Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 N 17АП-18163/2015-ГК по делу N А60-45987/2015
Требование: О признании недействительными предписаний.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 N 17АП-18163/2015-ГК по делу N А60-45987/2015
Требование: О признании недействительными предписаний.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. N 17АП-18163/2015-ГК
Дело N А60-45987/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Газпромнефть-Урал" (ИНН 6661002209, ОГРН 1026605234677): не явились;
от заинтересованного лица - Администрации города Нижнего Тагила (ОГРН 1026601384732, ИНН 6623000754): Попов К.А., паспорт, доверенность от 12.10.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Администрации города Нижнего Тагила
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2015 года
по делу N А60-45987/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Урал"
к Администрации города Нижнего Тагила
о признании недействительными предписаний,
установил:
акционерное общество "Газпромнефть-Урал (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Нижнего Тагила (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний от 17.08.2015 N 794-15, 797-15 в части возложения обязанности осуществить демонтаж флагов, содержащих логотип и надпись "Газпромнефть".
Определением суда от 21.10.2015 дела N А60-45987/2015 и А60-46032/2016 объединены в одно производство с присвоением номера N А60-45987/2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы и письменных объяснений к ней приводит доводы о том, что информация, размещенная на рекламных конструкциях стабильного территориального размещения, состоящая из флаговых композиций обладает признаком рекламы и должна квалифицироваться в качестве рекламы. При вынесении решения суд необоснованно применил нормы, изложенные в
определении Верховного Суда РФ от 09.09.2015 N 307-КГ15-10727 по делу N А56-17104/2014. Товарный знак "Газпромнефть" является средством индивидуализации товаров юридического лица, на данный товарный знак распространяются специальные требования и ограничения, установленные
Законом о рекламе.
Представитель заинтересованного лица поддержал требования и доводы жалобы.
Заявитель в письменном отзыве и дополнениях к нему на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в силу
ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрацией в августе 2015 года в отношении общества проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе.
По итогам проверки 17.08.2015 руководителем Управления по организационно-массовой работе Администрации города Нижнего Тагила Ленда А.Е. выданы обществу предписания N 794-15 и 797-15, которыми на общество возложены обязанности, в частности:
1) удалить информацию, размещенную на рекламных конструкциях по адресу: г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 64Д/ г. Нижний Тагил, ул. Краснознаменная, 132, в течение трех дней со дня выдачи предписания;
2) полностью демонтировать рекламные конструкции, установленные по адресу: г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 64Д/ г. Нижний Тагил, ул. Краснознаменная, 132, в течение месяца со дня выдачи предписания;
3) о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Администрацию города нижний Тагил в течение трех дней с момента демонтажа рекламных конструкций.
Считая предписания от 17.08.2015 N 794-15 и 797-15 в части возложения обязанности осуществить демонтаж флагов, содержащих логотип и надпись "Газпромнефть", незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписания в оспариваемой части являются недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования
ч. 1 ст. 198,
ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу требований
ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно
п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с
п. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
На основании
п.п. 2,
5,
7 п. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный
Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке.
Согласно
ст. 9,
10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождение, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Деятельность автозаправочных станций регулируется
Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными
Приказом Министерства Энергетики РФ от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила).
В силу
п. 3.3 Правил на автозаправочных станциях допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В
пунктах 1.2,
1.3 Правил указано, что положения и требования настоящего документа распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования
Правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
На основании разъяснения, изложенного в
п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со
статьями 9,
10 Закона "О защите прав потребителей".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Данная правовая позиция изложена также в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2015 N 307-КГ15-10727 по делу N А56-17104/2014.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы администрации, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняет их в полном объеме, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществом на территории автозаправочных станций, расположенных по адресам: г. Нижний Тагил, Черноисточинское шоссе, 64Д и г. Нижний Тагил, ул. Краснознаменная, 132, установлены флагштоки с баннерным плечом, содержащим изображение товарных знаков "Газпромнефть", правообладателем которых является компания "Газпром" (ОАО) в соответствии со свидетельствами N 402279 и N 40855, а общество является дочерней компанией последнего.
Упомянутые флагштоки расположены в месте реализации обществом товара, размещены согласно
Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций и обычаям делового оборота. Спорные флагштоки являются элементом фирменного оформления всех автозаправочных станций общества. Размещенная на данных флагштоках информация позволяет потребителю идентифицировать принадлежность АЗС и сделать выбор. По сути, спорные флагштоки выполняют ту же функцию, что и вывеска, наличие которой обязательно в силу закона.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, несмотря на то, что размещенная на флагштоках информация и направлена на привлечение внимание к объекту общества, то есть обладает формальным признаком рекламы, она не может быть квалифицирована в качестве рекламы.
Поскольку спорные флагштоки размещены непосредственно на территории автозаправочной станции, содержащих логотип и надпись "Газпромнефть" в месте реализации обществом товаров, их наличие соответствует требованиям законодательства и обычаям делового оборота, флагштоки выполняют полезную функцию для потребителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые предписания в части возложения на общество обязанности осуществить демонтаж указанных флагов являются незаконными и нарушают права общества, в связи с чем заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, оценив в порядке
ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности администрацией соответствия предписаний в оспариваемой части требованиям действующего законодательства, и, как следствие, отсутствие нарушения данными предписаниями прав общества.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к предмету заявленных требований, поскольку предписание оспаривается лишь в части возложения обязанности осуществить демонтаж флагов, содержащих логотип и надпись "Газпромнефть".
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу
статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2015 года по делу N А60-45987/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Нижнего Тагила - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО