Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 17АП-9245/2014-АК по делу N А60-13935/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 17АП-9245/2014-АК по делу N А60-13935/2014
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N 17АП-9245/2014-АК
Дело N А60-13935/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
от заявителя (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 г. Асбест") (ОГРН 1146683000310, ИНН 6683005789): не явились;
от заинтересованного лица (Главный государственный инспектор Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский ГУ МЧС России по Свердловской области): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 г. Асбест"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года
по делу N А60-13935/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 г. Асбест"
к Главному государственному инспектору Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский ГУ МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 г. Асбест" (далее - ГБУЗ СО "Городская больница N 1 г. Асбест", медицинское учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного 24.03.2014 главным государственным инспектором Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - орган госпожнадзора, административный орган) о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 09.06.2014 (резолютивная часть решения объявлена 04.04.2014) требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа, превышающего 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе приведены доводы о недоказанности состава административного правонарушения в деятельности учреждения, выводы суда о наличии состава податель жалобы считает бездоказательными, полагает, что возбуждение административного дела за правонарушение, квалифицированное по
ст. 20.4 КоАП РФ не входит в компетенцию прокурора; оспариваемое постановление вынесено с нарушением установленного срока, не содержит сведений о месте, времени совершения и события административного правонарушения.
Административным органом представлен отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, вынесенное по делу решение административный орган считает законным и обоснованным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу
ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.02.2014 прокуратурой города Асбеста с привлечением специалиста отдела государственного пожарного надзора г. Асбеста проведена проверка соблюдения обязательных норм и правил пожарной безопасности в зданиях и на территории ГБУЗ СО "Городская больница N 1 г. Асбест" расположенных по адресу: г. Асбест ул. Больничный городок 5.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности, послужили основанием для вынесения 05.03.2014 в отношении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 23).
В соответствии с
ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ постановление о возбуждении административного дела направлено прокуратурой в орган госпожнадзора для рассмотрения административного дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении органом госпожнадзора 24.03.2014 вынесено постановление о привлечении медицинского учреждения к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 11).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, соблюдении порядка привлечения к административной ответственности. Вместе с тем суд пришел к выводу о том, что штраф в размере 150000 руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности, признал постановление незаконным в части назначения наказания, превышающего 50 000 руб. (
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П), что не обжалуется административным органом.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, предусмотрены
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012.
Согласно
подп. "г" п. 42 Правил противопожарного режима запрещается пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией.
В соответствии с
п. 367 упомянутых Правил в строящихся зданиях разрешается располагать временные мастерские и склады (за исключением складов горючих веществ и материалов, а также оборудования в горючей упаковке, производственных помещений или оборудования, связанных с обработкой горючих материалов). Размещение административно-бытовых помещений допускается в частях зданий, выделенных глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. При этом не должны нарушаться условия безопасной эвакуации людей из частей зданий и сооружений. Запрещается размещение временных складов (кладовых), мастерских и административно-бытовых помещений в строящихся зданиях, имеющих не защищенные от огня несущие металлические конструкции и панели с горючими полимерными утеплителями. Запрещается использование строящихся зданий для проживания людей.
Оспариваемым постановлением медицинскому учреждению вменяется нарушение правил противопожарной безопасности, а именно: в четырех помещениях ремонтируемого отделения на втором этаже обнаружены 14 матрацев, одежда, обувь, указывающие на проживание в данных помещениях людей; в двух помещениях обнаружены электрические плитки, расположенные на деревянных подставках, с отсутствующими терморегуляторами.
Факт нарушения заявителем требований законодательства в области пожарной безопасности установлен в ходе проверки и зафиксирован в рапорте проверяющего (л.д. 29); подтвержден материалами административного дела. Документы, опровергающие факт нарушения, заявителем не представлены, изложенные в жалобе возражения являются бездоказательными.
Согласно
ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя вины в совершении административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по противопожарной безопасности.
Таким образом, наличие в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом, не позволивших привлекаемому лицу воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя учреждения - главного врача Бердинских В.В. О дате рассмотрения дела об административном правонарушении учреждение извещено путем направления определения от 21.03.2014, полученного представителем учреждения в этот же день (л.д. 26).
Довод о возбуждении прокурором административного дела в отсутствие полномочий подлежит отклонению.
При рассмотрении вопроса о полномочиях прокурора по делам об административных правонарушениях следует руководствоваться Федеральным
законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ",
ст. 28.4 КоАП РФ.
На основании
п. 1 ст. 6,
п. 4 ст. 22 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в
ст. 22,
27,
30 и
33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Должностные лица органов, указанных в
п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок незамедлительно.
Материалами дела подтверждается, что проверка в отношении учреждения проведена административным органом в соответствии с указанными нормами Федерального
закона N 2202-1, на основании поручения прокуратуры города Асбеста от 24.02.2014 (л.д. 53).
Согласно
ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Доводы апеллянта об отсутствии у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении противоречат нормам
КоАП РФ.
Содержание оспариваемого постановления соответствует положениям
ст. 29.10 КоАП РФ. В постановлении зафиксировано, что нарушения обнаружены на втором этаже, в ремонтируемых помещениях. Каких-либо неясностей в оспариваемом постановлении при описании события правонарушения не имеется.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 05.03.2014 после поступления в прокуратуру материалов проверки. Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного
ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения.
Таким образом, процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение прокуратурой и органом госпожнадзора не допущено.
С учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений
ст. 2.9 КоАП отсутствуют.
Таким образом оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2014 года по делу N А60-13935/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 г. Асбеста" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО