данных документов, их содержание не позволяет суду усомниться в надлежащем извещении руководителя общества о необходимости явки на составление протоколов об административном правонарушении, равно как и о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доказательств обратного обществом в нарушение
ст. 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что распоряжение (приказ) от 30.09.2011 N 245 о проведении проверки в отношении общества, также было направлено посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует копия отчета об отправке документа от 07.10.2011 с указанием положительного результата отправки и содержащая фирменный логотип общества и лица, передавшего факс. С копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен Жук А.В. 07.10.2011, что подтверждается подписью представителя на акте проверки от 18.10.2011; при проведении проверки также присутствовал представитель общества Жук А.В.
Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено (
п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в рамках срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ.
При определении наказания административным органом учтены характер совершенного правонарушения, имущественное положение общества, в связи с чем назначена минимальная мера наказания.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений
ст. 2.9 КоАП отсутствуют.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 января 2012 г. по делу N А50-23427/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод строительных конструкций" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.Ю.ЯСИКОВА