Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 N 17АП-12289/2014-АК по делу N А50-10970/2014
Требование: О привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 N 17АП-12289/2014-АК по делу N А50-10970/2014
Требование: О привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. N 17АП-12289/2014-АК
Дело N А50-10970/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей Щеклеиной Л.Ю., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отделения (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Законова Н.В., паспорт, доверенность от 04.12.2013;
от заинтересованного лица ООО "Миндаль" (ОГРН 1091831004627, ИНН 1831136468): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ООО "Миндаль"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 августа 2014 года
по делу N А50-10970/2014,
принятое судьей Плаховой Т.Ю.
по заявлению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Южного территориального отделения
к ООО "Миндаль"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление, административный орган) в лице Южного территориального отдела обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Миндаль" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что дело рассмотрено без учета представленного обществом отзыва по заявленным требованиям и приложенных к отзыву документов. Также ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, а именно: составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не получившего извещение о составлении протокола, и не имевшего возможность явиться на составление протокола; административным органом допущен факт повторного составления протокола после принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности по одному и тому же факту нарушения.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, указанную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.11.2013 N 1697 в отношении ООО "Миндаль" проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей при осуществлении деятельности в супермаркете "Три банана", расположенном по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Шлюзовая, д. 1, в ходе которой выявлено, что ООО "Миндаль" допустило нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно: в торговом зале супермаркета "Три банана" допустило реализацию потребителям продукции с оформленными ценниками - детские одноразовые подгузники HUGGIES (ХАГГИС) CLASSIK (КЛАССИК), дата изготовления 11.10.13, 11:48, срок годности 3 года, размер 5, ГОСТ Р 42557-2011, ЕАС, изготовитель ООО "Кимберли-Кларк", 142800, Россия, Московская обл., Ступинский район, г. Ступино, ул. Ситенка, вл. 15; юридический адрес изготовителя: ООО "Кимберли-Кларк", 115054, Россия, Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 1, не соответствующей общим требованиям п. 2.1 раздела 2 гл. II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), по показателям запах, запах вытяжки: показатель запах составляет 2 балла при величине допустимого уровня не более 1 балла; показатель запах вытяжки составляет 2 балла, при величине допустимого уровня не более 1 балла.
Основанием для проверки явилась жалоба потребителя, в которой указано на наличие неприятного запаха от подгузников и получение ребенком после их использования ожога (л.д. 32).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 18.12.2013 N 162.
19.12.2013 по факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлен в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08/04/2014 по делу N А50-2694/2014 в удовлетворении требований о привлечении ООО "Миндаль" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ отказано ввиду отсутствия доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2014 по делу N А50-2694/2014 не обжаловалось сторонами, вступило в законную силу.
19.05.2014 по факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ООО "Миндаль" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, отсутствия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 утверждены Единые Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
В соответствии с п. 2 раздела 2 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований безопасность подгузников, детских пеленок оценивается по органолептическим (запах), санитарно-химическим (перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала), токсиколого-гигиеническим (индекс токсичности или индекс местного раздражающего действия на кожные покровы и слизистые, индекс сенсибилизирующей способности) и микробиологическим показателям.
Интенсивность запаха образца и водной вытяжки не должна превышать 1 балла (п. 2.1 раздела 2 гл. II указанных Санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований).
Имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 19.05.2014 N 218/1-Ю, актом проверки от 18.12.2013 N 162, протоколом лабораторных испытаний от 09.12.2013 N 18911, протоколом отбора образцов (проб) продукции от 20.11.2013, экспертным заключением от 03.12.2013 N 129, подтверждается наличие выявленных при проведении проверки нарушений, и обществом по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2014 по делу N А50-2694/2014, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, также установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении административного правонарушения подтверждена надлежащими доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, на что правомерно указано судом первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, судом апелляционной инстанции не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление от 06.05.2014 (л.д. 10), направленное 07.06.2014 по юридическому адресу общества, врученное 12.05.2014 (л.д. 12-13) и обществом не оспаривается.
Ходатайство ООО "Миндаль" об отложении составления протокола от 13.05.2014 (л.д. 11) поступило в Южный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 21.05.2014, о чем свидетельствует соответствующая отметка на документе, то есть после составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, обоснованно в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола, поступившего 21.05.2014, обществу отказано, о чем вынесено определение от 21.05.2014. В момент составления протокола об административном правонарушении данное ходатайство учтено быть не могло.
Сам по себе факт составления протокола об административном правонарушении без участия законного представителя юридического лица не свидетельствует о нарушении порядка составления протокола.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, известив о совершении процессуальных действий общество по месту его нахождения, управление приняло достаточные меры, направленные на соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности управлением не допущено.
В рассматриваемом случае составление двух протоколов об административном правонарушении не является нарушением порядка привлечения к ответственности в силу следующего.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 15.11.2013 N 1697 на объекте ООО Миндаль" в супермаркете "Три банана", расположенном по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Шлюзовая, д. 1, проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2014 по делу N А50-2694/2014 в удовлетворении требований административного органа о привлечении ООО "Миндаль" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ было отказано в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Вместе с тем отказ в привлечении к ответственности по иным основаниям, нежели предусмотренным статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, не препятствует привлечению к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
В связи с этим 19.05.2014 административным органом при надлежащем уведомлении ООО "Миндаль" по юридическому адресу в отношении общества повторно составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах составление административным органом по результатам проведения одной проверки двух протоколов об административном правонарушении не является нарушением требований КоАП РФ и не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и не свидетельствует о повторности привлечения.
Решение суда о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному в санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Указанный вывод суда первой инстанции является обоснованным, соответствует установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, заявленные административным органом требования о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Представленный в порядке подготовки к судебному рассмотрению дела отзыв заинтересованного лица на заявление поступил в арбитражный суд 31.07.2014, то есть после объявления резолютивной части решения суда, в связи с чем, не указание в решении суда доводов заинтересованного лица, изложенных в отзыве на заявление, не является существенным нарушением процессуальных норм и не влечет отмену решения суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 августа 2014 г. по делу N А50-10970/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миндаль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА