Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 17АП-9110/2017-АК по делу N А50-8755/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 N 17АП-9110/2017-АК по делу N А50-8755/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. N 17АП-9110/2017-АК
Дело N А50-8755/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при участии:
от заявителя, 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: Оберюхтин Д.С., удостоверение, доверенность от 27.01.2017;
от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Фаворит": Кузнецов А.Н., директор, предъявлен паспорт, решение N 18 от 18.10.2015, Островский С.О., паспорт, доверенность от 10.07.2017;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 мая 2017 года по делу N А50-8755/2017,
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
(ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442)
к обществу с ограниченной ответственностью "Фаворит" (ОГРН 1125911002480, ИНН 5911068027)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
8 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.05.2017 (резолютивная часть объявлена 24.05.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный орган приводит доводы об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное обществом правонарушение влечет угрозу жизни и здоровью граждан.
Заявитель в отзыве изложил возражения против доводов, приведенных в апелляционной жалобе, просит отказать в удовлетворении жалобы. Полагает, полагает, что нарушения, связанные с проектированием пожарной сигнализации, обществу вменены необоснованно, поскольку оно осуществляет только обслуживание пожарной сигнализации; иные нарушения считает малозначительными.
Участвующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.03.2017 при проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУЗ ПК "КПБ N 8" по адресу: г. Губаха, ул. Суворова, 3 выявлены нарушения лицензионных требований и условий при выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В помещениях ГБУЗ ПК "КПБ N 8" ООО "Фаворит" допущены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. "д" пункта 4; пункт 7 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Так, в нарушение требований, предусмотренных пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункта 12.55 НПБ 88-2001, таблицы 2 пункта 3 СП 3.13130.2009, таблицы 1, пункта 1 СП 3.13130.2009 обществом допущены следующие нарушения: 1) Автоматическая пожарная сигнализация находится в неработоспособном состоянии; 2) Проектом не предусмотрена лампа аварийного освещения; 3) На 3-м этаже (кабинет медсестры) объемно-планировочные решения не соответствуют проектной документации; 4) Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре га 2-м и 3-м этажах находится в неработоспособном состоянии; 5) Проектом предусмотрен 2-й тип оповещения; 6) В проектной документации отсутствует информация о расположении световых табло "Выход; 7) На 1-м этаже, в помещении N 14 отсутствует световое табло "Выход".
15.03.2017 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного дела и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем судом установлены основания для признания правонарушения малозначительным, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции материального права, соблюдение требований процессуального законодательства, пришел к следующим выводам.
В силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 2 Положения о лицензировании лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.п. "д" п. 4 Положения о лицензировании одним из условий соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу п. 7 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" п. 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом в ч. 11 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ указано, что к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
ООО "Фаворит" осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии.
01.01.2016 между ООО "Фаворит" и ГБУЗ ПК "КПБ N 8" заключен договор на оказание услуг по обслуживанию системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и видеонаблюдения в стационаре ГБУЗ ПК "КПБ N 8". Таким образом, именно общество является лицом, ответственных за исправность и надлежащее функционирование в медицинском Учреждении системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы видеонаблюдения.
Вышепоименованные факты нарушений требований пожарной безопасности установлены органом госпожнадзора при проверке, зафиксированы документально, подтверждены материалами дела, что свидетельствует о несоблюдении обществом требований пожарной безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности и образует событие административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Общество имело возможность выполнить осуществлять деятельность в соответствии с требованиями лицензионного законодательства, но им не были приняты исчерпывающие меры для предупреждения правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является правомерным.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае, чрезмерности суммы штрафа.
Административный орган с данным выводом не согласен, о чем указал в апелляционной жалобе.
Проверив доводы жалобы, апелляционный суд считает доводы административного органа о том, что допущенное правонарушение несет угрозу жизни и здоровью граждан, а потому не может быть признано малозначительным по характеру, обоснованными.
Однако учитывая, что на дату рассмотрения дела апелляционным судом установленный ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, апелляционный суд не вправе ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Изложенные в отзыве на жалобу доводы об отсутствии состава правонарушения в действиях общества по эпизодам, связанным с нарушениями проектной документации, апелляционный суд считает необоснованными и отклоняет, поскольку общество при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности было обязано известить об этом заказчика, и по согласованию с ним принять необходимые меры по обеспечению надлежащего функционирования противопожарных систем, что им сделано не было.
Вместе с тем данное обстоятельство также не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 мая 2017 года по делу N А50-8755/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам УНПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.М.ТРЕФИЛОВА