Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 17АП-11677/2012-АК по делу N А60-26065/2012
Требование: О признании незаконными действий государственного инспектора.
Решение: Решение первой инстанции изменено, отменено. Требование удовлетворено в части.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 17АП-11677/2012-АК по делу N А60-26065/2012
Требование: О признании незаконными действий государственного инспектора.
Решение: Решение первой инстанции изменено, отменено. Требование удовлетворено в части.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. N 17АП-11677/2012-АК
Дело N А60-26065/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Талицкое" (ОГРН 1026602234691, ИНН 6654000698): представители не явились,
от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя закрытого акционерного общества "Талицкое"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 сентября 2012 года по делу N А60-26065/2012,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Талицкое"
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
об обжаловании действий должностного лица по проведению контрольных мероприятий, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
установил:
Закрытое акционерное общество "Талицкое" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 50, 91) о признании незаконными действий государственного инспектора Собчука В.И., выразившихся в проведении мероприятий по пожарному надзору в лесах, а также о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент, административный орган) от 22.05.2012 N 359 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество ссылается на отсутствие у государственного инспектора законных оснований для проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору в виде патрулирования, поскольку соответствующее распоряжение (приказ) Департамента отсутствовало. Также Общество полагает, что не имеется оснований для привлечения к административной ответственности, поскольку проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания порубочных остатков, в соответствии
ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации относится к мерам противопожарного обустройства лесов. При этом Общество отмечает, что меры пожарной безопасности осуществляются с учетом показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Кроме того, указывает, что на момент патрулирования (21.04.2012) органами государственной власти либо органами местного самоуправления не был введен запрет на проведение в лесах каких-либо работ.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 01.10.2012 N НК-07-50/11444, указывает, что согласно
п. 10 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, должностные лица обязаны посещать объекты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения лесного надзора только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения надзорного органа.
Приложенная заявителем к вышеуказанному дополнению копия письма Федерального агентства лесного хозяйства от 01.10.2012 N НК-07-50/11444 не подлежит приобщению к материалам дела, поскольку Общество не заявило ходатайство о приобщении указанного документа к материалам дела.
Департамент по основаниям, изложенным в письменном отзыве и в дополнениях к отзыву, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на правомерность действий государственного инспектора по пожарному надзору в лесах при проведении патрулирования подведомственной территории и обоснованность привлечения Общества к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу
ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, до начала судебного заседания Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке
ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Талицкое" осуществляет использование лесов (кварталы N 1-6, 101-110 ГУ СО "Талицкое лесничество" Луговского участкового лесничества) по договору аренды лесного участка от 05.12.2008 (л.д. 114-121). На указанном участке Общество осуществляет лесозаготовительные работы, при этом Обществом (заказчик) с ИП Ляпиным В.В. (исполнитель) заключен договор от 01.01.2012, в соответствии с которым ИП Ляпин В.В. обязуется произвести на данном лесном участке лесохозяйственные работы.
21.04.2012 начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Восточному управленческому округу Свердловской области, государственным инспектором по пожарному надзору в лесах на территории Свердловской области Собчуком В.И. совместно с мастером леса Луговского участкового лесничества Шарковым Ю.А. при осуществлении патрулирования территории ГКУ "Талицкое лесничество" в квартале N 108, выдел N 10, делянка N Г выявлен факт сжигания порубочных остатков, что расценено как нарушение требований
п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
По данному факту начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Восточному управленческому округу Свердловской области Собчуком В.И. в отношении Общества составлен протокол от 21.04.2012 N 1/134 об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 14-16).
22.05.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35 000 руб. (л.д. 9-11).
Считая действия государственного инспектора Собчука В.И. по проведению мероприятий по пожарному надзору в лесах и постановление о привлечении к административной ответственности от 22.05.2012 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о соответствии действий государственного инспектора по патрулированию лесов положениям действующего законодательства, а также о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
п. 36 и
п. 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального
закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (
ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе, осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
Согласно
ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с настоящим
Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с
ч. 2 ст. 83 настоящего Кодекса. Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено
Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595 утверждено
Положение об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Согласно
п. 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012), должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право, в том числе: предотвращать нарушения лесного законодательства; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Федеральным агентством лесного хозяйства; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В
п. 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012), указано, что должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в установленной сфере деятельности, обязаны, в том числе: проводить мероприятия по государственному лесному контролю и надзору на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий по контролю и надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и граждан в целях проведения мероприятия по государственному лесному контролю и надзору только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятия по государственному лесному контролю и надзору;
В силу
п. 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012) проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:
а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;
б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (
п. 16 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012)).
Аналогичные требования были предусмотрены в
п. 8,
п. 9,
п. 10 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595 (в редакции, действовавшей до 18.06.2012).
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что федеральный государственный лесной надзор осуществляется не только в форме проверок, при проведении которых необходимо соблюдение положения Федерального
закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но и в форме иных мероприятий, в частности, систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
При этом положения Федерального
закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространяются на мероприятия по государственному лесному контролю и надзору в форме проверок, проводимых при взаимодействии с проверяемым лицом; мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования, к мероприятиям, на которые распространяются требования Федерального
закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не относятся, что следует из содержания
ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что факт сжигания порубочных остатков выявлен 21.04.2012 начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Восточному управленческому округу Свердловской области, государственным инспектором по пожарному надзору в лесах на территории Свердловской области Собчуком В.И. совместно с мастером леса Луговского участкового лесничества Шарковым Ю.А. при осуществлении патрулирования территории ГКУ "Талицкое лесничество" Луговского участкового лесничества.
Факт того, что 21.04.2012 года государственным инспектором и мастером леса Луговского участкового лесничества осуществлялось именно патрулирование территории ГКУ "Талицкое лесничество" Луговского участкового лесничества подтверждается представленным в материалы дела Планом совместного патрулирования на 2012 год, утвержденным директором ГКУ "Талицкое лесничество" и начальником отдела федерального государственного лесного надзора, пожарного надзора по Восточному управленческому округу (л.д. 70), в котором указано, что патрулирование осуществляется в период с 15.04.2012 по 01.11.2012 с 10-00 до 22-00 час.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Федеральный
закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не подлежит применению к рассматриваемой ситуации; действия государственного инспектора, выразившиеся в проведении патрулирования в лесах, не противоречат требованиям действующего законодательства.
В связи с чем изложенные в апелляционной жалобе Общества доводы о нарушении при проведении проверки положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно, без соответствующего распоряжения Департамента и без участия представителя Общества, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Ссылка Общества на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 01.10.2012 N НК-07-50/11444 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном письме приведены лишь положения
ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации,
п. 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394; из содержания данного письма выводов об обстоятельствах рассматриваемого спора не следует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действий государственного инспектора, выразившихся в проведении мероприятий по пожарному надзору в лесах.
В соответствии с
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение
правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В
п. 16 указанных Правил предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с
п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Как видно из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности Обществу вменяется нарушение требований
п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в сжигании порубочных остатков в пожароопасной сезон.
В соответствии с
п. 6 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу
п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается, в частности, разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Из содержания указанных положений
Правил пожарной безопасности в лесах следует, что пожароопасным сезоном является период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах, то есть устанавливается в зависимости от погодный условий.
Для квалификации действий по сжиганию порубочных остатков как нарушения
п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах необходимо установить, что данные действия осуществляются именно в пожароопасный сезон.
В соответствии с
ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в его совершении.
Как следует из материалов дела факт сжигания порубочных остатков в квартале N 108, выдел N 10, делянка N Г ГКУ "Талицкое лесничество" Луговского участкового лесничества выявлен 21.04.2012.
Однако ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности, не указано, по каким основаниям административным органом сделан вывод о том, что сжигание порубочных остатков производилось именно в пожароопасный сезон.
Доказательств, подтверждающих факт того, что на момент проведения патрулирования территории ГКУ "Талицкое лесничество" в квартале N 108, выдел N 10, делянка N Г, то есть 21.04.2012, пожароопасный сезон уже начался, в материалах дела не имеется, административным органом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено (
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности и в апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что особый противопожарный режим в населенных пунктах, лесах на территории Талицкого городского округа введен с 26.04.2012 на основании постановления Администрации Талицкого городского округа от 26.04.2012 N 158 (л.д. 23-25). Доказательств обратного административным органом не представлено (
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении данный факт не исследовался, соответствующие доказательства в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом к материалам административного дела не приобщались.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган, в том числе в вопросе о том, в чем выразились противоправные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом надлежащим образом не установлено и не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, постановление от 22.05.2012 N 359 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным.
В связи с чем требования Общества о признании данного постановления незаконным и его отмене подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит изменению в данной части на основании
ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
ст. 104,
110,
176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2012 года по делу N А60-26065/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявленные закрытым акционерным обществом "Талицкое" требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 22.05.2012 по делу N 359 о привлечении закрытого акционерного общества "Талицкое" к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных закрытым акционерным обществом "Талицкое" требований отказать".
Возвратить закрытому акционерному обществу "Талицкое" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 1189 от 25.09.2012 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА