Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 17АП-13604/2021-АК по делу N А60-30042/2021
Требование: О признании незаконным и отмене предписания заинтересованного лица об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 N 17АП-13604/2021-АК по делу N А60-30042/2021
Требование: О признании незаконным и отмене предписания заинтересованного лица об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2021 г. N 17АП-13604/2021-АК
Дело N А60-30042/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились,
от заинтересованного лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Администрации Асбестовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 августа 2021 года по делу N А60-30042/2021
по заявлению Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230)
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
об оспаривании предписания,
установил:
Администрация Асбестовского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 19/1/1 от 19.05.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункты 3, 7 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 19/1/1 от 19.05.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме и признании недействительным предписания заинтересованного лица N 19/1/1 от 19.05.2021.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к жалобе заявитель приведены следующие доводы: суд первой инстанции при принятии судебного акта нарушил требования
ч. 7 ст. 71,
ст. 168,
ч. 4 ст. 170 АПК РФ, поскольку не дал оценку доводам, имеющимся в заявлении, и не отразил мотивы отказа по требованиям в судебном решении; решение в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 8 и 9 предписания является необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, выводы суда основаны на ненадлежащей оценке представленных доказательств, а также ошибочном толковании норм права; выводы суда, исходя из которых не принята во внимание Схема водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа, ошибочны; на территории Асбестовского городского округа организациями водопроводно-канализационного хозяйства являются АО "Водоканал" и МКП "Энергокомплекс", следовательно, именно указанные организации, а не администрация Асбестовского городского округа обязаны обеспечивать исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, а также обозначать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
В порядке
ст. 81 АПК РФ представителем заявителя представлены в материалы дела письменные пояснений.
Заинтересованное лицо в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в заседании суда не направило, что в силу
части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.11.2020 судебное разбирательство по делу было отложено в соответствии с
частью 5 статьи 158 АПК РФ на 08.12.2021.
В суд апелляционной инстанции от заинтересованного лица поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу (вх. 07.12.2021).
В силу
части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, на основании распоряжения начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области подполковника внутренней службы Шевелева С.В. от 15.04.2021 N 19 в отношении Администрации Асбестовского городского округа была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки проверяющими выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно:
- на территории г. Асбест (переулок Больничный, переулок Северный, переулок Л. Толстого, ул. Речная, ул. Ильина, ул. Пионерская, район "Лесозавод", район "Новоокунево", район "Староокунево", район "Старокирпичный", район станции "Изумруд", район "Заречный", район "Папанинцев" (улица Баженовская от дома N 21 до дома N 96) не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 1 предписания);
- на территории г. Асбеста наружные водопроводы противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты) не исправны (нет крышки комплекта колодца - ул. Ильина, 2, ул. Махнева, 3, ул. Махнева, 7-9, ул. Нагорная - Восточная, ул. О.Кошевого - Павлика Морозова, ул. Плеханова, 62 у остановки, ул. Пионерская, 12, ул. Советская, 34, ООО "Пансионат "Белый камень" в р-не административного корпуса, ООО "Пансионат "Белый камень" в р-не сауны, ООО "Пансионат "Белый камень" в р-не дома N 1, ООО "Пансионат "Белый камень" в р-не столовой, ООО "Пансионат "Белый камень" в р-не котельной; засыпан грунтом, мусором и т.д. - ул. Плеханова-Ленинградская, ул. Обогатителей - Папанина); заасфальтирован - ул. Мира, 4/3; нет крышки стояка - ул. Бажова, 2, ул. Бажова-Достоевского, 14, ул. Гоголя-Фрунзе, ул. Гоголя, 13) (пункт 2 предписания);
- противопожарные расстояния от границ застройки до лесных насаждений в г. Асбест (западная часть в р-не переулка Речной, ул. Павлова, 93/1), район "Папанинцев" (ул. Баженовская, 24, 24а, 58а, 586, 94, 2,4, ул. Заречная, 48, 29а, 17/2, 156), не соответствует требуемому расстоянию не менее 50 метров (пункт 3 предписания);
- на территории г. Асбест в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов прилегающей территории к лесу на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 4 предписания);
- на территории г. Асбест (ул. Долонина-Матросова, ул. Плеханова, 10, ул. Плеханова, 20, ул. Плеханова, 9, ул. Плеханова, 5/1, ул. Плеханова-пер. Плеханова) не обеспечено надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения (пункт 5 предписания);
- на территории поселка Красноармейский не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 6 предписания);
- на территории поселка Белокаменный (в юго-западной части поселка в р-не ул. Трактовая, 35а, ул. Трактовая, 39/2, ул. Центральная, в восточной части поселка в р-не ул. Заречная, 17) противопожарные расстояния от границ застройки до лесных насаждений не соответствует требуемому расстоянию не менее 30 метров (пункт 7 предписания);
- на территории поселка Белокаменный (ул. Пионерская, ул. Фабричная, ул. Трактовая, ул. Ключевая, ул. Центральная, ул. Нагорная, ул. Строителей, ул. Молодежная, ул. Березовая, ул. Лесная) не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 8 предписания);
- на территории Асбестовского городского округа направления движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначаются указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (пункт 9 предписания).
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки от 19.05.2021 N 19.
Администрации Асбестовского городского округа выдано предписание от 19.05.2021 N 19/1/1, которым предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2022.
Не согласившись с выданным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции признал недействительными пункты 3, 7 предписания, в остальной части предписание признано законным.
Поскольку заявителем в порядке апелляционного производства решение суда обжалуется в части отказа в признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 8 и 9 предписания, и стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке
ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, в пределах доводов, заявленных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со
ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (
часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закона о пожарной безопасности, Закон N 69-ФЗ) Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со
статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Органами государственного пожарного надзора, в числе прочих, являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно
абзацу 2 пункта 1 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со
статьей 6 Закона 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу
подпункта "е" п. 9 названного Положения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Административным
регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, предусмотрены полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия).
Исходя из данных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Относительно законности и обоснованности предписания в оспариваемой части суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статей 1 Закона о пожарной безопасности установлено, что в целях настоящего Федерального
закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 135-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным
законом является расходным обязательством муниципального образования (
ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
На основании
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления.
В силу
статьи 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В
части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Пунктами 1, 6, 8 предписания на Администрацию возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, создав на территории г. Асбест в части районов, перечень которых приведен, а также на территории поселка Красноармейский и поселка Белокаменный для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно
ч. 4 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со
ст. 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением.
С 01.01.2021 в силу вступили новые
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479).
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится также создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным
законом.
В силу положений
статьи 68 Закона N 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения
(часть 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (
часть 2 ст. 68 настоящего Закона).
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (
часть 3 ст. 68 Закона).
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (
ч. 4 ст. 68 Закона).
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме ФЗ.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров (
ч. 5 ст. 68 Закона).
В силу
пункта 75 Правила N 1479 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Доказательств, которые бы подтверждали обеспеченность приведенных в пунктах 1, 6, 8 предписания территорий источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с установленными действующим законодательством нормами запасов воды для целей пожаротушения, Администрацией в порядке
ст. 65 АПК РФ не представлено.
Учитывая, что в ходе проведения проверки установлено и заявителем не опровергнуто необеспечение указанных выше территорий г. Асбеста источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, требование уполномоченного органа, изложенное в п. 1, п. 6 и п. 8 предписания в силу вышеизложенных норм права является законным и обоснованным, прав заявителя не нарушает.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о незаконности указанных пунктов предписания со ссылкой на то, что Администрацией создана и утверждена Схема водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года, в которой содержаться сведения о существовании объединенной системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения; что не дана оценка доводам заявителя о передаче комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Асбестовского городского округа, включающего в себя водопроводные сети, для их дальнейшего использования по договору аренды от 08.07.2013 АО "Водоканал", а также, что в соответствии с распоряжением Администрации от 15.02.2013 N 145-РА водопроводные сети в п. Белокаменный закреплены на праве оперативного управления за МКП "Энергокомплекс".
Суд апелляционной инстанции, проверив довод Администрации о существовании на территории г. Асбеста объединенной системы централизованного хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, оснований для его принятия не усматривает, поскольку само наличие указанной объединенной системы и указание на нее в Схеме водоснабжения и водоотведения в отсутствие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения для существующего и строящегося жилищного комплекса, а также для объектов социально-культурного и рекреационного назначения в период до 2030 года не подтверждает выполнение заявителем установленной законом обязанности по обеспечению наличия запасов воды для целей пожаротушения.
При этом в п. 1.1.2 таблицы 1.13 Схемы водоснабжения указано, что в поселке Белокаменный магистральный сети водоснабжения отсутствуют на ул. Молодежная, в зоне нового строительства индивидуальных домов. В г. Асбесте отсутствуют центральные сети водоснабжения в Староокунево, ст. Изумруд, микрорайон Заречный.
Передача сети водопроводной сети в аренду и (или) закрепление водопроводной сети на праве оперативного управления за иным лицом не освобождает Администрацию от обязанности по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения в количестве, необходимом для целей пожаротушения применительно на указанной определенной территории округа.
Кроме того, доводы Администрации о неправомерном возложении на нее обязанности по созданию источников наружного водоснабжения уже были предметом рассмотрения в рамках дела N А60-51232/2018 по спору об оспаривании ранее выданного ГУ МЧС России по Свердловской области аналогичного предписания N 35/1/27 от 28.06.2018, оценены и отклонены арбитражными судами трех инстанций.
Доводы заявителя о том, что утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178
СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", на нарушение требований которого указано в предписании, признан утратившим силу
Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, при этом утвержденный Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 Свод
правил (СП) 8.13130.2009, предусматривающий требование об обеспечении населенных пунктов наружным противопожарным водоснабжением, применяется при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, подлежат отклонению, поскольку требование об обеспечении населенных пунктов наружным противопожарным водоснабжением в соответствии с требованиями пожарной безопасности предусмотрено также обязательными к исполнению иными нормативными актами, а именно
Законом N 69-ФЗ,
Законом N 123-ФЗ и
Правилами N 1479.
На основании вышеизложенного, пункт 2 предписания следует признать обоснованным, доводы Администрации о его незаконности несостоятельными.
Пунктом 2 предписания на Администрацию возложена обязанность по устранению нарушения
п. 48 Правил N 1479, выразившегося в том, что наружные водопроводы противопожарного водоснабжения на территории г. Асбеста (пожарные гидранты) не исправны (нет крышки комплекта колодца); засыпаны грунтом, мусором и т.д.; заасфальтирован; нет крышки стояка.
При этом в данном пункте приведен конкретный перечень улиц и районов г. Асбеста, где допущено оспариваемое нарушение.
В соответствии с
п. 48 Правил N 1479 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Не оспаривая сам факт выявленного надзорным органом нарушения, Администрация ссылается на то, что пожарные гидранты являются частью водопроводной сети, установлены на водопроводных сетях, переданных АО "Водоканал" и МКП "Энергокомплекс", находятся в границах их эксплуатационной ответственности, соответственно, именно указанные организации обязаны обеспечить исправность пожарных гидрантов, их своевременное обслуживание и ремонт.
Данные доводы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Ссылки заявителя на заключенный с АО "Водоканал" договор аренды от 08.07.2013 N 1 о передачу обществу в аренду комплекса объектов водопроводного и канализационного хозяйства, в связи с чем общество на основании договора и
ст. 615,
616 ГК РФ обязано осуществить ремонт гидрантов (текущий и капитальный ремонт), не свидетельствует об исполнении Администрацией требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности.
При этом обстоятельства, связанные с передачей централизованной системы водоснабжения обществу "Водоканал" уже являлись предметом исследования по делу N А60-51232/2018, где судом было установлено, что спорные пожарные гидранты АО "Водоканал" не передавались, следовательно, лицом, обязанным содержать, проводить текущее обслуживание и капитальный ремонт является Администрация.
Доказательств, позволяющих установить передачу пожарных гидрантов, расположенных территории, указанной в п. 2 предписания, на момент вынесения оспариваемого предписания АО "Водоканал" и МКП "Энергокомплекс", в материалы дел не представлено.
Ссылки заявителя на реестры пожарных гидрантов на водопроводных сетях, сформированные АО "Водоканал" и МКП "Энергокомплекс" в рамках реализации распоряжения главы Асбестовского городского округа от 10.06.2021 N 63-РГ "Об обеспечении надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории Асбестовского городского округа" суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о передаче гидрантов указанным обществам, не опровергает обязанности Администрации обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, и не свидетельствует о незаконности предписания в данной части.
Следовательно, требование п. 2 оспариваемого предписания законно и обоснованно.
Пункт 48 Правил N 1479 содержит, в том числе, требование о необходимости обозначать направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Как установлено заинтересованным лицом в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, на территории Асбестовского городского округа направления движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначаются указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Принимая во внимание возложенную на Администрацию обязанность по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения и обеспечению исправности наружных водопроводов противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) нормативно установленная обязанность по обозначению направления движения к таким источникам указателями со светоотражающими поверхностями либо световыми указателями также лежит на Администрации.
Ссылки заявителя на то, что данная обязанность возложена на организацию водопроводного хозяйства, к которым относятся на территории Асбестовского городского округа АО "Водоканал" и МКП "Энергокомплекс", подлежат отклонению по вышеприведенным судом мотивам.
Таким образом, требование пункта 9 предписания соответствует закону.
Согласно п. 4 предписания на Администрацию возложена обязанность устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в том, что на территории г. Асбест в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов прилегающей территории к лесу на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с
п. 70 Правил N 1479 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из содержания
п. 70 Правил N 1479 следует, что обязанность в указанный период времени по очистке прилегающей к лесу территории шириной 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной 0,5 метра или иным противопожарным барьером возлагается на лицо, в том числе орган местного самоуправления, владеющее, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу.
В данном случае, из материалов дела не следует и проведенной проверкой не установлено, на какой территории г. Асбеста (каких населенных пунктов) непосредственно не обеспечена очистка прилегающей территории к лесу шириной 10 метров либо отсутствует противопожарная минерализованная полоса, а также в чьем владении, пользовании или распоряжении находится прилегающая к лесу территория.
Доказательств, подтверждающих нахождение прилегающей к лесу территории г. Асбеста в муниципальной собственности, заинтересованным лицом не представлено, акт проверки и иные материалы дела таких сведений не содержат.
Таким образом, в силу
ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием, для возложения выполнения требований
п. 70 Правил N 1479 на Администрацию, и как следствие, законность предписания в данной части.
В п. 5 предписания указано на то, что на территории г. Асбест (ул. Долонина - Митросова, ул. Плеханова, д. 10, д. 20, д. 9, д. 5/1 и ул. Плеханова - пер. Плеханова) не обеспечено надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно
п. 71 Правил N 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В данном случае, ни в акте проверки, ни в предписание не указано, в чем конкретно выразилось нарушение требования
п. 71 Правил.
Так, проверяющим лицом не описано состояние дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам на момент проверки; не имеется сведений, каким техническим требованиям не отвечают данные дороги, проезды и подъезды; отсутствует фото-видео фиксация состояния дорог, проездов и подъездов.
Доказательств, позволяющих суду установить ненадлежащее техническое содержание Администрацией дорог, проездов и подъездов к пожарным гидрантам, материалы дела не содержат.
Таким образом, в силу
ч. 5 ст. 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано нарушение со стороны Администрации требований
п. 71 Правил N 1479, и соответственно, законность предписания в данной части.
При таких обстоятельствах, предписание N 19/1/1 от 19.05.2021 в части пунктов 4, 5 на основании
ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
В удовлетворении остальной части требований судом правомерно отказано.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании
п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь
статьями 176,
258,
266,
268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2021 года по делу N А60-30042/2021 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 3, 4, 5, 7 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 19/1/1 от 19.05.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА