Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 N 17АП-1433/2021-ГК по делу N А50-23316/2020
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 N 17АП-1433/2021-ГК по делу N А50-23316/2020
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2021 г. N 17АП-1433/2021-ГК
Дело N А50-23316/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего О.В.Лесковец, судей Е.И.Гуляевой, Д.И.Крымджановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.О.Павленко,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ворожцов А.Н., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 26.01.2021,
от ответчика: Гетц А.А., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 05.03.2019,
третье лицо явку представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю", на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2020 года по делу N А50-23316/2020
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025902086198, ИНН 5921015867)
третье лицо: государственное казенное учреждение Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" (ОГРН 1195958017056, ИНН 5948058392)
о взыскании ущерба,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - истец, Минприроды Пермского края, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ответчик, учреждение, ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю) ущерба, причиненного лесному фонду в результате нарушений условий Приказа от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 Агентства по природопользованию Пермского края о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки и переработки древесины (далее - Приказ о предоставлении лесного участка, Приказ N СЭД-48-01-02-556) и нарушения правил использования лесов в размере 1785402 руб.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 01.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании
ст. 51 АПК РФ привлечено государственное казенное учреждение Пермского края "Управление лесничествами Пермского края" (л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2020 исковые требования удовлетворены: с ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю в пользу Минприроды Пермского края взыскано 1785402 руб. ущерба.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю приводит доводы о неверном исследовании судом фактических обстоятельств дела, в частности, не соответствуют действительности выводы суда о том, что работы, связанные с очисткой леса, должно вести ООО "Трейдуниверсал", как покупатель древесины, поскольку 06.12.2016 государственный контракт по заготовке древесины ручным способом и ее вывоза был заключен учреждением с ООО "Сириус". Также судом отражено, что в результате осмотра (освидетельствования) мест рубок, произведенного 20.08.2018 и 30.09.2018, в том числе были обнаружены нарушения
подп. "г" и
"л" п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, однако, в выделе 23 квартала 122 рубка леса не производилась, в актах осмотра соответствующие места рубок не указываются. Кроме того, полагает нарушенными сроки проведения осмотра мест рубок и, как следствие, процедуры взыскания неустойки. В частности, в соответствии с приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, которым утверждены
Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, освидетельствование проводится непосредственно после окончания работ, но не позднее в течение 30 дней со дня окончания срока, установленного для вывозки древесины в отношении мест рубки; в течение 20 дней со дня окончания срока, установленного для вывозки материалов в отношении мест заготовки второстепенных лесных материалов; также
п. 7 приказа предусматривает необходимость проведения освидетельствования до перебазирования техники и рабочих в целях своевременного устранения выявленных нарушений и проведения лесохозяйственных мероприятий на вырубках. Лесосечные работы были закончены в 2017 г., тогда как освидетельствование мест рубок в выделе 12 квартале 19 было произведено 30.09.2018, т.е. по истечении более одного года.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, что в силу
ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
С апелляционной жалобой учреждением представлены дополнительные доказательства, а именно, государственный контракт N 345 от 06.12.2016 с ООО "Сириус", информационное письмо Министерства от 10.04.2017, с прилагаемым к нему дополнительным соглашением от 10.04.2017 к контракту, адресованное ООО "Сириус".
Поскольку в судебном заседании апеллянт ходатайство о приобщении данных документов не заявил, вопрос об их приобщении к материалам дела апелляционным судом не рассматривался.
Кроме того, следует отметить, что
ст. 268 АПК РФ ограничивает право представления сторонами новых доказательств в суд апелляционной инстанции, предполагая необходимость обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции.
В данном случае, ответчик был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, представитель учреждения принимал участие в предварительном судебном заседании в суде первой инстанции и, соответственно, имел возможность реализовать свое право на представление доказательств в суд первой инстанции. При этом учреждением не приведено никаких уважительных причин невозможности представления вышеуказанных дополнительных доказательств в арбитражный суд первой инстанции и не представлено доказательств, обосновывающих данные причины.
В связи с тем, что дополнительные документы представлены учреждением в электронном виде через систему "Мой Арбитр", фактически возврат данных документов на бумажном носителе апеллянту не производится.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, приказом Агентства по природопользованию Пермского края, правопреемником которого является Минприроды Пермского края "О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для заготовки и переработки древесины для внутрисистемных нужд и обеспечения топливом ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены лесные участки, расположенные на территории Чусовского лесничества в границах следующих лесных кварталов NN 9-11, 19-21, 28-36, 79-60, 65-89, 91-97, 99-105, 107-109, 112-129 Нижне-Усьвинского (Всесвятского) участкового лесничества площадью 17848 га (л.д. 14).
В соответствии с Условиями пользования лесным участком приложения 1 к приказу N СЭД-48-01-02-556 (далее - Условия) учреждение использует лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящими условиями; осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов; осуществляет использование лесов в соответствии с правилами заготовки древесины, а также ежегодно по окончании периода использования лесов, указанного в соответствующей лесной декларации, сдает лесосеки (места рубок) в бесснежный период, уполномоченному органу по акту приемки мест рубок (л.д. 15-16).
Условиями также предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящими условиями, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приложении 5 к приказу N СЭД-48-01-02-556 стороны предусмотрели неустойку за нарушение правил использования лесов (л.д. 17).
Согласно лесной декларации от 18.08.2017 входящий N 5353/8 учреждение производило заготовку древесины в квартале (выделах) N 65 (15, 16) и согласно лесной декларации от 25.01.2016 входящий N 4722/7 (л.д. 19) в квартале (выделах) N 19 (12) Нижне-Усьвинского (Всесвятского) участкового лесничества.
На основании приказа Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, которым утверждены "
Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов", руководствуясь
приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (далее - приказ Минприроды от 27.06.2016 N 367),
приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила заготовки древесины N 474),
порядком деятельности лесничих на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2009 N 42-п, ГКУ "Чусовское лесничество" была организована проверка осмотра мест рубок (освидетельствование) согласно выданных ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю лесных деклараций и установленного графика, о чем учреждение было уведомлено направленным в его адрес вместе с графиком извещением от 08.05.2018 N 05/425 (л.д. 28-30).
Письмом от 25.06.2018 исх. N 60/38/19/2-4175 ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю просило ГКУ "Чусовское лесничество" перенести освидетельствование лесосеки в квартале 19 выдел 12 площадью 45,0 га с 27.06.2018 на август месяц 2018 г. в связи с погодными условиями (невозможности в данный момент переправы через реку Вижай) (л.д. 31).
20.08.2018 мастером леса Нижне-Усьвинского (Всесвятского) участкового лесничества в присутствии представителя учреждения произведен осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале N 65, лесотаксационных выделах N 15, N 16 лесосеке N 2 (лесная декларация N 5353/8 от 18.08.2017), результаты которого зафиксированы в акте осмотра лесосеки от 20.08.2018, подписанного лицами, принимавшими в нем участие (л.д. 32-33). В акте зафиксированы следующие нарушения: оставление не вывезенных в установленный срок завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленные зависшие деревья; самовольное снятие, уничтожение или порча почв, за что начислена неустойка в размере 63626 руб.
30.09.2018 с участием тех же лиц произведен осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале N 19, лесотаксационном выделе N 12 лесосеке N 1 (лесная декларация N 4722/7 от 25.01.2016), о чем составлен акт от 30.09.2018, от подписания которого представитель ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю отказался, о чем в акте сделана соответствующая отметка (л.д. 42-43). В акте зафиксированы следующие нарушения: уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения; захламление или загрязнение лесов, как то, не очистка мест рубки (лесосеки) от порубочных остатков; оставление не вывезенных в установленный срок завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленные зависшие деревья, за что учреждению начислена неустойка в размере 1721776 руб.
В результате осмотра (освидетельствования) мест рубок, произведенных 20.08.2018 и 30.09.2018 в квартале 65 выдела 15, 16, площадь 12,8 га были обнаружены нарушения
п. 12 Правил заготовки древесины N 474, а именно,
подп. "г" - запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья),
подп. "л" - не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок; в квартале 19 выдела 12 площадь 45 га были обнаружены нарушения
п. 12 "г" - запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению,
подп. "к" - не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Общий размер начисленной Минприроды Пермского края неустойки за нарушения правил использования лесов составил по расчету истца 1785402 руб.
Письмом от 10.12.2018 исх. N 05/820 Министерство направило в адрес учреждения акты осмотра мест рубок и извещение об оплате ущерба, причиненного лесам в виде начисленной в соответствии с согласованными сторонами условиями неустойки в общем размере 1785402 руб. (л.д. 54-57).
Письмом от 17.12.2018 N 60/38/2/1.-8409 ответчик, не возражая по существу предъявленного к нему требования об оплате штрафных санкций в связи с выявленными нарушениями, известил учреждение о невозможности оплаты в связи с тяжелым финансовым положением, недостаточностью финансирования; просил предоставить отсрочку по оплате ущерба сроком на три месяца, начиная со следующего месяца (л.д. 58).
Министерство, ссылаясь на то, что, несмотря на испрашиваемую ответчиком отсрочку по оплате ущерба сроком на три месяца, учреждение до настоящего момента не оплатило неустойку, обратилось с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями
ст. 16,
71,
99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ),
ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации,
ст. 309,
310,
329,
330,
421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
п. 12 Правил заготовки древесины N 474, а также положениями приложения N 5 к приказу N СЭД-48-01-02-55, предусматривающими ответственность лесопользователя в виде неустойки за нарушение лесного законодательства, и исходил из правомерности начисленной неустойки в связи с ненадлежащим исполнением условий договора безвозмездного пользования лесным участком, нашедшим подтверждение материалами дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд оснований отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усмотрел.
В соответствии со
ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Нормы
главы 6 ЛК РФ регулируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам в пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно
ч. 2 ст. 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным
Кодексом.
В силу
ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным
Кодексом.
Во исполнение названных положений Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 утверждены
Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в
статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
п. 4 названных Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими
Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в
части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
При этом перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в
пункте 12 Правил.
В частности, при заготовке древесины: г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
В соответствии со
ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу
ч. 1 ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с
п. 1 ст. 329 ГК РФ неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательства.
Согласно
ст. 330 ГК РФ неустойкой (пеней, штрафом) признается установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Нормами
ЛК РФ или иным законом, регулирующими отношения в сфере лесных отношений, законная неустойка не установлена.
Между тем, соглашение о неустойке достигнуто сторонами в договорных Условиях постоянного (бессрочного) пользования, изложенных в качестве приложения к приказу N СЭД-48-01-02-556.
В рассматриваемом споре ответственность лесопользователя в виде неустойки за нарушение лесного законодательства Российской Федерации предусмотрена в приложении N 5 к приказу N СЭД-48-01-02-556.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном
ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, в том числе договорные отношения, закрепленные в Условиях, акты осмотра лесосек от 20.08.2018 и 30.09.2018, являющиеся документами, фиксирующими выявленные нарушения и служащие основанием для начисления и предъявления неустоек при несоблюдении установленных правил и требований при заготовке древесины, установив, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт нарушения ответчиком условий пользования лесными участками, за что в приложении N 5 к приказу N СЭД-48-01-02-556 предусмотрена неустойка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика неустойки за нарушение использования лесов в соответствии с условиями договора.
Расчет неустойки судами проверен и признан арифметически верным, соответствующим условиям договора и требованиям действующего законодательства. Контррасчет учреждением не представлен, выявленные факты нарушений, по существу, не опровергнуты.
Затруднительное финансовое положение и связанная с ним невозможность исполнить направленное в адрес ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю истцом требование об оплате неустойки - единственное, на что ссылался ответчик в ответ на предъявленное ему по результатам осмотров лесосек, переданных в пользование, требование.
Иных аргументированных возражений ни истцу в рамках досудебного урегулирования спора, ни суду первой инстанции, не предъявлялось. Факты выявленных нарушений не опровергнуты ответчиком, доказательства, которые свидетельствовали бы об ином причинителе вреда, исключающие ответственность учреждения, не представлены.
При этом, апелляционный суд отмечает, что заключение государственного контракта на оказание услуг по заготовке древесины ручным способом и ее вывозке, не освобождает ФБУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю от ответственности за нарушение правил заготовки древесины, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение исполнителем своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, вытекающую из указанного контракта и не освобождает учреждение от ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязательств, принятых в рамках договорных правоотношений по безвозмездному пользовании лесными участками.
Аргументы ответчика, приводимые в апелляционной жалобе о нарушении процедуры взыскания неустойки, связанной с нарушением сроков проведения осмотра мест рубок, установленных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, которым утверждены
Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, апелляционным судом исследованы и отклонены.
Порядок осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы, утвержден приказом Минприроды от 27.06.2016 N 367 согласно
приложению 4 к указанному приказу, изданному во исполнение действующих норм лесного законодательства (
ст. 16.1 ЛК РФ) (далее - Порядок N 367).
В соответствии с
п. 3 указанного Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карт лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек (
п. 4 Порядка N 367).
В случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ (
п. 5 Порядка N 367).
Положения о предпочтительном проведении освидетельствования в целях объективной оценки разработки лесосек (сохранность подроста, очистка лесосек и др.) в бесснежный период также изложены в
п. 8 Указаний, установленных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, в котором дополнительно содержится указание о том, что в случаях неудовлетворительных природных условий (обильный снег, разлив рек, временное бездорожье и т.п.) освидетельствование переносится на другое время, определяемое лесхозом по договоренности с лесопользователем.
Вопреки доводам жалобы, исходя из приведенных положений, у апелляционного суда отсутствуют основания для выводов о нарушении Министерством установленного
Порядка осмотра лесосек.
Освидетельствованием, проведенным 20.08.2018 в отношении места осуществления лесосечных работ в квартале N 65, лесотаксационных выделах N 15, N 16 лесосеке N 2 (лесная декларация N 5353/8 от 18.08.2017), с учетом действия лесной декларации, установленного в технологической карте периода рубки август - декабрь 2017 г. (срок окончания вывозки древесины 31.12.2017) (л.д. 38-41), положений
Порядка N 367 и
Указаний, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130 о проведении освидетельствования в бесснежный период, а также установленного
п. 5 Порядка N 367 срока осуществления осмотра лесосек не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ, каких-либо нарушений
Порядка проведения освидетельствования не допущено.
Доводы в отношении окончания лесосечных работ в выделе 12 квартале 19 в 2017 г. и проведения освидетельствования мест рубок лишь 30.09.2018 - по истечении более одного года, также не могут быть приняты апелляционным судом, исходя из того, что возможность проведения освидетельствования ранее не подтверждена учреждением. Напротив, из материалов дела усматривается перенос установленных сроков освидетельствования по инициативе самого ответчика, направившего в адрес истца в ответ на извещение о проведении осмотра мест рубок, сведения о невозможности осмотра в установленную Министерством дату, в связи с погодными условиями (невозможна переправа через реку Вижай). Тем самым, по смыслу положений
п. 8 Указаний, установленных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, сторонами была достигнута договоренность о переносе освидетельствования на другое время по причине неудовлетворительных природных условий (разлив рек, временное бездорожье и т.п.).
Кроме того, как уже указывалось выше, учреждением не доказано, что выявленные факты нарушений на участке, предоставленном ему в пользование, не находятся в зоне его ответственности.
На основании изложенного, следует признать, что суд обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца неустойку в заявленном размере - 1785402 руб.
Аргументы истца, связанные с допущенным судом неверным исследованием фактических обстоятельств дела, ввиду отражения фактов, не соответствующих действительности, относительно того, что работы, связанные с очисткой леса, должно вести ООО "Трейдуниверсал", как покупатель древесины, также указание на выявленные в ходе осмотра нарушения в выделе 23 квартала 122, в котором ответчиком не производилась рубка леса, апелляционным судом исследованы и отклонены.
Действительно, ссылки суда на представление ответчиком письменного отзыва на иск с возражениями, в том числе на то, что затраты, связанные с очисткой леса, должно нести ООО "Трейдуниверсал", как покупатель древесины, а также на выявленные в ходе осмотра нарушения в выделе 23 квартала 122, сделаны судом в отрыве от фактических обстоятельств. Ответчиком в материалы настоящего дела отзыв представлен не был, соответствующие возражения суду первой инстанции не приводились; актами осмотра от 20.08.2018 и 30.09.2018 факты нарушений в выделе 23 квартала 122 не зафиксированы; соответствующий выдел 23 квартала 122, исходя из данных актов, осмотру не подвергался.
Однако апелляционный суд исходит из того, что включение спорных фактов в судебный акт стало следствием технической ошибки суда при его изготовлении, устранимой при исследовании совокупности представленных в материалы дела доказательств.
Согласно
ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Допущенные судом первой инстанции ошибки при изложении фактических обстоятельств дела не привели к принятию неправильного по существу решения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении жалобы ответчика следует отказать.
Руководствуясь
статьями 258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 декабря 2020 года по делу N А50-23316/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.В.ЛЕСКОВЕЦ
Судьи
Е.И.ГУЛЯЕВА
Д.И.КРЫМДЖАНОВА