Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 N 17АП-11868/2013-АКу по делу N А71-6222/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 N 17АП-11868/2013-АКу по делу N А71-6222/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. N 17АП-11868/2013-АКу
Дело N А71-6222/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго") (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603): Дидковская Н.В., представитель по доверенности от 01.07.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики) (ОГРН 1061831042866, ИНН 1831119423): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2013 года
по делу N А71-6222/2013,
принятое судьей Глуховым Л.Ю. при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго")
к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики
о признании незаконным и отмене постановления по административному делу,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство, административный орган) от 05.06.2013 о привлечении общества к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение
Правил пожарной безопасности в лесах.
Решением арбитражного суда от 26.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель приводит следующие доводы.
В материалы судебного дела не представлены доказательства, подтверждающие факт правонарушения. Протокол об административном правонарушении таким доказательством не является, поскольку в нем отсутствует описание обстоятельств совершенного правонарушения, дата совершения нарушения в протоколе не соответствует указанной в записке лесничего; протокол не был направлен обществу. Рабочая записка лесничего составлена в нарушение требований законодательства, в отсутствие полномочий на проведение обследования. Фотоматериалы не позволяют определить дату съемки, взаимосвязь и последовательность снимков, неясно, к какому документу приложены фотоснимки. Рабочая записка лесничего и фотоматериалы выполнены до возбуждения производства по делу об административном правонарушении, не являются доказательствами по административному делу, поэтому не подтверждают факт правонарушения. Общество настаивает, что проверка проводилась до окончания работ по расчистке трасс от насаждений в пределах охранных зон по договору от 03.12.2012 между ООО "ЭнергоРОСС" и ИП Сулеймановым Р.З., действие которого было продлено соглашением от 31.12.2012. Доказательства, подтверждающие факт введения в установленном порядке пожароопасного периода, в материалы дела не представлены.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене судебного акта и удовлетворении жалобы.
Министерство против доводов жалобе возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании
ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе патрулирования территории Заречного участкового лесничества с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности в лесах лесничим ГКУ УР "Завьяловское лесничество" Исмагиловым Ф.Х. установлено, что в период с конца ноября по декабрь 2012 года общество на лесном участке в кварталах 120 (выд. 19, 21), 129 (выд. 6), 130 (выд. 42). 131 (выд. 43, 44) Заречного участкового лесничества проводило расчистку ВЛ - 110 кВ Игерман-Азино. В ходе работ по расчистке проводилась рубка лесных насаждений, срубленная древесина и порубочные остатки не вывозились, разбросаны между линией ЛЭП и стеной леса (на просеке), захламляют лесной участок и способствуют возникновению повышенной пожарной опасности. Указанные нарушения отражены в рабочей записке лесничего с приложением схемы-чертежа трассы ЛЭП в кварталах 129 (выдел 6), 129 (выдел 42), 130 (выдел (43, 44) (л.д. 52-55).
По факту установленного нарушения 21.05.2013 уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 45-48).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 05.06.2013 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 14).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, соблюдении обществом процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения по следующим основаниям.
Согласно
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение
Правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется
Правилами заготовки древесины,
Правилами санитарной безопасности в лесах,
Правилами пожарной безопасности в лесах,
Правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (
ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила N 417).
В соответствии с
п. 19 Правил N 417 срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно
п. 34 Правил N 417, просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (
п. 35 Правил N 417).
Согласно
п. 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований
Правил пожарной безопасности в лесах.
Обществу вменяется нарушение вышеприведенных положений
Правил N 417, выразившееся в том, что при проведении рубки лесных насаждений с целью расчистки линии электропередач (ВЛ-110 кВ Игерман-Азино) срубленная древесина и порубочные остатки не вывозились, разбросаны между линией ЛЭП и стеной леса (на просеке), захламляют лесной участок и способствуют возникновению повышенной пожарной опасности.
Начало и окончание пожароопасного сезона в 2013 году в лесах на территории Удмуртской Республики установлены приказами Минлесхоза Удмуртской Республики от 25.04.2013 N 537, от 26.09.2013 N 1226 (с 25.04.2013 до 03.10.2013), размещенными в сети Интернет на официальном сайте органов государственной власти Удмуртской Республики.
Факт нарушения установлен при проведении патрулирования, отражен в рабочей записке лесничего с приложением схемы-чертежа трассы ЛЭП и послужил поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Помимо записки лесничего факт нарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 21.05.2013, фотоматериалами, иными материалами административного дела, документально обществом не опровергнут. Таким образом в действиях общества доказано событие правонарушения, предусмотренного диспозицией
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило выполнение требований
Правил пожарной безопасности в лесах при отсутствии к тому каких-либо объективных препятствий. Доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований и принятия всех мер, направленных на предупреждение правонарушения, суду не представлено.
Таким образом вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ подтвержден надлежащими доказательствами.
Судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с
п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
п. 36 и
п. 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального
закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (
ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
подп. 2 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в
части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено
Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).
На основании
п. 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в
абзацах первом и
втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В
п. 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из
п. 12 Положения федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством, в том числе проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
Согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2011 N 480 в Удмуртской Республик уполномоченным на осуществление в соответствии с законодательством на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах является Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики.
В соответствии с приложением 3 к указанному Постановлению должностными лицами Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Удмуртской Республики, являются, в том числе инженеры охраны и защиты леса, лесничие участковых лесничеств, участковые лесничие государственных казенных учреждений - государственные лесные инспектора в соответствующих лесничествах.
Следовательно, действия лесничего ГКУ УР Завьяловское лесничество по проведению патрулирования лесного участка являются законными.
Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении может являться непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
В рабочей записке лесничего указаны факты, являющиеся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Описание события правонарушения в протоколе об административном правонарушении соответствует требованиям
ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Представленные в материалы дела фототаблицы являются приложением к протоколу об административном правонарушении, о чем имеется указание в протоколе.
Апелляционным судом признаны несостоятельными доводы общества о том, что проверочные мероприятия проведены в период проведения работ по расчистке трассы.
В материалы дела представлен договора от 05.12.2012, заключенный ООО "Энерго РОСС" с ИП Сулеймановым Р.З. на проведение работ по расчистке трасс ВЛ 0.4-110 кВ от насаждений в пределах охранных зон на объектах: расширение просек "ВД-110 кВ Игерман-Азино". Срок выполнения работ по договору: до 31.12.2012 (л.д. 20).
Дополнительное соглашение от 31.12.2012, на которое в апелляционной жалобе ссылается ее податель, в материалы дела не представлено, и, с учетом требований
ст. 272.1 АПК РФ, дополнительные доказательства не могут быть представлены при апелляционном обжаловании решения суда, вынесенного по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Акт о приемке выполненных работ от 04.06.2013 N 335 (л.д. 25) не имеет отношения к вышеуказанному договору, поскольку каких-либо ссылок на договор в акте не содержится.
Согласно
ст. 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Материалами дела подтверждено, что общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении путем направления извещения при помощи факсимильной связи, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении (л.д. 43, 49, 50, 51). Общество не оспаривает факт извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении в адрес общества направлен, о чем имеется соответствующее уведомление (л.д. 42).
Таким образом существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, повлекших незаконное привлечение общества к административной ответственности, Министерством не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Оснований для применения положений
ст. 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Правильно применив нормы права, оценив в соответствии со
ст. 65,
67,
68,
71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2013 года по делу N А71-6222/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Удмуртэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Л.Х.РИБ