Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 N 17АП-17610/2014-АК по делу N А50-20070/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 N 17АП-17610/2014-АК по делу N А50-20070/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2015 г. N 17АП-17610/2014-АК
Дело N А50-20070/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя (Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества") (ОГРН 1025901845089, ИНН 5916006987): не явились;
от заинтересованного лица (Главное управление МЧС России по Пермскому краю в лице 15 отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району) (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Паварницыным М.В., представитель по доверенности от 10.07.2014, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2014 года
по делу N А50-20070/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества"
к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю в лице 15 отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" (далее - МАОУ "Центр детского творчества", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2014 N 281, вынесенного 15 отделом надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району ГУ МЧС России (далее - орган госпожнадзора, административный орган) о привлечении к административной ответственности по
ч. 1,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 28.11.2014 (резолютивная часть решения объявлена 24.11.2014) требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, судом назначен административный штраф в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о недоказанности вины в совершении правонарушения, наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом, представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу
ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Органом госпожнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа возражал против изложенных в апелляционной жалобе доводов и просил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.07.2014 N 56 органом госпожнадзора проведена внеплановая выездная проверка территории, зданий и помещений МАОУ "Центр детского творчества" по адресу Пермский край, г. Краснокамск, ул. Карла Маркса, 4 г.
Установленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении учреждения 09.09.2014 протокола об административных правонарушениях (л.д. 5).
По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлением от 17.09.2014 общество привлечено к административной ответственности по
ч.ч. 1,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 12-14).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава правонарушения в действиях учреждения. При оценке размера наложенного штрафа арбитражный суд, руководствуясь правовой позицией, изложенной в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, посчитал возможным снизить размер штрафа до 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 названного Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с
ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно
ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены, в том числе, Федеральным
законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Закон N 384-ФЗ),
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (Правила N 390),
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
По
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ учреждению вменяются следующие нарушения: в помещении диджейской допускается установка блока штепсельных электрических розеток с поврежденным корпусом (
п. 42 Правил N 390); на эвакуационном выходе из коридора первого этажа на улицу допускается перепад высот пола (
п. 6.28 СНиП 21-01-97); при выходе из коридора первого этажа в лестничную (дальняя от центрального входа) допускается перепад высот пола (
п. 6.28 СНиП 21-01-97); не определена категория по взрывопожарной (пожарной) опасности, а так же класс зоны для кладовых помещений, вход в которые осуществляется через крышу на втором этаже здания, а также в помещении костюмерной и кладовой туристического снаряжения (
п. 20 Правил N 390); лестница эвакуационного выхода с первого этажа здания (рядом со зрительным залом) не имеет ограждений (
п. 6.28 СНиП 21-01-97); загроможден эвакуационный выход из подвала (
п. 36 Правил N 390); при выходе из подвала установлена металлическая решетка, высота выхода менее 1,9 метра (
п. 6.16 СНиП 21-01-97); в помещениях второго этажа вход в которые осуществляется через крышу, а так же в подвале, допускается установка ламп без плафонов, предусмотренных конструкцией светильников (
п. 42 Правил N 390); двери эвакуационного выхода с первого этажа здания (рядом со зрительным залом) открываются не по ходу движения эвакуации (
п. 6.17 СНиП 21-01-97); дверь в кладовую туристического снаряжения не имеет требуемого предела огнестойкости, не противопожарная (
п. 7.4 СНиП 21-01-97); дверь в костюмерную не имеет требуемого предела огнестойкости, не противопожарная (
п. 7.4 СНиП 21-01-97); эксплуатируемая плоская кровля на втором этаже здания, не имеет ограждения (
п. 8.11 СНиП 21-01-97).
По эпизоду, связанному с нарушением, заключающимся в не указании вида и марки измерительных приборов, с помощью которых производилось измерение высоты эвакуационного выхода, а также данных о сертификации и поверке используемых измерительных приборов, суд пришел к выводу о недоказанности события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, в отсутствие доказательств выявленного нарушения, не усматривает оснований для переоценки указанного вывода.
Также апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно неправильной квалификации административным органом нарушения
п. 42 Правил, выразившегося в том, что в помещении диджейской допускается установка блока штепсельных электрических розеток с поврежденным корпусом, в помещениях второго этажа вход в которые осуществляется через крышу, а так же в подвале, допускается установка ламп без плафонов, предусмотренных конструкцией светильников. Данное нарушение подпадает под диспозицию
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факты допущенных учреждением нарушений подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки от 29.08.2014, протоколом об административном правонарушении, учреждением не оспариваются.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, установлена административным органом и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности.
Из содержания постановления усматривается, что вопрос о виновности учреждения исследован при рассмотрении административного дела, в постановлении дана оценка субъективной стороны правонарушения.
Доводы, приведенные в жалобе, об отсутствии вины учреждения в связи с тем, что им принимаются меры по устранению нарушений, отклонены апелляционным судом, поскольку устранение нарушений является обязанностью и не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее от административной ответственности.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях учреждения составов административных правонарушений.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в рамках установленного
ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения
ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При решении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела счел возможным назначить административное наказание в размере 40 000 руб. - ниже низшего предела санкции
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, что соответствует
Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 ноября 2014 года по делу N А50-20070/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА