Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 N 17АП-1343/2019-АК по делу N А50-31234/2018
Требование: О признании незаконными действий и решения администрации города об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов объекта торговли, принадлежащего заявителю.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 N 17АП-1343/2019-АК по делу N А50-31234/2018
Требование: О признании незаконными действий и решения администрации города об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов объекта торговли, принадлежащего заявителю.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2019 г. N 17АП-1343/2019-АК
Дело N А50-31234/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Зонова Дмитрия Юрьевича
(ОГРНИП 304590705700104, ИНН 590700036388): представители не явились;
от заинтересованного лица Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635): Сибирякова С.Н. по доверенности от 26.12.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Зонова Дмитрия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 декабря 2018 года по делу N А50-31234/2018,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Зонова Дмитрия Юрьевича
к Администрации города Перми
об оспаривании действий
установил:
Индивидуальный предприниматель Зонов Дмитрий Юрьевич (далее - заявитель, ИП Зонов Д.Ю.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий и решения Администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо), указанных в письме от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307 об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением Администрации города Перми от 20.06.2018 N 408, объекта торговли, принадлежащего заявителю, и об отказе во включении торгового павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением Администрации города Перми от 20.06.2018 N 408; просил обязать Администрацию города Перми устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем включения в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми принадлежащего заявителю нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: ул. Гашкова 23А г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Зонов Д.Ю. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что объект торговли, принадлежащий заявителю, не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов без законных на то оснований; полагает, что срок для обращения с настоящим заявлением не пропущен, поскольку заявитель просит признать незаконными действия заинтересованного лица об исключении (невключении) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением Администрации города Перми от 20.06.2018 N 408, указанные в письме от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307, направленном в адрес заявителя; если исходить из даты изготовления письма от 26.07.2018, трехмесячный срок истекает 26.10.2018, заявление подано в суд 08.10.2018.
Администрация города Перми отзыв на апелляционную жалобу не представила. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, Управлением по развитию потребительского рынка Администрации города Перми с ИП Зоновым Д.Ю. был заключен договор N 14-15 от 21.02.2014 на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 23а (площадь 50,0 кв. м, специализация: смешанная группа товаров, общественное питание, учетный номер согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми: М-П-60). Срок действия договора установлен до 21.02.2019.
12.07.2017 ИП Зонов Д.Ю. обратился в Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в отношении места размещения павильона с учетным номером М-П-60, исключив из специализации "общественное питание", в том числе с внесением изменений в договор N 14-15.
Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми в письме от 09.08.2017 N СЭД-059-13-07-02-950 указал, что заявление об изменении специализации будет учтено при разработке проекта о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов, изменения в договор N 14-15 будут внесены при условии внесения изменений в схему.
В заявлениях, направленных в Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми 19.03.2018 и 26.03.2018, предприниматель просил внести изменения в договор N 14-15 в раздел "специализация" и схему размещения нестационарных торговых объектов в части увеличения площади торгового объекта с 50,0 кв. м до 60,0 кв. м, соответствующей площади арендованного земельного участка.
28.05.2018 в письме N СЭД-059-13-08-02-224 Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми информировал заявителя о том, что проект о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов разработан, в том числе с учетом предложения предпринимателя по внесению изменений, утвержден приказом начальника департамента и отправлен на согласование с заинтересованными функциональными органами в соответствии с установленным Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п. В процессе согласования места размещения нестационарного объекта с учетным номером М-П-60 поступили замечания от Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: "Место расположено в границах полосы отвода автодороги по ул. Гашкова (п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"), а также от 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Пермскому краю о несоответствии места размещения объекта противопожарным требованиям (расстояние от сооружений менее 15 метров). В связи с наличием данных замечаний изменения в схему не были внесены.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае в связи с обращением к нему ИП Зонова Д.Ю. направил в адрес Главы Администрации города Перми письмо N СЭД-01-21-18-64 от 02.07.2018 о предоставлении информации о причинах невключения в Схему размещения НТО площади торгового павильона под учетным номером М-П-60 60,0 кв. м.
Администрация города Перми с сопроводительным письмом от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307 направила Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае информацию о месте размещения нестационарного торгового объекта по ул. Гашкова, 23/а, в котором сообщила, что при проведении процедуры согласования места размещения объекта с учетным номером М-П-60 поступили замечания от Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: "Место расположено в границах полосы отвода автодороги по ул. Гашкова, что нарушает п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", а также от 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Пермскому краю о несоответствии места размещения объекта противопожарным требованиям (расстояние от сооружений менее 15 метров). В связи с наличием замечаний уполномоченных органов изменения в схему не были внесены. Место размещения павильона по ул. Гашкова, 23/а в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением Администрации города Перми от 20.06.2018 N 408, не предусмотрено.
ИП Зонов Д.Ю., ссылаясь на получение письма Администрации города Перми от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307, и полагая, что данные действия и решение Администрации города Перми являются незаконными, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к следующим выводам: оспариваемый документ не отвечает требованиям, предъявляем к ненормативному правовому акту, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права предпринимателя, не возлагает на него обязанности; никакие решения в оспариваемом документе заинтересованным лицом не приняты, данным письмом Администрация города Перми отреагировала на соответствующий запрос Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае и дала соответствующие пояснения; фактически требования заявителя ИП Зонов Д.Ю. основаны на Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации от 20.06.2018 N 408, однако указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации города Перми от 02.08.2018 N 521; выбранный заявителем способ защиты и признание незаконным оспариваемых заявителем действий (решения) не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению предпринимателя, прав. Кроме того, суд первой инстанции указал, что ИП Зонов Д.Ю. обратился в арбитражный суд с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территориях общего пользования (за исключением парков и скверов), осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "О утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов".
В рассматриваемом деле предприниматель просит признать незаконными действия и решения Администрации города Перми, указанные в сопроводительном письме от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307, направленном на запрос Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции верно отметил, что указанный документ не отвечает требованиям, предъявляемым к ненормативному правовому акту, поскольку оспариваемое письмо и приложенная к письму информация не содержит каких-либо обязательных распоряжений и предписаний в отношении предпринимателя, не препятствует осуществлению предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, не устанавливает, не изменяет, не отменяет права предпринимателя, не возлагает на него обязанности. Администрация города Перми отреагировала на поступивший в ее адрес запрос Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае от 12.07.2018 N СЭД-01-21-18-64 и дала соответствующие пояснения.
Фактически предприниматель не согласен с невключением принадлежащего ему нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением Администрации города Перми от 20.06.2018 N 408. Между тем данный документ в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования" 29.06.2018, и утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации города Перми от 02.08.2018 N 521, вступившего в силу 07.08.2018.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в указанные в оспариваемом письме Администрации города Перми от 26.07.2018 N СЭД-059-01-53-307 обстоятельства были ранее указаны в письме от 28.05.2018 N СЭД-059-13-08-02-224 (на получение которого ИП Зонов Д.Ю. ссылается в заявлении, направленном в суд первой инстанции). В данном письме Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми информировал ИП Зонова Д.Ю. о том, что в процессе согласования места размещения нестационарного объекта с учетным номером М-П-60 поступили замечания от Управления внешнего благоустройства администрации города Перми: "Место расположено в границах полосы отвода автодороги по ул. Гашкова (п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"), а также от 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления МЧС России по Пермскому краю о несоответствии места размещения объекта противопожарным требованиям (расстояние от сооружений менее 15 метров). В связи с наличием данных замечаний изменения в схему не были внесены.
Таким образом, ИП Зонову Д.Ю. стало известно об указанных обстоятельствах, с которыми он связывает нарушение своих прав и законных интересов, из письма от 28.05.2018 N СЭД-059-13-08-02-224, а также опубликования Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации от 20.06.2018 N 408. Вместе с тем в арбитражный суд с соответствующим заявлением ИП Зонов Д.Ю. обратился только 08.10.2018, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ИП Зонов Д.Ю. полагает, что указанные выше причины невключения (исключения) спорного нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов являются необоснованными, при этом ссылался на Техническое заключение архитектора ООО НТЦ "Фаунд", в котором содержатся выводы о размещении спорного объекта в соответствии с нормативными требованиями, в частности, указано, что "Павильон отстоит от соседнего здания "Дома быта" на расстоянии 8 м; здание "Дома быта" 2-х этажное, каркасно-панельное, II степени огнестойкости. Согласно СП 42.13330.2018, СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты" - противопожарное расстояние между торговым павильоном и соседним зданием "Дома быта" должно составлять 8 м".
Между тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. В силу ч. 1 ст. 69 данного Федерального закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947 введен в действие с 26.09.2017 абз. 2 п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Как указано выше, спорный нестационарный объект по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 23а, отстоит от соседнего здания "Дома быта" на расстоянии 8 м. В связи с чем является правомерным замечание 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю о несоответствии указанного места размещения объекта противопожарным требованиям (расстояние от сооружений менее 15 м).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче заявления ИП Зоновым Д.Ю. государственная пошлина была уплачена в размере большем, чем было необходимо в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная пошлина в сумме 2850 рублей, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 декабря 2018 года по делу N А50-31234/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зонова Дмитрия Юрьевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Зонову Дмитрию Юрьевичу (ОГРНИП 304590705700104, ИНН 590700036388) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей по чеку-ордеру от 15.01.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА