Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 15.07.2022 N 309-ЭС22-10814 отказано в передаче дела N А60-33338/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.03.2022 N Ф09-981/22 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 17АП-15311/2021-ГК по делу N А60-33338/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 17АП-15311/2021-ГК по делу N А60-33338/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2021 г. N 17АП-15311/2021-ГК
Дело N А60-33338/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
от ответчика - Устьянцева Е.Г., директор, паспорт, Уваров С.Б., паспорт, доверенность от 11.08.2021;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2021 года
по делу N А60-33338/2021
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Урал" (ИНН 6645000821, ОГРН 1026601231337)
о взыскании денежных средств по договору аренды,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Урал" (далее - ответчик) с требованием о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 28.11.2008 г. N 289 в размере 1 614 765 рублей 22 копейки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2021 года в удовлетворении заявленного иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель жалобы, ссылаясь на позицию, изложенную в Постановлении Президиум ВАС РФ в от 17.12.2013 N 12157/13, определении Верховного Суда РФ от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448, указывает, что договора аренды лесного участка от 28.11.2008 N° 289 заключен в порядке переоформления ранее заключенного по результатам лесного конкурсов на право аренды участка лесного фонда (протокол заседания конкурсной комиссии 29.10.2004 N° 331) договора аренды от 20.12.2004, на спорные правоотношения в силу ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ распространяются положения ст. 74 ЛК РФ, часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным ЛК РФ (частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ), что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и основания изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Пунктом 2 статьи 73.1 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. Системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод, что ни на момент первоначальной редакции ни впоследствии законодательство не допускало возможность изменения условий договоров, заключенных на торгах, на основании соглашения сторон такого договора. По мнению апеллянта, суд первой инстанции необоснованно решил, что нормы Закона N 201-ФЗ неприменимы в рассматриваемом случае. Отмечает, что арендная плата по договорам определяется на основании регулируемых цен, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, доначисленная арендная плата - это разница между арендной платой по договору N 289 и по дополнительному соглашению и составила 1 614 765,22 руб.
До начала судебного разбирательства от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, согласно которым ответчик полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к нему.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО "Урал" заключен договор аренды лесного участка от 28.11.2008 N 289 для заготовки древесины (далее - Договор). Арендатору передан лесной участок, который имеет местоположение: Свердловская область, МО Красноуфимский район, ГУ СО "Красноуфимское лесничество" Пригородное участковое лесничество Красноуфимский участок, кварталы N 72, 78, 89, 98, 108, 124, площадью 1075,0 га; Нижне-Саранинское участковое лесничество Нижне-Саранинский участок, кварталы N 8, 15, 16-18,155, 158 169-172, площадью 3786,0 га; Усть-Машское участковое лесничество Усть-Машский участок, кварталы N 26-28, 30, 38, 44, 52, 64, 74, площадью 4142,0 га; Саргаинское участковое лесничество Саргаинский участок, кварталы N 6, 7, 13-15, 22-26, 32-34, 42, 43 площадью 5546,0 га.
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 02.11.2010 "О реорганизации Министерства природных ресурсов Свердловской области" Министерство природных ресурсов Свердловской области реорганизовано путем выделения из него исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) с передачей Департаменту полномочий в области лесных отношений на территории Свердловской области.
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 12.09.2019 N 433-УГ "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области" Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) реорганизовано в форме присоединения к нему Департамента. Министерству переданы полномочия и функции Департамента.
19.09.2012 между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО "Урал" заключено дополнительное соглашение, согласно которому изменилась арендная плата.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на основании акта внеплановой выездной проверки от 29.11.2019 N 13-отр вынесено предписание от 29.11.2019 N 25/13-отр (далее - Предписание).
Согласно пункту 2 Министерству предписано обеспечить расторжение дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, заключенных в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и изменяющих условия аукционов.
В соответствии с пунктом 3 Предписания Министерству предписано обеспечить перерасчет и доначисление дополнительного выявленного недополученного дохода.
В связи с тем, что ответчиком доначисленная арендная плата добровольно не вносилась, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что договор аренды от 28.11.2008 N 289 был заключен в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ (статья 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации) ранее заключенного по результатам лесного конкурса договора аренды участка лесного фонда от 20.12.2004 N 18, аукцион по этому участку не проводился, следовательно, нормы права, установленные для договоров аренды лесных участков, заключенных по результатам аукциона, в данном случае неприменимы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Материалами дела подтверждается предоставление ответчику лесного участка на основании договора аренды от 20.12.2004 N 18, заключенного по результатам лесного конкурса на право аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда подлежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).
Договор аренды лесного участка от 28.11.2008 N 289 для заготовки древесины заключен в порядке переоформления ранее заключенного договора. Срок действия договора составляет 49 лет с 11.02.2005.
В пунктах 10 - 11 Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" указано, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 73 ЛК РФ).
Из представленного договора аренды лесного участка от 28.11.2008 N 289 следует, что размер годовой арендной платы был определен в сумме 1 000 000 руб., арендная плата установлена в соответствии со ст. 73 ЛК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310, изменение арендной платы связано с изменением ставок арендной платы.
По общим правилам ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 Гражданского кодекса, в данном случае не может быть использован по следующим причинам. Во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 Лесного кодекса, во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Поскольку в соответствии с законодательством, действующим на момент заключения договора аренды лесного участка от 28.11.2008 N 289 и дополнительного соглашения от 19.09.2012, заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предполагалось по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, изменение условий такого договора по соглашению его сторон не предусмотрено, в связи с заключением дополнительного соглашения от 19.09.2012 произошло уменьшение арендной платы, что не соответствует ч. 2 ст. 73 Лесного кодекса РФ, следует исходить из недействительности дополнительного соглашения в силу закона (ст. 168 ГК РФ).
В этой связи истец правомерно произвел начисление арендной платы в соответствии с условиями, согласованными при подписании договора.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Исходя из приведенного истцом расчета доначисление арендной платы за 2017-2019 годы составило 1 614 765 рублей 22 копейки.
Ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ст. 196 ГК РФ).
В силу ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку исковое заявление направлено в суд 06.07.2021, срок исковой давности по требованию о взыскании арендной платы за период с 01.01.2017 по 30.06.2018 истек.
С учетом признания обоснованным заявления ответчика о применении исковой давности, требования истца подлежат удовлетворению частично, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать задолженность за период с 01.07.2018 по 31.12.2019 в сумме 923293,47 руб. Оснований для удовлетворения иска в остальной части не имеется.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2021 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
При удовлетворении требований истца в сумме 923293,47 руб., с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 16663,91 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 сентября 2021 года по делу N А60-33338/2021 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Урал" (ИНН 6645000821, ОГРН 1026601231337) в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области задолженность в сумме 923293,47 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Урал" (ИНН 6645000821, ОГРН 1026601231337) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 16663,91 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
В.В.СЕМЕНОВ