Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2020 N Ф09-8233/20 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 N 17АП-8959/2020-АК по делу N А71-20537/2019
Требование: О признании незаконным предписания органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 N 17АП-8959/2020-АК по делу N А71-20537/2019
Требование: О признании незаконным предписания органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2020 г. N 17АП-8959/2020-АК
Дело N А71-20537/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания "Флагман" (ОГРН 1121831007858, ИНН 1831156489) - Кондратьев М.О., паспорт, доверенность от 23.07.2020, диплом;
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Управляющая компания "Флагман"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июня 2020 года
по делу N А71-20537/2019,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению ООО "Управляющая компания "Флагман"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании незаконным предписания,
установил:
ООО "Управляющая компания "Флагман" (далее - заявитель, ООО "УК "Флагман", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по УР) о признании незаконным предписания от 24.09.2019 N 19/47/1/1-11.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, которые судом не исследованы. Так отмечает, что из обжалуемого предписания не усматривается, нормы какого закона нарушены обществом, предписание содержит, по мнению заявителя, ряд технических ошибок, не согласно с выводами проверяющих о том, что здание Торгово-Офисного цента "Флагман" эксплуатируется с нарушением специальных технических условий, отмечает, что судом не учтено, что проверка в отношении общества проведена с грубыми нарушениями требований законодательства, кроме того указывает на то, что судом не рассмотрено ходатайство общества о назначении по делу строительно-технической экспертизы.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы жалобы, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела пояснений к отзыву заинтересованного лица.
Указанное ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворено. Пояснения приобщены к материалам дела в соответствии со статьей 81 АПК РФ.
Заинтересованное лицо извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "УК "Флагман", торгово-офисный центр "Флагман" (далее ТОЦ "Флагман"), в целях устранения нарушений законодательства в области пожарной безопасности проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния адресу: г. Ижевск ул. Удмуртская, 255Б, в ходе которой установлено, что ООО "УК "Флагман" не выполнило в установленный срок предписание государственного пожарного надзора по устранению выявленных нарушений от 29.03.2019 N 19/17/1/1-31, срок исполнения которого истек 15.09.2019, а именно: Здание ТОЦ "Флагман" эксплуатируется в нарушении специально технических условий (далее СТУ), а именно:
- В надстройке в осях 11-16 размещено кафе с количеством посадочных мест более 50, а именно на 120.
- Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания менее 8м (фактически вплотную).
- Не отделены административно-бытовые помещения продуктового магазина на 2-м этаже от торговых помещений противопожарной перегородкой 1-го типа с противопожарными дверями (воротами) 2-го типа.
- Не выделены, помещения предпродажной подготовки противопожарными перекрытиями и перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45.
- Не отделены административно-бытовые и офисные помещения от торговых помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
- Ширина проходов между бутиками менее 2,5 м (фактически от 1,5-2 м).
- Не предусмотрен пуск дренчерных завес в автоматическом режиме от пожарных извещателей.
- С 1-го по 3 этажи на путях эвакуации - между бутиками установлены островные торговые точки.
- На путях эвакуации лестницы высотой более 45 см (фактически 50 см) не оборудованы ограждениями высотой не менее 1,2 м с перилами.
- Кафе "Мята". В помещении кухни допускается приготовление пищи на углях (мангал), процесс приготовления которого сопровождается выделением лучистого тепла искр и пламени. В соответствии с п. 5.1 таблицы 1 СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", помещения в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени относятся к категории "Г" по взрывопожарной и пожарной опасности. Помещения различных классов функционально пожарной опасности (место установки мангала от помещения кухни и других административных помещений) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
- Отделка стен в "VIP" комнатах выполнена из горючих материалов (деревянные бруски). В соответствии заключения ООО "Оскар" от 06.09.2019 г. деревянные конструкции не соответствуют группе умеренно горючие (Г2).
- Отдел "Детский мир". Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, складское помещение от административных помещений.
- Отдел "DNS". Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, складское помещение от административных помещений.
- Отдел "Лешо по". Отделка потолка бутика выполнена материалом с более высоким показателем пожарной опасности, чем КМЗ (в соответствии с предоставленным сертификатом показатель пожарной опасности КМ5).
- Отдел "Фешен". Отделка потолка бутика выполнена материалом с более высоким показателем пожарной опасности, чем КМЗ (в соответствии с предоставленным сертификатом показатель пожарной опасности КМ5).
- Отдел "Зион". Помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, складское помещение от административных помещений.
- Отдел "Lady Winter". Горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 м (фактически от 0,2 м).
По результатам плановой проверки ГУ МЧС России по УР составлен акт проверки от 24.09.2019 N 19/47, вынесено предписание от 24.09.2019 N 19/47/1/1-11 об устранении в срок до 02.02.2020 выявленных нарушений в области пожарной безопасности.
Несогласие с предписанием от 24.09.2019 N 19/47/1/1-11 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Признав оспариваемое предписание законным и обоснованным, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления общества.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснений заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть. пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
На основании статьи 6 вышеназванного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ч. 1).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 3).
В силу статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено судами, с целью контроля за соблюдением обязательных требований в области пожарной безопасности органом пожарного надзора в отношении ООО "УК "Флагман" 29.03.2019 вынесено предписание N 19/17/1/1-31 со сроком исполнения до 15.09.2019.
Впоследствии 20.09.2019, 24.09.2019 указанным органом проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния адресу: г. Ижевск ул. Удмуртская, 255Б, в ходе которой установлено, что ООО "УК "Флагман" не выполнило в установленный срок законное предписание государственного пожарного надзора по устранению выявленных нарушений от 29.03.2019 N 19/17/1/1-31, срок исполнения которых истек 15.09.2019. Результаты проверки зафиксированы административным органом в акте проверки от 24.09.2019 N 19/47, вынесено предписание от 24.09.2019 N 19/47/1/1-11 об устранении в срок до 02.02.2020 выявленных нарушений, составлен протокол от 24.09.2019 N 19/66 об административном правонарушении по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 42-60, т. 2), который направлен мировому судье судебного участка N 3 Индустриального района города Ижевска.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Индустриального района города Ижевска от 10.12.2019 оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 13.02.2020 по делу N 12-82/20, ООО "УК "Флагман" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 70 000 руб.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел следующим выводам, которые суд апелляционной инстанции, повторно рассматривающий дело по правилам статей 266 - 268 АПК РФ, находит верными.
По пункту 1 предписания.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, специальные технические условия являются техническими нормами, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области пожарной безопасности, отражающими, в том числе, особенности эксплуатации объекта и поэтому являются обязательными при эксплуатации.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден Приказом Минрегионразвития России от 1 апреля 2008 года N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
Согласно пункту 3 Порядка в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями по решению заказчика (инвестора) СТУ могут разрабатываться трех видов: нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами; нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов; нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности. Согласование вышеуказанных СТУ проводится Минрегионом России.
В соответствии с Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 141 "Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2007 года N 9172) согласование отступлений от требований пожарной безопасности по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта, осуществляется органами государственного пожарного надзора МЧС России.
В этой связи СТУ, содержащие отступления от требований пожарной безопасности, не подлежат дополнительному согласованию с Минрегионом России. Данные СТУ на Торговый центр в соответствии частью 9 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласованны в установленном порядке протоколом заседания N 21 Нормативно-технического совета ДНД МЧС России от 6 октября 2010 года, в отношении объекта Торгово-офисный центр "Флагман", расположенного по адресу: г. Ижевск ул. Удмуртская 255Б, в связи с чем, вопреки доводам заявителя, обязательны для исполнения.
Согласно пунктам 8.7, 8.8. СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" в общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть: для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров; для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.
В соответствии с пунктом 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности.
Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Суд правомерно отклонил доводы общества в вышеуказанной части, отметив, что нарушения, зафиксированные в оспариваемом предписании под NN 1.1-1.8 основаны на неисполнении обществом требований СТУ, в связи с чем обоснованно предписаны административным органом к устранению, а именно: - в надстройке в осях 11-16 размещено кафе с количеством посадочных мест более 50, а именно на 120; - расстояние от внутреннего края проезда до стены здания менее 8м (фактически вплотную) (п. 8.7, 8.8. СП 4.13130.2013, п. 2.2. СТУ); - не отделены административно-бытовые помещения продуктового магазина на 2-м этаже от торговых помещений противопожарной перегородкой 1-го типа с противопожарными дверями (воротами) 2-го типа (п. 3.6 СТУ); - не выделены помещения предпродажной подготовки противопожарными перекрытиями и перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 (п. 3.7 СТУ); - не отделены административно-бытовые и офисные помещения от торговых помещений противопожарными перегородками 1-го типа (п. 3.8 СТУ); - ширина проходов между бутиками менее 2,5 м (фактически от 1,5-2 м) (п. 4.6. СТУ); - не оборудованы двери лестничных клеток и выходов непосредственно наружу замками типа "антипаника" (п. 4.9 СТУ); - не предусмотрен пуск дренчерных завес в автоматическом режиме от пожарных извещателей (п. 62 Правил противопожарного режима).
Иных доводов, опровергающих факт установленных в пункте 1 (пп. 1.1-1.8) оспариваемого предписания нарушений, заявителем не приведено.
По пункту 2 предписания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно подпунктам а, б пункта 36 Правил противопожарного режима (в редакции, действующей до 04.05.2020) при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
В нарушение вышеприведенных требований в ходе проверки установлено, что в ТОЦ "Флагман" с 1-го по 3 этажи на путях эвакуации - между бутиками установлены островные торговые точки, препятствующие свободной и безопасной эвакуации людей.
Таким образом, необеспечение безопасной эвакуации людей, вопреки указанию общества, свидетельствует о нарушении последним Правил противопожарного режима.
По пункту 3 предписания.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 33 Правил противопожарного режима установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 6.28 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
В соответствии с абз. 5, 6 п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.
Из материалов проверки следует, что в нарушение вышеприведенных норм и правил, на путях эвакуации в ТОЦ "Флагман" лестницы высотой более 45 см (фактически 50 см) не оборудованы ограждениями высотой не менее 1,2 м с перилами. Вышеуказанные обстоятельства заявителем в нарушении статьи 65 АПК РФ не опровергнуты, доводы последнего в указанной части документально не подтверждены, соответственно, правомерно отклонены судом первой инстанции.
По пункту 4 предписания.
В статье 88 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1); пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2).
Таким образом, противопожарные преграды, в частности перегородки, служат для предотвращения распространения пожара из смежного пожарного отсека независимо от наименования помещения.
В соответствии с пунктом 4.2 Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 "Об утверждении свода правил "Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной безопасности" и пункта 5.1 Свода правил, категории помещений и зданий определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств.
В соответствии с пунктом 7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенными в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В ходе проверки установлено нарушение вышеприведенных правовых норм, заключающееся в неразделении между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами помещений различных классов функциональной пожарной опасности, а именно места установки мангала от помещения кухни и других административных помещений.
Доводы общества в указанной части отклоняются, поскольку использование в помещении кухни мангала, разведение открытого огня, что подтверждается материалами дела, то есть проведение внутри помещения огневых работ, свидетельствует о его повышенном пожарном риске и пожарной опасности, что предполагает в силу выше приведенного правового регулирования осуществление на объекте специальных мероприятий, что нашло свое отражение в оспариваемой части предписания.
По пункту 5 предписания.
Пунктами 1, 11 ст. 13 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара.
Классы пожарной опасности в зависимости от групп пожарной опасности строительных материалов приведены в таблице 3 приложения к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 134 Закона N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (пункт 6 статьи 134 указанного Закона).
Классы пожарной опасности строительных материалов и область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации, в зальных помещениях, за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов приведены в таблицах NN 3, 28, 29 Закона N 123-ФЗ.
Оспариваемым пунктом предписания обществу вменяется нарушение вышеприведенных норм, заключающееся в использовании в отделке стен в "VIP" комнатах кафе "Мята" горючих материалов (деревянных брусков), не соответствующих группе умеренно горючие (Г2). Указанные обстоятельства обществом надлежащими доказательствами не опровергнуты. В содержании оспариваемого пункта предписания усматривается указание на нарушенные обществом статьи нормативного-правового акта, срок устранения нарушения, что, вопреки указанию заявителя, свидетельствует об отсутствии препятствий для его исполнения.
Доводы ООО "УК "Флагман" о том, что спорные помещения являются комнатой, а не помещением, в связи с чем, не правомочна ссылка административного органа на требования табл. 29 ФЗ-123, судом отклонены, как не влияющие на правовую квалификацию нарушения.
По пункта 6, 7, 10 предписания.
В статье 88 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1); пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2).
Таким образом, противопожарные преграды, в частности перегородки, служат для предотвращения распространения пожара из смежного пожарного отсека независимо от наименования помещения.
Судами установлено и не опровергнуто заявителем, что общество не исполнило требования вышеуказанных норм, а именно помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, складское помещение от административных помещений.
Из пояснений государственного пожарного инспектора Хананнова И.Ф. следует, что зоны подготовки товаров в торговых отделах, указанных в рассматриваемых пунктах предписания, отделены гипсокартонными перегородками и фактически используются как складские помещения для хранения товара, пустых коробок, в связи с чем горючая нагрузка значительно возрастает.
Доводы общества о том, что спорные помещения относятся к помещениям предпродажной подготовки товаров, судом отклонены, как не влияющий на правовую оценку допущенного нарушения.
По пунктам 8 и 9 предписания.
В соответствии с пп. 1, 2 статьи 134 Закона N 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (пункт 6 статьи 134 указанного Закона).
Пунктом 18 указанной нормы предусмотрено, что в торговых залах зданий подкласса ФЗ.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.
Классы пожарной опасности строительных материалов и область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации, в зальных помещениях, за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов приведены в таблицах NN 3, 28, 29 Закона N 123-ФЗ.
По смыслу положений статьи 149 Закона N 123-ФЗ соответствие веществ и материалов (в том числе, отделочных материалов) требованиям пожарной безопасности подтверждается в установленном порядке декларацией соответствия либо сертификатом пожарной безопасности.
Из материалов проверки следует, что в нарушение вышеуказанных требований в области пожарной безопасности в Отделах "Лешо по" и "Фешен" ТОЦ "Флагман" отделка потолков выполнена материалами с более высоким показателем пожарной опасности, чем КМ3 (в соответствии с предоставленным сертификатом показатель пожарной опасности КМ5).
Вышеуказанные обстоятельства обществом не опровергнуты, в связи с чем, доводы последнего в рассматриваемой части судом отклонены.
По пункту 11 предписания.
Пунктом 1 статьи 54 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В соответствии с пунктом 13.3.6 СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.
Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом вышеуказанных требований, а именно в отделе "Lady Winter" горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников составляет менее 0,5 м (фактически от 0,2 м), что противоречит требованиям свода правил для систем противопожарной защиты и препятствует воздействию факторов пожара на извещатели.
С учетом изложенного, несоблюдение вышеприведенных требований в области пожарной безопасности обоснованно включено ответчиком в нарушение и предписано к устранению в рассматриваемом пункте оспариваемого предписания.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, оснований для признания предписания недействительным не имеется.
Оспариваемое предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области противопожарной безопасности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что формулировки и нормы законодательства в оспариваемом предписании в некоторых местах не соответствуют формулировкам и нормам предписания N 19/17/1/1-31.
Указанный довод ошибочен в силу следующего.
07.05.2019 в соответствии с решением заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по пожарному надзору об исключении ряда пунктов предписания от 29.03.2019 N 19/17/1/1-31 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в пункте 1 Предписание N 19/17/1/1-31 в столбце 3 исправлена допущенная опечатка ("ст. 72 ФЗ-123" исправлена "ст. 78 ФЗ-123"). Решение от 07.05.2019 представлено заинтересованным лицом с отзывом на апелляционную жалобу и в соответствии со статьями 262, 268 АПК РФ приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Доводы жалобы относительно пунктов 4, 6, 7, 10 Предписания 19/47/1/1-11, отклоняются.
Статьей 88 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть I); пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2).
Таким образом, противопожарные преграды, в частности перегородки, служат для предотвращения распространения пожара из смежного пожарного отсека независимо от наименования помещения. В соответствии с пунктом 4.2 Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 "Об утверждении свода правил "Определение категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной безопасности" и пункта 5.1 Свода правил, категории помещений и зданий определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств.
В соответствии с пунктом 7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенными в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Кроме того, данное требование установлено пунктом. 3.7 СГУ.
В каждом из перечисленных пунктов Предписания 19/47/1/1-1 1 указано, какие помещения следуют разделять между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Довод жалобы о необязательности исполнения Специальных технических условий (далее СТУ) ошибочен в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пунктов 1, 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, специальные технические условия являются техническими нормами, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области пожарной безопасности, отражающими, в том числе, особенности эксплуатации объекта и поэтому являются обязательными при эксплуатации.
В соответствии части 2 статьи 78 ФЗ-123, статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пункта 1.5 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по пожарной безопасности в обязательном порядке разрабатываются на все объекты защиты, независимо от стадии их жизненного цикла (проектирования, строительства или эксплуатации), в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Для здания ТОЦ "Флагман" необходимо СТУ в связи с отсутствие норм проектирования, по следующим основаниям:
- устройство в здании многосветных пространств (многосветное пространство - пространство внутри здания, объединяющее два и более этажей здания за счет устройства проемов в междуэтажных перекрытиях, не имеющее естественного освещения или имеющее естественное освещение через проемы в наружных стенах и/или покрытии здания). В соответствии п.п. 6; 6.7.1; 6.7.2; таблица 6.11 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" СП 2.13130.2012 (далее - СП 2.13130.2012) площадь этажа в пределах пожарного отсека здания (в зданиях Ф 3.1 - "Предприятия торговли" многоэтажных зданиях не более 6 этажей) должна составлять не более 2500 м2. В зданиях I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности СО при наличии автоматического пожаротушения площадь этажа в пределах пожарного отсека может быть увеличена не более чем вдвое (5000 м2). В зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1. Ф1.2, Ф2-Ф4 с многосветными помещениями, предназначенными для размещения открытых лестниц, эскалаторов, атриумов и др. площадь этажа в пределах пожарного отсека определяется путем суммирования площади нижнего этажа многосветного помещения и площадей галерей, переходов и помещений всех вышележащих этажей, расположенных в пределах объема многосветного пространства, ограниченного противопожарными перегородками 1-го типа. Здание ТОЦ "Флагман" 3-х этажное с надстройкой здания, в которой расположены административные помещения, помещения кафе с общей площадью настройки более 950 м2. При суммировании площади всех этажей здания, общая площадь превышает 5000 м2, что не соответствует требованиям СП 2.13130.2012.
- наличие в здании помещений, относящихся к различным классам функциональной пожарной опасности (Ф 3.1 - "Предприятия торговли"; Ф 3.2 "Предприятия общественного питания"; Ф 4.3 "Офисы");
- использование дренчерных завес для разделения пожарных отсеков. В соответствии частью 1 статьи 37 Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее ФЗ-123) противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы:
противопожарные стены:
противопожарные перегородки;
противопожарные перекрытия;
противопожарные разрывы;
противопожарные занавесы, шторы и экраны (экранные стены);
противопожарные водяные завесы;
противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с частью 2 статьи 88 ФЗ-123 пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 ФЗ-123 в которой противопожарная преграда, противопожарная водяная завеса отсутствует, а также в соответствии п. 5.4.7 СП 2.13130.2012 для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены 1-го типа и (или) перекрытия 1-го типа.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден Приказом Минрегионразвития России от 1 апреля 2008 года N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".
Согласно пункту 3 Порядка в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями по решению заказчика (инвестора) СТУ могут разрабатываться трех видов:
- нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
- нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
- нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.
Согласование указанным СТУ проводится Минрегионом России.
В соответствии с Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 141 "Об утверждении инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2007 года N 9172) согласование отступлений от требований пожарной безопасности по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта, осуществляется органами государственного пожарного надзора МЧС России.
В этой связи СТУ, содержащие отступления от требований пожарной безопасности, не подлежат дополнительному согласованию с Минрегионом России.
Данные СТУ на ТОЦ "Флагман" в соответствии частью 9 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласованны в установленном порядке протоколом заседания N 21 Нормативно-технического совета ДНД МЧС России от "6" октября 2010 года, в отношении объекта ТОЦ "Флагман", расположенного по адресу: г. Ижевск ул. Удмуртская, 255Б и обязательны для исполнения.
Доводы заявителя жалобы об имеющихся в оспариваемом предписании технических ошибках, а также о нарушениях Федерального закона N 294-ФЗ, допущенных со стороны административного органа, отклоняются
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
- дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
- подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В акте проверки от 24.09.2019 N 19/47 указаны вид проверки и основание проведения.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Судом апелляционной инстанции установлено и заявителем жалобы не опровергнуто, что о проведении внеплановой выездной проверки общество было уведомлено 19.09.2019 в 11 ч. 31 мин. путем вручения копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19.09.2019 N 19/47 (более чем за 24 часа до начала проведения проверки, проверка начата в 14.00 20.09.2019 г.), о чем в указанном распоряжении имеются отметки об уведомлении в проведении проверки и получении копии распоряжения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Как следует из Акта проверки от 24.09.2020 N 19/47 продолжительность внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК "Флагман" составила 2 рабочих дня.
Довод заявителя о некорректном указании адреса проверяемого лица в Распоряжении, Акте проверки и Предписании, также отклоняется.
В распоряжении, Акте проверки и Предписании указан фактический адрес; г. Ижевск ул. Удмуртская. 255Б, где ООО "УК "Флагман" осуществляет свою деятельность на основании агентского договора от 01.12.2012 N 2-02/12-АГ "На содержание и обслуживание имущественного комплекса" (представлен с отзывом на жалобу, приобщен к материалам дела в соответствии с положениями статей 262, 268 АПК РФ)
Довод заявителя о том, что в оспариваемом предписании не указаны основания проведения проверки несостоятелен в силу следующего.
Порядок организации проведения проверок определен положениями статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которыми основание проведения проверки указывается в распоряжении.
В распоряжениях от 05.03.2020 N 19/17, от 19.09.2019 N 19/47 указаны цели проверок и правовые основания проведения проверок.
Довод жалобы об отсутствии в материалах дела копии удостоверения лица, проводившего проверку, а также указание в распоряжении лиц, не участвовавших в проведении проверки, основан на неверном толковании закона.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения
В соответствии с действующим законодательством не предусмотрено вручение копии служебного удостоверения уполномоченному лицу объекта защиты. Также не противоречит и действующему закону, сколько должностных лиц органов государственного контроля (надзора) принимают участие в проверки, главное, что бы лицо, участвующее в мероприятии по надзору (Ф.И.О., должность должностного лица) было указано в распоряжение о проведении проверки.
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю в отношении ООО "УК "Флагман" административным органом не допущено нарушений действующего законодательства РФ.
Помимо прочего, оставляя в силе решение суда первой инстанции, которым оспариваемое предписание признано соответствующим закону, суд апелляционной инстанции учитывает судебные акты судов общей юрисдикции, вынесенные в отношении ООО "УК "Флагман".
Как установлено ранее, постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Индустриального района города Ижевска от 10.12.2019 оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 13.02.2020 по делу N 12-82/20, ООО "УК "Флагман" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 70 000 руб.
При этом суд отмечает, что в силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствам, в настоящем случае законности/незаконности оспариваемого заявителем предписания, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судом апелляционной инстанции исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июня 2020 года по делу N А71-20537/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Управляющая компания "Флагман" (ОГРН 1121831007858, ИНН 1831156489) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 24.07.2020 N 373.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Л.Х.РИБ