Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 N 17АП-12035/2012-АК по делу N А60-31683/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 N 17АП-12035/2012-АК по делу N А60-31683/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. N 17АП-12035/2012-АК
Дело N А60-31683/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.
при участии:
от заявителя ОАО "Центральный стадион" (ОГРН 1046602690199, ИНН 6658197036): не явились;
от заинтересованного лица отдела надзорной деятельности по Ленинскому району и Верх-Исетскому району отдела надзорной деятельности муниципального образования "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Центральный стадион"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 сентября 2012 года
по делу N А60-31683/2012,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению ОАО "Центральный стадион"
к отделу надзорной деятельности по Ленинскому району и Верх-Исетскому району отдела надзорной деятельности муниципального образования "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Центральный стадион" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому Муниципального образования "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 368/369 от 17.07.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного
ч.ч. 1,
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 сентября 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что в вина общества не исследовалась, не был изучен вопрос о возможности, либо невозможности соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Указывает на устранение большей части нарушений, а также на то обстоятельство, что при сдаче здания стадиона в эксплуатацию после реконструкции в августе 2011 года нарушений требований пожарной безопасности установлено не было.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке
п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 24 мая по 18 июня 2012 г. должностными лицами ОНД Верх-Исетского района МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области на основании распоряжения N 112 от 18.05.2012 г. проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ОАО "Центральный стадион", в ходе проведения которой установлены факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности, в том числе: - не проведены практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте по инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (
п. 12. Правил противопожарного режима в РФ); - у пожарных гидрантов и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) (
п. 8.6. СП 8,13130,2009); Западная трибуна - двери лестничных клеток не имеют приспособления для самозакрывания (доводчики) (
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009); - на 3 этаже (ФК "Урал") установлена внепроектная перегородка (
статья 87 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); - помещения на 3 этаже (ФК "Урал") не защищены автоматической установкой пожаротушения (
приложение А СП 5.13130.2009); - помещение А-201 не защищено автоматической установкой пожаротушения (
приложение А СП 5.13130.2009); - помещение 1050 не защищено автоматической установкой пожаротушения (
приложение А СП 5 13130.2009); - помещение 2054 не защищено автоматической установкой пожаротушения (
приложение А СП 5.13130.2009); - помещение кабинета N 6 (3 этаж ФК "Урал") не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (
приложение А СП 5.13130.2009); - в коридоре без естественного освещения 3 этажа (ФК "Урал") отсутствует система дымоудаления (
п. 7.2. СП 7.13130.2009); - планы эвакуации людей на случай возникновения пожара не соответствуют планировке помещений (на планах 4 этажа не указаны лифты, на плане 2 этажа, расположенного рядом с помещением 2043 не указан ПК) (
п. 6.2.3. ГОСТ Р 12.2.143-2009); - пожарные краны (ПК-114, 205, 302) не укомплектованы пожарными стволами (
п. 57 ППР в РФ); - в помещении разминочной на 1 этаже проемы в местах прохода инженерных коммуникаций не заделаны с обеспечением требуемого предела огнестойкости (
п. 376 ППР в РФ); - в помещении конференц-зала на 1 этаже над дверями второго эвакуационного выхода отсутствует световой указатель "Выход" (
п. 5.3. СП 3.13130.2009); - в помещении конференц-зала на 1 этаже для покрытия пола используется материал с пожарной опасностью выше чем КМ2 (П, В, ДЗ, Т2, РП1) (
п. 6 статьи 134 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); - в помещении серверной на 5 этаже не защищено автоматической установкой пожаротушения (
приложение А СП 5.13130.2009); Восточная трибуна - двери лестничных клеток не имеют приспособления для самозакрывания (доводчики) (
п. 4.2.7. СП 1,13130.2009); - не все помещения (помещения N 1220, 2126, 2130) защищены автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с требованиями (
приложение А СП 5.13130.2009); - в помещении на 3 этаже (клуб "Ракета") установлена внепроектная перегородка не соответствующая требованиям (
статья 87 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); - высота эвакуационного выхода в северо-восточной части (из коридора с помещением 2117) составляет менее 1.9 метра (
П. 4.2.5. СП 1.13130.2009); - высота горизонтального участка пути эвакуации в коридоре в северо-восточной части (коридор с помещением 2117) составляет менее 2 метров (
п. 4.3.4. СП 1.13130.2009).
Итоги проверки оформлены актом проверки N 112 от 18.06.2012.
По результатам проверки должностным лицом отдела надзорной деятельности 05.07.2012 в отношении общества составлены протоколы N 368 и N 369 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
17.07.2012 административным органом вынесено постановление N 368/369 о назначении административного наказания по
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях заявителя состава правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Диспозиция
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ охватывает нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влекущие наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования были установлены, в частности, действующими на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении
Правилами противопожарного режима Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР, Правила).
Наряду с данными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
статьи 1,
2 Федерального закона N 69-ФЗ,
пункт 3 Правил), нарушения которых отражены в протоколах об административных правонарушениях и постановлении по делу об административном правонарушении.
Оценив в порядке
ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт содержания заявителем помещений на момент проведения проверки с нарушением обязательных требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении, иными имеющимися в материалах дела документами и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии событий вменяемых административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена
ч.ч. 1,
4 ст. 20.4 КоАП РФ. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч.ч. 1,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно
ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу
ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с
пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (
статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения правил пожарной безопасности, за нарушение которых установлена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Вопреки позиции заявителя, отсутствие достаточного финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает общество от соблюдения требований закона, и не исключает вину заявителя в несоблюдении правил пожарной безопасности. Дальнейшая эксплуатация обществом проверяемых помещений с нарушением правил и норм пожарной безопасности может привести к угрозе жизни и здоровью людей.
Доводы заявителя о том, что у общества не имелось возможности для устранения нарушений норм пожарной безопасности в связи с отсутствием финансирования на их устранение, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения. Кроме того, устранение ряда выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не требует привлечения значительных финансовых средств, о чем свидетельствует факт их последующего устранения заявителем.
В то же время, устранение нарушений после выявления совершения заявителем административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является.
Также не свидетельствует об отсутствии вины в совершенном правонарушении ссылка заявителя на то обстоятельство, что при принятии здания стадиона в эксплуатацию в августе 2011 года нарушений требований пожарной безопасности не было установлено.
Необходимо отметить, что каких-либо доказательств невозможности выполнения требований Правил пожарной безопасности, равно как и обоснованию того, что при эксплуатации помещений не возникает угрозы здоровью и жизни людей, заявителем не представлено в материалы дела.
С учетом изложенного апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Соответствующие доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протоколы об административном правонарушении составлены и дело рассмотрено в присутствии законного представителя общества - генерального директора Воробьева В.Л.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в пределах установленного
ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Штраф определен административным органом в соответствии с положениями
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ на основании санкции
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание, чем
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в минимальном размере 150 000 руб.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения заявителя к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений
ст. 2.9 КоАП отсутствуют (
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 г. N 14495/11).
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 сентября 2012 г. по делу N А60-31683/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральный стадион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА