Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 N 17АП-12401/2012-АК по делу N А50П-718/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 N 17АП-12401/2012-АК по делу N А50П-718/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной.
Решение: Требование удовлетворено в части.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. N 17АП-12401/2012-АК
Дело N А50П-718/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя Юрлинского потребительского общества (ОГРН 1038102240582, ИНН 8107009890): не явились,
от заинтересованного лица 14 Отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю: Ошмарин А.Л., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 12.11.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Юрлинского потребительского общества
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 10 октября 2012 года по делу N А50П-718/2012,
принятое судьей Радостевой И.Н.,
по заявлению Юрлинского потребительского общества
к 14 Отделу надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Юрлинское потребительское общество (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.06.2012 N 94, вынесенного 14 Отделом надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - административный орган), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 10.10.2012 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности, предусмотренных п. 6.28, п. 6.30 СНиП 21-01-97* (пункт 10 постановления), в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие оснований для квалификации вменяемых правонарушений в качестве малозначительных. В обоснование жалобы заявитель указывает на устранение всех нарушений требований пожарной безопасности. По мнению Общества, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа доводы, содержащиеся в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал. Считает законным постановление административного органа в полном объеме.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.04.2012 N 26 административным органом 28.04.2012 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Пермский край, Юрлинский район, с. Юрла, ул. Топоркова, 18.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 29.05.2012 N 26 (л.д. 40-41).
По итогам проверки уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Учреждения составлены протоколы от 07.06.2012 N 30, N 31, N 32 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 31-39), и вынесено постановление от 19.06.2012 N 94 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 9-12).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования в части п. 10 постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия заключенного между Обществом и ИП Ивановым М.С. договора аренды нежилых помещений от 01.08.2011 N 8, согласно которому обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена на арендатора (ИП Иванова М.С.); с учетом доказанности события и состава остальных вмененных правонарушений, суд отказал в удовлетворении заявленных требований в оставшейся части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37, 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, действовавшие на момент проведения проверки, утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили следующие нарушения:
- по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
1) не обеспечило в административном здании Юрлинского потребительского общества выполнение планов эвакуации в соответствии с ГОСТ (п. 3 ППБ 01-03, ППБ 104 (1), п. 4.1.1, п. 4.6, п. 4.6.1, п. 6.1 ГОСТ Р 12.2.143-2003);
2) в котельной в кладке печи имеются трещины (п. 81 ППР в РФ);
- по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ
3) в административном здании Юрлинского потребительского общества эксплуатируется электросветильник со снятым колпаком, предусмотренным конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03; п. 42 ППР в РФ);
- по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ
4) здание Юрлинского потребительского общества не обеспечено автоматической установкой обнаружения и оповещения людей о пожаре (п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 110-03);
5) для отделки стен на путях эвакуации применены горючие материалы (масляная краска) (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97*);
6) не обеспечена высота эвакуационного выхода из здания Юрлинского потребительского общества не менее чем 1,9 м в свету (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
7) в здании Юрлинского потребительского общества на путях эвакуации допущено размещение приборов системы отопления выступающих из плоскости стены на высоте менее 2-х метров (п. 3, п. 51 ППБ 01-03; п. 6.26 СНиП 21.01-97*);
8) допустило в здании Юрлинского потребительского общества в пределах одного лестничного марша лестничной клетки ступени различной высоты (п. 51 ППБ 01-03, п. 6.28, п. 6.30 СНиП 21-01-97*);
9) в здании Юрлинского потребительского общества не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 ППР в РФ);
10) допустило в зале столовой в полу на пути эвакуации перепад высот (п. 6.28, п. 6.30 СНиП 21-01-97*);
11) на дверях, отделяющих лестничную клетку от общего коридора, отсутствуют устройства для самозакрывания, а также уплотнения в притворах, (п. 6.18 СНиП 21-01-97*).
Факт наличия данных нарушений требований пожарной безопасности в здании Общества, расположенного по адресу: Пермский край, Юрлинский район, с. Юрла, ул. Топоркова, 18, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 29.05.2012 N 26, протоколами об административных правонарушениях от 07.06.2012, что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Стороны в договоре аренды вправе урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности в отношении передаваемого в аренду имущества; к ответственности за нарушение правил привлекается лицо, не выполнившее возложенную на него обязанность.
Судом первой инстанции установлено, что согласно договору аренды от 01.08.2011 N 8 нежилое помещение, расположенное на первом этаже здания по адресу: Пермский край, Юрлинский район, с. Юрла, ул. Топоркова, 18., передано в аренду ИП Иванову М.С. (л.д. 42-43).
В соответствии с договором аренды арендодатель (Общество) передает, а арендатор (ИП Иванов М.С.) принимает во временное владение и пользование нежилое помещение, расположенное на первом этаже здания по указанному адресу для использования в целях размещения торговых точек (п. 1.1 договора).
В п. 3.1.2 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора ИП Иванова М.С. выполнять все требования Госпожнадзора по обеспечению пожарной безопасности арендуемого помещения, то есть обеспечивать содержание арендуемого помещения в соответствии с противопожарными требованиями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела в рассматриваемом случае Общество не является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, указанных в п. 10 оспариваемого постановления о привлечении к ответственности (п. 6.28, п. 6.30 СНиП 21-01-97*).
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины Общества в нарушении п. 6.28, п. 6.30 СНиП 21-01-97*.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, выразившегося в том, что в зале столовой в полу на пути эвакуации имеется перепад высот, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ввиду отсутствия вины в его совершении, соответственно, оспариваемое постановление в части пункта 10 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Как видно из материалов дела, факт нарушения Обществом требований, указанных в п.п. 1-9, п. 11 постановления от 19.06.2012 N 94 о привлечении к административной ответственности, подтверждается представленными по делу доказательствами и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях Общества событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административных правонарушений (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований пожарной безопасности материалы дела не содержат.
В связи с изложенным выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, являются правильными.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в остальной части.
Доводы Общества о возможности признания правонарушений малозначительными отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенные Обществом правонарушения малозначительными, судом первой и судом апелляционной инстанции не установлено. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Характер совершенных правонарушений и степень их общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности, поскольку выявленные административным органом нарушения законодательства в сфере общественной безопасности посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровью граждан, как работников Общества, так и сторонних лиц.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности в части пунктов 1-9, а также пункта 11, не имеется, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований об отмене постановления в указанной части.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб., ошибочно уплаченная по платежному поручению N 242 от 15.10.2012, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 10 октября 2012 года по делу N А50П-718/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Юрлинского потребительского общества - без удовлетворения.
Возвратить Юрлинскому потребительскому обществу из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению N 242 от 15.10.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ