Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 N 17АП-7147/2013-АК по делу N А50П-110/2013
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 N 17АП-7147/2013-АК по делу N А50П-110/2013
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. N 17АП-7147/2013-АК
Дело N А50П-110/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.,
при участии:
от заявителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Усть-Березовская основная общеобразовательная школа": Ушачев В.В., приказ N 183 от 29.12.2007,
от заинтересованного лица 14 отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю: Селезнев А.С., доверенность N 204 от 19.06.2013,
от третьего лица ООО "Альтер": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица 14 отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 мая 2013 года
по делу N А50П-110/2013, принятое судьей Даниловым А.А.,
по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Усть-Березовская основная общеобразовательная школа" (ОГРН 1025903388158, ИНН 8103001843)
к 14 отделу надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю
третье лицо: ООО "Альтер"
об оспаривании постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности,
установил:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Усть-Березовская основная общеобразовательная школа" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 14.02.2013 года N 09 о привлечении школы к административной ответственности, предусмотренной
ч.ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Альтер" (ИНН 5905287768 ОГРН 1115905006579), которое произвело независимую оценку пожарных рисков на проверенных объектах защиты.
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 мая 2013 года (резолютивная часть оглашена 16 мая 2013 года) заявленные требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заинтересованное лицо ссылается на то, что на момент проведения проверки нарушения, образующие событие административного правонарушения по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, имели место. Не согласны с квалификацией административного правонарушения как малозначительного. Полагает, что нарушения, образующие событие административного правонарушения по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, также были выявлены при проверке. Считает, что суд необоснованно принял в качестве доказательства расчет пожарного риска, так как он не зарегистрирован в отделе государственного пожарного надзора и не отражен в декларации пожарной безопасности в нарушение
ст. 64 Федерального закона N 123-ФЗ. Податель жалобы считает, что состав административного правонарушения доказан, оснований для освобождения школы от административной ответственности не имеется.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме. Просит решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя с жалобой не согласен. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, что в силу
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в период с 16 января 2013 года по 05 февраля 2013 года на основании распоряжения от 10 января 2013 года N 3 проведена плановая выездная проверка отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Усть-Березовская основная общеобразовательная школа", являющегося юридическим лицом, ОГРН 1025903388158, расположенного по адресу: Пермский край, Юрлинский район, п. Усть-Березовка, ул. Ленина, д. 34.
В ходе проверки Отделом проверены здания структурных подразделений, принадлежащие учреждению: здание школы, общей площадью 622.4 кв. м, расположенное в п. Усть-Березовка, ул. Ленина (Свидетельство о госрегистрации права от 08.11.2012 года серии 59-БГ N 604259); здание N 2 детского сада, общей площадью 256 кв. м, расположенные в п. Усть-Березовка, ул. Ленина (Свидетельство о госрегистрации права от 08.11.2012 года серии 59-БГ N 604258); здание кухни, общей площадью 22.4 кв. м, расположенной в п. Усть-Березовка, ул. Ленина (Свидетельство о госрегистрации права от 21.11.2012 года серии 59-БГ N 604991).
Данные объекты учреждению переданы на основании Договора о передаче имущества в оперативное управление от 17.09.2012 года.
В ходе проверки Отделом надзорной деятельности было установлено несоблюдение учреждением правил и требований пожарной безопасности, которое отражено в акте проверки от 05.02.2013 года N 3. По данному факту в отношении учреждения составлены протоколы об административном правонарушении от 05 февраля 2013 года N 3, N 4 и N 5, оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по
ч.ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
3 ст. 20.4 КоАП (в части эксплуатации светильников со снятыми колпаками), а также о недоказанности административным органом состава административного правонарушения по
ч. 1,
4 ст. 20.4 КоАП. С учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения
ст. 2.9 КоАП РФ к единственному эпизоду правонарушения, признал незаконным и отменил постановление от 14.02.2013 N 09.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 названного Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
ч. 2,
3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390),
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность здания и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*).
Согласно положениям
части 1 статьи 65,
ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно оспариваемому постановлению, Учреждению вменяются следующие нарушения по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:
- не переработана декларация пожарной безопасности в соответствии с изменениями
Приказа МЧС России N 91 от 24.02.2009 г. в нарушение
ч. 1 и
ч. 6 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- не организован порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, в нарушение
п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее Правила);
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности на момент проведения проверки подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, на момент проверки.
Вместе с тем апелляционным судом установлено, что данные нарушения устранены учреждением до составления протокола, о чем свидетельствуют копии удостоверений о проведении инструктажа и копия декларации (л.д. 14-16).
- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, в нарушение
п. 42 Правил;
Согласно
подпункту "в" п. 42 ППР N 390 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В отношении данного нарушения суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности события правонарушения. Факт выявленного нарушения подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
- устроен порог, перепад высоты уровня пола, на пути эвакуации запасного выхода, в нарушение
п. 36 Правил;
В
подп. "а" п. 36 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
Факт наличия нарушения указанного требования пожарной безопасности подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Следующее нарушение:
- высота эвакуационного выхода из помещения кухни менее 1,9 м в свету (фактически 1,8 м) в нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
Согласно
пункту 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.
Административным органом установлено - высота эвакуационного выхода кухни фактически составляет 1,8 м, что нарушает
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и свидетельствует о наличии события правонарушения.
Вместе с тем апелляционным судом установлено, что согласно расчету пожарного риска (л.д. 75-107) высота эвакуационного выхода менее 1,9 м не влияет на пожарную безопасность в связи с чем пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной.
- двери эвакуационных выходов в группах открываются не по ходу движения из здания в нарушение
п. 34 Правил;
В соответствии с требованиями
п. 34 Правил двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.
Из материалов дела следует, что данное нарушение также имело место на момент проверки, но было устранено учреждением до составления протокола (договор на л.д. 11-13, акт о приемке выполненных работ на л.д. 17-19).
- в комнате для просмотра телевизора детьми, численностью 13 человек, отсутствует второй эвакуационный выход в нарушение
п. 33 Правил.
В соответствии с
п. 33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с
п. 6.12* "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений" не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, в том числе, помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. Под классом Ф1.1 законодатель понимает детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.
Суд первой инстанции установил, что указанное помещение имеет второй эвакуационный выход, но на момент проверки он был заслонен шкафом.
При таких обстоятельствах апелляционный считает, что требования
СНиП 21-01-97* нарушены, событие правонарушения имеет место.
Таким образом, факт наличия на момент проведения проверки нарушений требований пожарной безопасности в зданиях учреждения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Устранение части нарушений после проверки, но до составления протокола не может быть расценено как отсутствие нарушений. Позиция административного органа в данной части является правильной.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем до проверки были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных нарушений, в материалах дела не имеется.
Следовательно, в деянии Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Усть-Березовская основная общеобразовательная школа" имеются составы вменяемых административных правонарушений.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами
КоАП РФ, административным органом соблюдена.
Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа назначено заявителю с учетом положений
статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Суд первой инстанции посчитал возможным применение положений
ст. 2.9 Кодекса с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения и роли правонарушителя, на что указал в мотивировочной части решения.
В силу
статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В
пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с
пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье
Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка возможности применения
статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В данном деле судом учтено незамедлительное устранение нарушений до составления акта проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Апелляционный суд, рассмотрев довод апелляционной жалобы о неправомерном применении судом критерия малозначительности в данном случае, не принимает его, поскольку полагает, что выводы суда в данной части справедливы и обоснованны, поскольку роль и поведение правонарушителя свидетельствуют о направленности действий Учреждения, финансируемого из бюджета, на устранение нарушений, о его заинтересованности в выполнении требований проверяющего органа.
Доказательства устранения части нарушений учреждением представлены в материалы дела.
Апелляционный суд отмечает, что объявление устного замечания ввиду признания правонарушения малозначительным не устраняет обязанность юридического лица выполнить законные требования административного органа, а лишь освобождает от уплаты штрафа, который в данном случае несоразмерен тяжести содеянного.
Вывод суда о том, что допущенные заявителем нарушения требований пожарной безопасности не создали существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, административным органом не опровергнут.
В связи с изложенным оснований для переоценки вывода суда о малозначительности совершенного заявителем правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Соответствующий довод административного органа отклонен.
Довод административного органа о невозможности принятия в качестве доказательства по делу заключения по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности (л.д. 64-68) ввиду непредставления вместе с заключением расчетов апелляционным судом принят, поскольку административный орган как сторона лишен возможности изучить весь документ и выразить свое мнение по нему.
Доводы административного органа, касающиеся доказанности событий административных правонарушений, апелляционным судом приняты, но данное обстоятельство не влияет на результат рассмотрения спора, поскольку отмена постановления связана с применением оценочного понятия малозначительности содеянного.
При таких обстоятельствах решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 176,
258,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 мая 2013 года по делу N А50П-110/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу 14 отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО