Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 N 17АП-8685/2019-ГКу по делу N А60-12649/2019
Требование: О взыскании денежных средств в возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением работ по тушению пожара на территории полигона твердых бытовых отходов.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 N 17АП-8685/2019-ГКу по делу N А60-12649/2019
Требование: О взыскании денежных средств в возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением работ по тушению пожара на территории полигона твердых бытовых отходов.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2019 г. N 17АП-8685/2019-ГКу
Дело N А60-12649/2019
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенова В.В.,
без проведения судебного заседания,
без вызова сторон,
рассмотрел в порядке
статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ответчика, Администрации городского округа Первоуральск,
на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 мая 2019 года,
принятое судьей Ваниным П.Б.
по делу N А60-12649/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1076674013690, ИНН 6674222240)
к Администрации городского округа Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730)
о взыскании ущерба,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации городского округа Первоуральск (далее - ответчик, администрация) о взыскании 248 840 руб. 42 коп. в возмещение затрат, понесенных в связи с выполнением работ по тушению пожара на территории полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Исковые требования обоснованы ссылками на
статьи 15,
309,
310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 апреля 2019 года, принятым путем подписания резолютивной части решения, исковые требования удовлетворены. Суд решил: взыскать с муниципального образования Городского округ Первоуральск в лице Администрации муниципального образования городской округ Первоуральск (ОГРН 1036601476922, ИНН 6625004730) за счет казны муниципального образования в пользу Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1076674013690, ИНН 6674222240) 248 840 руб. 42 коп. ущерба.
По заявлению ответчика 14 мая 2019 года изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, в жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2019 года по делу N А60-12649/2019 об удовлетворении в полном объеме исковых требований Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" к Администрации городской округ Первоуральск полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу; что надлежащим ответчиком является ООО "ТБО "Экосервис", который является арендатором территории полигона ТБО и по вине которого возникли негативные последствия в виде пожара.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
В соответствии с
частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со
статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в период с 14 по 19 сентября 2018 года на землях иных категорий, входящих в Первоуральский городской округ, произошел пожар на территории полигона ТБО на площади 4,0 га, на расстоянии 5,2 км от населенного пункта Ревда.
К тушению указанных пожаров, среди прочих сил, были привлечены силы государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", на основании протокола внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации городского округа Первоуральск от 13.09.2018.
При тушении пожаров истцом было фактически израсходовано 248 840 руб. 42 коп.
Считая, что тушение пожара как мера пожарной безопасности является расходным обязательством Первоуральского муниципального образования и что данные затраты подлежат возмещению за счет соответствующего муниципального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу
пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (
пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно
статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу
статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (
статья 1071 ГК РФ).
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.
В
абзаце 1 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (
пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу
статьи 1 Закона о пожарной безопасности под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
части 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 10 Закона о пожарной безопасности определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно
пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Согласно
пункту 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, предусмотрено, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация муниципальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа местного самоуправления.
Размер затрат истца на тушение пожаров подтвержден материалами дела, ответчиком не оспорен.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта несения затрат истцом, наличия обязанности администрации возместить указанные расходы за счет казны муниципального образования, поскольку тушение пожаров как мера пожарной безопасности является расходным обязательством муниципального образования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и применимых нормах права. Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке
статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводам сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные по существу на переоценку выводов суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Вопреки доводу апелляционной жалобы ответчика, неисполнение арендатором территории полигона ТБО - обществом "ТБО "Экосервис" обязательств по соблюдению правил пожарной безопасности при утилизации твердых бытовых отходов, не освобождает муниципальное образование от своих расходных обязательств.
Истец не является участником правоотношений с обществом "ТБО "Экосервис" по аренде территории полигона ТБО.
Расходы по тушению пожаров на земельных участках населенных пунктов расходными обязательствами учредителя истца не являются.
Таким образом, основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные
частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные
частью 4 статьи 270 АПК, судом апелляционной инстанции не установлены.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции изменению или отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика следует отказать.
В соответствии с
частью 3 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции изменению или отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы истца следует отказать.
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 мая 2019 года по делу N А60-12649/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
В.В.СЕМЕНОВ