Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 N 16АП-1717/09 по делу N А61-724/09
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 N 16АП-1717/09 по делу N А61-724/09
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. N 16АП-1717/09
Дело N А61-724/09
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года.
Дата изготовления постановления в полном объеме 23 декабря 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чотчаевым Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Владикавказского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия N 7 на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.06.2009 по делу N А61-724/09, принятое судьей Родионовой Г.С., по заявлению Владикавказского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия N 7 к Управлению Государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, в отсутствие представителей Владикавказского муниципального унитарного жилищно-эксплуатационного предприятия N 7, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомление N 01329), в отсутствие представителей Управления Государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомления N 01327, 01328),
установил:
Владикавказское муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие N 7 (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора по г. Владикавказу (далее - Отдел пожарного надзора) от 24.04.2009 N 202 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.06.2009 Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в удовлетворении заявления отказал, ссылаясь на то, что событие и состав административного правонарушения доказаны материалами, нарушений Отделом пожарного надзора процедуры привлечения предприятия к административной ответственности не установлено.
Не согласившись с принятым решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение от 02.06.2009 отменить, признав незаконным и отменив постановление Отдела пожарного надзора от 24.04.2009 N 202 о привлечении предприятия к административной ответственности, ссылаясь на следующее.
Предприятие указывает на то, что, несмотря на указание в акте N 205 от 16.04.2009 о проведении плановой проверки, план-график работы в материалы дела не был представлен.
Считает, что согласно положениям Административного регламента при проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц.
Кроме того, предприятие указывает на то, что 13.04.2009 ему заказным письмом было направлено уведомление, в котором было указано, что проверка уже проведена, тогда как проверка была проведена 16.04.2009.
Также предприятие указывает на то, что в этом уведомлении не были конкретизированы объекты и выявленные нарушения.
По мнению предприятия, суд первой инстанции не дал оценку тому, что Постановление N 202 от 24.04.2009 подписано лицом, которое в рассмотрении материала по проверке предприятия не участвовало.
Считает, что предприятие не несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку такую ответственность несут собственники помещений.
Правильность решения от 02.06.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение апелляционной жалобы предприятия было назначено в судебном заседании арбитражного апелляционного суда на 30.11.2009.
Определением от 30.11.2009 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 23.12.2009, Отделу Государственного пожарного надзора было предложено представить отзыв на апелляционную жалобу предприятия, а также представить письменные пояснения о том, кем было подписано постановление N 202 от 24.04.2009 за Таутиева С.У. и должностные полномочия подписавшего.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, в отсутствие представителей предприятия и Отдела пожарного надзора, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Отдел пожарного надзора провел плановую проверку в целях надзора за соблюдением предприятием требований пожарной безопасности в находящемся на обслуживании предприятия жилом доме, расположенном по адресу. г. Владикавказ, Московская, 19/2.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения предприятием пунктов 15, 44, 57, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.07.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности) и Правил установки электроустановок.
Нарушения зафиксированы в акте проверки N 205 от 16.04.2009 и протоколе об административном правонарушении N 202 от 16.04.2009.
Главный государственный инспектор Отдела пожарного надзора Таутиев С.У., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, и усмотрев в действиях предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, принял постановление N 202 от 24.04.2009 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Факт нарушения предприятием требований Правил пожарной безопасности был правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Поскольку предприятие, заключив договор на управление жилым домом и приняв на себя обязательства по его содержанию, обязалось в том числе обеспечивать меры пожарной безопасности в этом доме, однако ненадлежаще выполняло обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако суд апелляционной инстанции полагает, что при осуществлении процедуры такого привлечения административным органом не были выполнены установленные применительно к порядку осуществления соответствующей процедуры требования действующего административно-процессуального законодательства, в частности требования части 5 статьи 29.10 КоАП РФ.
Названная норма права закрепляет обязанность должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, подписать это постановление и тем самым утвердить сделанные им в ходе непосредственного рассмотрения материалов проверки выводы.
Из материалов дела видно, что постановление N 202 от 24.04.2009 подписано не Главным государственным инспектором Отдела пожарного надзора Таутиевым С.У., а подписано за него неизвестным лицом, в отношении которого отсутствуют доказательства того, что оно принимало участие в рассмотрении материалов возбужденного в отношении предприятия административного производства.
Таким образом, ввиду того, что Отделом пожарного надзора не были представлены какие-либо обоснованные доказательства фактического рассмотрения материалов проверки и вынесения постановления подписавшим постановление лицом, в том числе доказательства, свидетельствующие о допущенной этим лицом при указании имени вынесшего постановление лица технической ошибке, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания порядка привлечения предприятия к административной ответственности соответствующим требованиям закона.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
На основании изложенного, апелляционный суд считает ошибочным и противоречащим материалам дела вывод суда первой инстанции о том, что Отделом пожарного надзора при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении предприятия была соблюдена процедура, предусмотренная КоАП РФ, в связи с чем отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.04.2009 N 202.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.06.2009 по делу N А61-724/09 отменить.
Принять новое решение.
Постановление по делу об административном правонарушении от 24.04.2009 N 202 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Н.В.ВИНОКУРОВА
Е.В.ЖУКОВ