Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 28.12.2012 N Ф09-13331/12 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 N 17АП-9629/2012-АК по делу N А71-7503/2012
Требование: Об оспаривании.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 N 17АП-9629/2012-АК по делу N А71-7503/2012
Требование: Об оспаривании.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 г. N 17АП-9629/2012-АК
Дело N А71-7503/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - Муниципального автономного учреждения культуры "Выставочный центр "Галерея" (ОГРН 1021801159270, ИНН 1826000366): не явились,
от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности Октябрьского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Муниципального автономного учреждения культуры "Выставочный центр "Галерея",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2012 года
по делу N А71-7503/2012,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Муниципального автономного учреждения культуры "Выставочный центр "Галерея"
к Отделу надзорной деятельности Октябрьского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления,
установил:
Муниципальное автономное учреждение культуры "Выставочный центр "Галерея" (далее - МАУК "ВЦ "Галерея") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (далее - административный орган) от 28.04.2012 N 02/194 о назначении административного наказания по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.07.2012, принятым судьей Бушуевой Е.А., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, МАУК "ВЦ "Галерея" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на ненадлежащее извещение о дате и времени проведения проверки, доказательств присутствия при проведении проверки законного представителя юридического лица административным органом не представлено; фактически должностное лицо административного органа провело осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений без составления соответствующего протокола, без присутствия законного представителя юридического лица и привлечения понятых. Протоколы об административном правонарушении от 18.04.2012 N 02/192, 02/193, 02/194 не могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку не позволяют полно, всесторонне и объективно установить все обстоятельства, необходимые для разрешения дела. Помимо этого, заявителем в апелляционной жалобе приведены доводы об оспаривании каждого из вменяемых ему нарушений требований пожарной безопасности.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.04.2012 N 79 с целью исполнения поручения прокурора Октябрьского района г. Ижевска от 09.04.2012 N 293ж-2012 административным органом проведена внеплановая выездная проверка МАУК "ВЦ "Галерея" по адресу: г. Ижевск, ул. К.Маркса, 244а.
В ходе проверки административным органом установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение ч. 1 ст. 138 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), п. 7.11.8 табл. 2 СНиП 41-01-2003 конструкции воздуховодов вентиляционной системы в складских помещениях огнестойкими не выполнены (металлические). Предел огнестойкости транзитных воздуховодов до нормативного увеличен;
- в нарушение ч. 1, 2, 3, 13 ст. 88 Закона N 123-ФЗ, п. 5.1.10 СП 4.13130.2009, п. 5.3.5 СП 2.13130.2009, п. 5.14*, 7.4* СНиП 21.-01-97* части здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Двери складского помещения, вентиляционной камеры, электрощитовой с нормируемым пределом огнестойкости не установлены;
- в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ не разработаны (в фотолюминесцентном исполнении не выполнены);
- в нарушение п. 27, 52 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009, п. 1.1-1.6, 2.6 НПБ 160-97 не вывешены в полном объеме знаки пожарной безопасности эвакуационных путей;
- в нарушение п. 40 ППБ 01-03 техническое помещение (бойлерная) используется для хранения материалов;
- в нарушение п. 89 ППБ 01-03 внутренний пожарный водопровод на работоспособность (давление и водоотдачу) не проверен;
- в нарушение п. 91 ППБ 01-03 перекатка пожарных рукавов на новую скатку не проводится, пожарные рукава находятся в непригодном для эксплуатации состоянии;
- в нарушение п. 507 ППБ 01-03 аппараты отключения электроэнергии помещения склада за пределы помещения склада не вынесены;
- в нарушение ч. 1 ст. 82 Закона N 123-ФЗ не обеспечена требуемая по нормам степень защиты электросветильников на складе;
- в нарушение п. 3.1.3 РД 009-01-96 окраска элементов и узлов установки пожаротушения склада в цвета в соответствии с ГОСТ не выполнен (выполнен белым цветом);
- в нарушение п. 3 НПБ 110-03 в помещениях общественного назначения смонтированы тепловые извещатели вместо дымовых извещателей;
- в нарушение п. 4, 14 НПБ 110-03 подсобное помещение уборщицы (вновь монтируемое), коридор у склада, купол в выставочном зале не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п. 12.18* НПБ 88-2011 в комнате N 18 пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации непосредственно под перекрытием не смонтированы (установлены на ребрах плит перекрытий);
- в нарушение п. 53 ППБ 01-03, ч. 6 ст. 134 Закона N 123-ФЗ, п. 6.25 СНиП 21-01-97* для отделки стен в коридоре у склада (путь эвакуации) применен горючий материал (масляная краска) с показателями пожарной опасности более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.04.2012 N 89.
По факту выявленных нарушений 18.04.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении МАУК "ВЦ "Галерея" составлены протоколы об административном правонарушении N 02/192 (по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), N 02/193 (по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ), N 02/194 (по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов проверки, протоколов об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 28.04.2012 N 02/194, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МАУК "ВЦ "Галерея" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3-8 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами, установлены действующими на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
При этом наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
Требования пожарной безопасности, нарушение которых допущено МАУК "ВЦ "Галерея", поименованные в оспариваемом постановлении, не устранены в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306, поскольку содержатся в иных нормативных документах по пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Факт нарушения МАУК "ВЦ "Галерея" требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки 18.04.2012, судом первой инстанции установлен и подтвержден материалами дела (протоколами об административных правонарушениях от 18.04.2012, актом проверки от 18.04.2012 N 89). Доказательств, опровергающих установленные административным органом нарушения требований пожарной безопасности, МАУК "ВЦ "Галерея" не представлено. Обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе заявитель, документально им не подтверждены.
Доводам МАУК "ВЦ "Галерея" относительно отсутствия каждого из выявленных нарушений требований пожарной безопасности судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит.
Таким образом, в действиях МАУК "ВЦ "Галерея" установлено событие административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность нарушения МАУК "ВЦ "Галерея" п. 12.18* НПБ 88-2001, выразившегося в том, что пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации непосредственно под перекрытием не смонтированы (установлены на ребрах плит перекрытий), поскольку названным пунктом НПБ 88-2001 допускается при невозможности установки извещателей непосредственно под перекрытием их установка на стенах, колоннах и других несущих строительных конструкциях, а также крепление на тросах.
Однако указанные выводы суда не влияют на квалификацию правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с учетом доказанности наличия события правонарушений, выразившихся в том, что в помещениях общественного назначения смонтированы тепловые извещатели вместо дымовых извещателей; подсобное помещение уборщицы (вновь монтируемое), коридор у склада, купол в выставочном зале не защищены автоматической пожарной сигнализацией; для отделки стен в коридоре у склада (путь эвакуации) применен горючий материал (масляная краска) с показателями пожарной опасности более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина МАУК "ВЦ "Галерея" в совершении административного правонарушения установлена административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и заключается в том, что при наличии возможности надлежащих мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не принималось. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях МАУК ВЦ "Галерея" доказано наличие составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
В силу ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 этой статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка в отношении МАУК "ВЦ "Галерея" проведена на основании распоряжения от 11.04.2012 N 79 с целью исполнения поручения прокурора Октябрьского района г. Ижевска от 09.04.2012 N 293ж-2012.
Указанное распоряжение направлено в адрес МУАК "ВЦ "Галерея" посредством факсимильной связи 11.04.2012. Кроме того, законный представитель МАУК "ВЦ "Галерея" уведомлен о предстоящей проверке телефонограммой (л.д. 52), о чем свидетельствует и подпись законного представителя заявителя Чернова М.Ю. в акте проверки (л.д. 16).
Проверка проведена 13.04.2012 в сроки, установленные распоряжением от 11.04.2012 N 79. При проведении проверки присутствовал законный представитель МАУК "ВЦ "Галерея", что подтверждается его подписями в акте проверки от 18.04.2012 N 89.
Протоколы об административном правонарушении от 18.04.2012 составлены в присутствии законного представителя МАУК "ВЦ "Галерея", постановление об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте вынесения постановления.
Ссылка на отсутствие понятых при проведении проверки и составлении акта проверки является несостоятельной, так как в п. 44 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (действующего на момент проведения проверки) установлено, что проверка осуществляется в присутствии проверяемого лица или его уполномоченного представителя или иного должностного лица организации. При проведении проверки присутствовал законный представитель МАУК ВЦ "Галерея", что отражено в акте проверки 18.04.2012 N 89, при этом присутствие понятых административным регламентом не предусмотрено.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что осмотр зданий, помещений как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не производился, в связи с чем доводы о нарушении ст. 27.8 КоАП РФ отклоняются.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административным органом наказание за совершенные правонарушения назначено с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2012 года по делу N А71-7503/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Е.Ю.ЯСИКОВА