Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 N 17АП-4423/2014-АК по делу N А60-42031/2013
Требование: О признании недействительным ненормативного акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 N 17АП-4423/2014-АК по делу N А60-42031/2013
Требование: О признании недействительным ненормативного акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. N 17АП-4423/2014-АК
Дело N А60-42031/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" (ОГРН 1069658002369, ИНН 6658223102): не явились;
от заинтересованного лица Отделения надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам муниципального образования "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области (ОГРН 1046604426890, ИНН 6672176609): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦГАЗМОНТАЖ"
к Отделению надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам муниципального образования "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам муниципального образования "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания по устранению требований пожарной безопасности N 1-289/1/1-5 от 30.07.2013; обязании административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Доводы жалобы административного органа сводятся к тому, что у отделения отсутствовали сведения о предстоящем судопроизводстве, назначенном судебном разбирательстве, в связи с чем, нарушены процессуальные права заинтересованного лица, которому не была предоставлена возможность подготовить мотивированный отзыв на заявление, принять участие в судебном разбирательстве. Кроме того, приведены доводы об ошибочности выводов суда об отсутствии правовых оснований проведения проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание.
В судебном заседании 21.05.2014 судом апелляционной инстанции установлено, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания.
Учитывая наличие в силу ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ оснований (п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ) для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционный суд определением от 21.05.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Судебное разбирательство назначено на 18.06.2014 на 12 час. 20 мин.
На основании ч. 3 ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю. в отпуске произведена замена судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю. на судей Риб Л.Х., Щеклеину Л.Ю.
В обоснование доводов, изложенных в заявлении, общество указывает на незаконность предписания со ссылками на необоснованность предписанных к устранению нарушений; неисполнимость оспариваемого предписания, нарушающего права и законные интересы ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ".
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества на доводах заявления настаивал; полагает, что требования предписания по существу не соответствуют действующему законодательству.
Административный орган письменного отзыва на заявление не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
При рассмотрении дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, Семнадцатый арбитражный апелляционной суд, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении общества, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки от 04.07.2013 N 1-289 с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 22.08.2012 N 1-452/1/1-8 в отношении ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" нарушаются обязательные требования пожарной безопасности (с указанием положений (нормативных) правовых актов): 1) люк выхода на кровлю выполнен не противопожарным; 2) отделка стен на путях эвакуации 4, 5 и 6 этажей выполнена из горючих материалов (бумажные обои) (не представлены сертификаты или акты соответствия требованиям пожарной безопасности на отделочные материалы); 3) ширина между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не соответствует требуемой, выполнена менее 75 мм; 4) стеклянная перегородка, отделяющая дополнительную лестничную клетку от общих коридоров (2, 3 этажей) не выполнена с требуемым пределом огнестойкости; 5) двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров выполнены без уплотнений в притворах.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.07.2013 N 1-289 ПБ с указанием нормативных и иных актов, которые нарушены заявителем.
По результатам проверки административным органом 30.07.2013 вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 1-289/1/1-5, которым заявителю предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.07.2014.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - ППР в РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 N 1573.
Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно пунктов 1, 5, 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) проверка юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, то есть требованиям, установленным Законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14, ч.ч. 1, 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ проверка проводится при наличии к тому названных в ч. 3 ст. 9 или ч. 2 ст. 10 указанного Закона оснований по распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), поименованным в данном распоряжении или приказе должностным лицом, с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.
Следовательно, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности выдается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в случае установления факта нарушения обязательных требований законодательства в указанной сфере по результатам осуществления проверки уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки в силу ст. 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 10 является, в том числе, истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.
Из содержания документов, представленных заявителем в дело, суд установил, что целью проведенной в отношении общества в 2013 году внеплановой выездной проверки являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания от 22.08.2012 N 1-452/1/1-8.
Вместе с тем, вступившим в законную силу 24.09.2013 постановлением мирового судьи судебного участка N 4 в котором создан Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области по делу N 5-426/201, установлено, что ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" предписание надзорного органа от 22.08.2012 N 1-452/1/1-8 не получало и о его наличии узнало только в ходе проверки, проводимой в 2013 году.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом ст. 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Принимая во внимание обстоятельства неполучения ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" предписания надзорного органа от 22.08.2012 N 1-452/1/1-8, установленные мировым судьей, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у отделения законодательно установленных оснований для проведения внеплановой проверки ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 22.08.2012 N 1-452/1/1-8.
Таким образом, оснований для выдачи оспариваемого обществом предписания у административного органа не имелось, а результаты проверки, проведенной в отсутствии правовых оснований по осуществлению государственного контроля посредством проведения внеплановой проверки, не могут являться доказательствами вмененных обществу и предписанных к устранению нарушений. В этой связи, не подлежат оценке доводы общества по существу вмененных нарушений, доказательствами которых могут являться данные, полученные с соблюдением законодательно установленных требований.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования о признании недействительным предписания по устранению требований пожарной безопасности N 1-289/1/1-5 от 30.07.2013 следует удовлетворить.
В силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ следует отменить, заявленные ООО "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" требования удовлетворить.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения дела с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2014 года по делу N А60-42031/2013 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Отделения надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам муниципального образования "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области по устранению требований пожарной безопасности N 1-289/1/1-5 от 30.07.2013.
Обязать Отделение надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам МО "город Екатеринбург" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Отделения надзорной деятельности по Ленинскому и Верх-Исетскому районам муниципального образования "город Екатеринбург" ОНД МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦГАЗМОНТАЖ" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2 000 (Две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА