Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 N 17АП-7316/2013-АК по делу N А50-4098/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 N 17АП-7316/2013-АК по делу N А50-4098/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. N 17АП-7316/2013-АК
Дело N А50-4098/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя (муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад N 152") (ОГРН 1025901208607, ИНН 5905006946): Ермакова Г.Н., руководитель, выписка из приказа от 30.09.1991 (л.д. 17); Мокрушин А.А., представитель по доверенности от 06.03.2013, предъявлены паспорта;
от заинтересованного лица (Заместитель главного государственного инспектора 5 ОНД Индустриального района г. Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору подполковнику внутренней службы Кудашев Андрей Сергеевич, Главное управление МЧС России по Пермскому краю) (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Грищуков М.Н., представитель по доверенности от 18.07.2013, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2013 года
по делу N А50-4098/2013,
принятое судьей Морозовой Т.В.,
по заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 152"
к Заместителю главного государственного инспектора 5 ОНД Индустриального района г. Перми и Пермского муниципального района по пожарному надзору подполковнику внутренней службы Кудашев Андрей Сергеевич, Главному управлению МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 152" г. Перми (далее - Дошкольное учреждение, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2013 N 58 о привлечении к административной ответственности по
ч. 3,
4, ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Индустриального района г. Перми по пожарному надзору подполковником внутренней службы Кудашевым А.С. (далее - орган госпожнадзора, административный орган).
Решением арбитражного суда от 21.05.2013 (резолютивная часть решения оглашена 14.05.2013) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о доказанности состава административного правонарушения в действиях учреждения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах жалобы.
Учреждением отзыв на апелляционную жалобу не представлен, в судебном заседании представители заявителя возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом проведения проверок на 2013 год в отношении Дошкольного учреждения в январе 2013 года на основании распоряжения от 09.01.2013 N 11 проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности.
Выявленные при проведении проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления в отношении учреждения протоколов об административном правонарушении от 14.02.2013 по
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 39, 41, 43).
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении и других материалов дела органом госпожнадзора в отношении заявителя вынесено постановление о назначении административного наказания по
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 8).
Полагая, что указанное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина заявителя в совершении административного правонарушения органом госпожнадзора не доказана, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон и проверив правильность применения судом положений законодательства, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет ответственность по
ч. 4 статьи 20.4 АПК РФ.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной
статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
По
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что аппарат для отключения электроснабжения склада (выключатель) располагается в складе, находящемся на территории детского сада, в нарушение
п. 349 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Описание нарушения в постановлении суд апелляционной инстанции считает неконкретным, что признано представителем органа госпожнадзора в судебном заседании. Поскольку из постановления не представляется возможным установить, находится ли выключатель в помещении этого же склада, или в ином помещении, на территории детского сада, факт нарушения не подтвержден.
По
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ Учреждению вменяются нарушения требований
п. 33 Правил противопожарного режима,
п.п. 6.25*,
6.32 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" принятые и введенные в действие
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7,
ст. 4,
6,
40,
83,
89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
прилож. А п. 1.2,
п.п. 4.4.4,
13.14.5,
13.15.7 Свода правил "СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", "
ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля".
Несоблюдение вышеназванных требований пожарной безопасности установлено в ходе производства по административному делу, нарушения подтверждены материалами проверки, протоколами об административном правонарушении, документально не опровергнуты, что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного диспозицией
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем в силу
ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 4 ст. 210 АПК РФ установлено, что на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с
п. 1,
3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
В силу
ст. 26.1,
29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, наряду с другими необходимыми сведениями, необходимо указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя и его вина.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что вопрос о наличии (отсутствии) у заявителя возможности по соблюдению требований Правил пожарной безопасности административным органом при рассмотрении дела не исследован должным образом. В постановлении не указано, в чем конкретно заключается вина Учреждения. Изложение административным органом в постановлении только факта нарушения требований пожарной безопасности, без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
При рассмотрении административного дела не был исследованы представленные дошкольным учреждением письменные в адрес Департамента образования администрации г. Перми, отдела образования Индустриального района г. Перми в период 2008-2012 г.г. о выделении средств для проведения ремонта здания и выполнения предписаний органа пожарного надзора, приведения здания в нормативное состояние, не исследован вопрос о технической возможности приведения здания в соответствии с требованиями, предъявляемыми органом госпожнадзора (л.д. 60-76).
Административным органом не установлено, имело ли учреждение при указанных обстоятельствах возможность для соблюдения требований пожарной безопасности и какие возможные меры не были приняты учреждением для соблюдения вышеуказанных положений.
Проанализировав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что при привлечении заявителя к ответственности административным органом не был надлежащим образом исследован данный вопрос, вина заявителя надлежащим образом не установлена.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказана вина Учреждения в совершении административного правонарушения, и, как следствие, не доказанным является состав административного правонарушения.
Недоказанность состава административного правонарушения является основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным и отмене.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2013 года по делу N А50-4098/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО