Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.06.2016 N Ф08-3260/2016 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 16АП-5332/2015 по делу N А20-1685/2015
Требование: О привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения по ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 16АП-5332/2015 по делу N А20-1685/2015
Требование: О привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения по ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу N А20-1685/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2015 по делу N А20-1685/2015 (судья Н.Ж. Кочкарова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бью Монд"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике,
третье лицо: Шокарова З.А.,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике - Балуева Е.Н. по доверенности N 01 от 11.01.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Бью Монд" - Бесланеев Р.Б. по доверенности от 24.03.2015.
Третье лицо - Шокарова З.А., надлежащим образом извещено времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бью Монд", г. Нальчик (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление, административный орган) в котором просит признать незаконным постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Определением арбитражного суда КБР от 10.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Шокарова Залина Аслановна.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что вина Общество с ограниченной ответственностью "Бью Монд" не доказана, так как не установлена причинно-следственная связь между использованием косметической продукции и аллергической реакцией на неизвестное вещество.
Решением суда от 04.12.2015 признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике от 28.04.2015 N 257 о назначении административного наказания по
части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей в отношении общества с ограниченной ответственности "Бью Монд".
Судебный акт мотивирован тем, что поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что действиями общества причинен вред Шокаровой З.А., то суд считает не доказанным факт совершения ООО "Бью Монд" административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2015 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Бью Монд" о признании незаконным постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Апелляционная жалоба мотивирована тем что, освобождая общество от административной ответственности за совершенное правонарушение, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не принял в качестве доказательств установленные судом обстоятельства и имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены и неправильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, в том числе не и применен закон подлежащий применению и применен закон, не подлежащий применению, неправильно истолкован закон.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
Представитель управления в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу и с учетом уточнений просила решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в заявленных ООО "Бью Монд" требованиях в части признания незаконным и отмене постановления Управления.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения поскольку суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
На основании
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике поступило вх. N 50 от 24.03.2015 заявление Шокаровой З.А.
21.04.2015 в 15 час. 00 мин. проведено внеплановое мероприятие по заявлению Шокаровой З.А. на нарушение прав потребителя при покупке парфюмерно-косметической продукции под товарным знаком "LAMORAGE Professional" серии Premium изготовитель "А.MESHI INDUSTRIES" Израиль в ООО "БЬЮ МОНД" г. Нальчик, ул. Тарчокова, 70 и причинение вреда здоровью потребителя при применении средств из данного набора в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике.
При проведении внепланового мероприятия по контролю по жалобе потребителя представителем по доверенности ООО "БЬЮ МОНД" Бесланеевым Русланом Борисовичем были представлены декларации о соответствии на ассортимент парфюмерно-косметической продукции. Проверяющим органом произведен правовой анализ имеющейся информации для потребителей на маркировке парфюмерно-косметической продукции, купленной потребителей Шокаровой З.А. у общества: наборы для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "A. MESHI INDUSTRIES" 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль), импортер на территории ТС, претензии принимаются ООО "Вест", Республика Беларусь, г. Жодино, 222160, ул. Калиновского, 7; Уполномоченный представитель изготовителя в России, претензии принимаются, ООО "МонБелПлатин", 214013, г. Смоленск, ул. Матросова, 9, офис D, упакованные в кейс.
На маркировке потребительской упаковки косметических товаров, входящих в комплектацию набора для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "A. MESHI INDUSTRIES)) 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль) и в Буклете по продукции "LAMORAGE" отсутствует информация об ограничениях (противопоказаниях) к применению, предостережениях, в нарушение требований п. 4.5., п. 4.6. ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" и п. 53 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998, в соответствии с которыми информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения об ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения.
Следовательно, по мнению Роспотребнадзора, осуществляя продажу косметической продукции LAMORAGE серии Premium без информации об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информации о предупреждениях общество вводит в заблуждение относительно назначения и безопасности косметической продукции LAMORAGE серии потребителей, имеющих аллергические реакции или другие противопоказания к использованию парабенов.
Идентифицировать продукцию в соответствии с представленными документами Роспотребнадзор счел невозможным, так как отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие), дата прекращения действия о соответствии, а также отсутствуют сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию.
Таким образом, в нарушение пп. 11 п. 15; п. 12; п. 15; п. 23; п. 53 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N N 55 от 19.01.1998 и
ст. ст. 4,
5,
9,
10 закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" ООО "БЬЮ МОНД", осуществлена продажа набора для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "A. MESHI INDUSTRIES) 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль) без необходимой и достоверной информации для потребителей о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, ограничениях (противопоказаниях) для применения, сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, идентифицировать продукцию в соответствии с представленными документами - декларациями о соответствии невозможно, так как отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие), дата прекращения действия декларации о соответствии, а также отсутствуют сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, следовательно имеет место события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ "Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан" и вменяется юридическому лицу ООО "БЬЮ МОНД".
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике посчитало, что юридическое лицо ООО "БЬЮ МОНД" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена
ст. 14.43. ч. 2 Кодекса Российской об административных правонарушениях.
В связи с выявленными нарушениями Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 21.04.2015; по результатам рассмотрения материалов проверки Роспотребнадзор постановлением от 28.04.2015 N 257 привлекло общество к административной ответственности по
части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), подвергнув общество штрафу в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Роспотребнадзора по КБР, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, просит постановление о назначении административного наказания N 257 от 28.04.2015, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике о признании вины общества с ограниченной ответственностью "Бью-Монд" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей, отменить и прекратить производство по делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества указал, что
частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 9.4,
10.3,
10.6,
10.8,
частью 2 статьи 11.21,
статьями 14.37,
14.44,
14.46,
20.4 настоящего Кодекса.
Согласно
части 2 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные
частью 1 статьи 14.43 данного Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная
частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Положениями
статьи 4 Закона N 184-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законом и иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно
статье 27 Закона N 184-ФЗ Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 27 названного Закона установлено, что Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
Пунктом 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ установлено, что заявитель в области обязательного подтверждения соответствия обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии); приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу
пункта 3 статьи 23 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 статьи 22 Закона N 184-ФЗ объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Закона N 184-ФЗ установлено, что продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном
Законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
С 01.07.2012 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) (далее - Технический регламент), являющийся
приложением к решению Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799. Настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на территории государств - членов ТС парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре; устанавливает требования к продукции, а также на связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности (пункты 1, 3 статьи 1).
Согласно статье 7 Технического регламента парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности парфюмерно-косметической продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Технического регламента оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям названного технического регламента осуществляется изготовителем продукции (уполномоченным представителем изготовителя, импортером), зарегистрированным в установленном порядке в государствах - членах ТС.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции, за исключением парфюмерно-косметической продукции, перечень которой приведен в приложении N 12, проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке в государствах - членах ТС, и собственных доказательств.
Суд первой инстанции указал, что общество осуществляет продажу косметических средств под товарным знаком LAMORAGE Professional. Потребительская упаковка данной продукции соответствует требованиям, предъявляемым (ТР ТС 009/2011). На указанную продукцию обществом представлена декларация о соответствии.
По мнению Управления идентифицировать продукцию в соответствии с представленными декларациями невозможно, так как отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие), дата прекращения действия декларации о соответствии, и также отсутствую сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию.
Суд первой инстанции указал, что представленные в материалы дела копии деклараций соответствует предъявляемым требованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТР ТС 009/2011 декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции настоящему техническому регламенту ТС оформляется на одно или несколько названий продукции одного наименования и действует до внесения изменений в название продукции и/или в рецептуру продукции, приводящей к изменению показателей безопасности, соответственно при регистрации декларации о соответствии указывается только дата регистрации. Из вышеуказанного следует, что декларация оформляется и регистрируется на продукцию, поэтому не предусмотрено указание: "серийный выпуск" или "партия". Декларация о соответствии заполняется в соответствии с "Едиными формами
документов об оценке (подтверждения) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам ТС, сертификата соответствия техническим регламентам ТС) и утвержденными решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 N 896 и с учетом требований изложенных в пунктах 2, 5 статьи 6 "Оценка соответствия" ТР ТС 009/2011 без указания окончания срока их действия.
В соответствии с п. 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011. N 799 "О применении технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года. Указанные
документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Первоначально текст указанного Решения был опубликован 30.09.2011 г. на официальном сайте Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с п. 3.3 Решения N 799 от 23.09.2011 до 01.07.2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
Согласно п. 3.4 Решения обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности продукции.
В Техническом регламенте ТС 009/2011 определено, что выпуском в обращение является момент (в том числе первая оферта), начиная с которого продукция предназначается изготовителем или продавцом (импортером), для продажи или передачи иным способом потребителям на территории государств-членов Таможенного союза.
Суд первой инстанции сделав вывод, что декларации представленные Обществом без указания срока окончания действия, действуют в течение срока действия продукции.
Потребительская упаковка предлагаемой к продаже ООО "Бью Монд" косметической продукции марки "Lamorage" оформлена в соответствии с требованиями TP ТС 009/2011. На упаковке на русском языке указана информация: наименование продукции, сведения о назначении, список ингредиентов, действии и оказываемом эффекте, рекомендациях, способе применения, наименование изготовителя и его местонахождение, номер партии и срок годности, условия хранения, номинальный объем, штрихкод. Список ингредиентов, входящих в состав косметических средств, наименование изготовителя, местонахождение изготовителя, название продукции, в соответствии с с.п. 9.2, 9.5
ст. 5 TP ТС 009/2011, может указываться с использованием букв латинского алфавита. Особые меры предосторожности, в том числе информация о предупреждениях в соответствии с п. 9.2 TP ТС 009/2011 наносится при необходимости. Условия применения и предупреждения, информация о которых должна быть доведена до потребителя, указывается не по собственному усмотрению производителя (импортера, продавца), а именно в тех формулировках, как это предусмотрено Приложениями N 2-5 к TP ТС 009/2011. Косметическая продукция марки "Lamorage", не имеет противопоказаний, т.к. в отношении компонентов, входящих в ее состав, Приложениями N 2-5 к ТР/ТС 009/2011 не предусмотрены условия применения и предупреждения, информация о которых должна быть доведена до потребителя. Также косметическая продукция не включена в Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ N 481 от 23.04.1997 года.
Суд первой инстанции указал, что административным органом, в оспариваемом указано на содержание в составе косметики ингредиента бензоата натрия (Sodium benzonate), что подтверждается маркировкой на упаковке.
Пунктом 9 ст. 5 TP ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2010 N 799 (далее - ТР) предусмотрено, что маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать, в том числе информацию об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-
5 ТР. Перевод ингредиентов данных изделий на русский язык показывает, что в состав косметических средств входит бензоат натрия (Sodium benzoate), который является парабеном по номенклатуре INCI. Наличие парабенов в составе косметической продукции само по себе не противоречит законодательству. Парабены - это сложные эфиры пара-гидроксибензойной кислоты, широко используемые в качестве консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышленности. Натриевые соли парабенов (например, Е217) используются при необходимости увеличения растворимости в воде. При наружном использовании парабены способны вызывать аллергические контактные дерматиты, кожные раздражения. Бензоат натрия - натриевая соль бензойной кислоты. Как консервант используется в косметической и фармацевтической промышленности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, многочисленные исследования воздействия бензоата натрия на млекопитающих, включая изучение его воздействия на людей и длительное исследование влияния на крыс, показали относительную безвредность бензоата натрия, однако встречаются аллергии (дерматит) и незначительные побочные эффекты, такие как обострение симптомов при астме и крапивнице.
Суд первой инстанции указал, что осуществляя продажу косметической продукции LAMORAGE серии Premium без информации об особых мерах предосторожности при применении продукции, общество ввело в заблуждение относительно назначения и безопасности приобретенной Шокаровой З.А. косметической продукции.
Однако, как следует из представленных документов, а именно подписанное Шокаровой З.А. Информационное согласие клиента на проведение процедуры от 15.01.2015, она сообщила об известных ей аллергических реакциях, ей была полностью доведена информация о косметике, о свойствах и о рисках эстетического результата связанных с индивидуальным особенностями лица и организма, она в полной мере осознавала свою ответственность. Тем самым, Шокарова З.А., подтверждает свою полную осведомленность касаемо купленного товара. Более того, подписав договор розничной купли продажи, в соответствии с п. 4.3 которого, покупатель подтвердил отсутствие противопоказаний к применению косметических средств, а также компонентов входящих в состав косметики.
Исходя из объективной стороны правонарушения, для привлечения лица к административной ответственности по
части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административному органу следовало доказать, что выявленные в ходе проверки нарушения повлекли либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Как следует из материалов дела, 15.01.2015. гражданкой Шокаровой З.А. был приобретен набор косметической продукции под товарным знаком LAMORAGE Professional" у общества. По мнению Шокаровой З.А. после применения косметической продукции, в местах ее применения возникла сыпь и покраснения кожи.
Согласно справки районной поликлиники, выданной Шокаровой З.А., с 20.01.2015. по 26.01.2015. она находилась на амбулаторном лечении у дерматолога с диагнозом острая крапивница. Суд первой инстанции указал, что из данной справки не следует, что причиной возникновения крапивницы, является применение косметической продукции.
Суд первой инстанции указал, что документальные доказательства, прямо свидетельствующие о причинно-следственной связи между косметической продукцией, приобретенной у Общества и диагностированным случаем крапивницы, контролирующим органом в материалы дела также не представлены. В рамках административного производства экспертиза, устанавливающая источник возникновение крапивницы не проводилась.
Таким образом, учитывая, что указанная продукция находилась в распоряжении Шокаровой З.А. с момента покупки до возникновения крапивницы на протяжении пяти дней, и в отсутствии доказательств того, что возникновение крапивницы явилось применение косметической продукции, приобретенной у общества, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Роспотребнадзора достаточных правовых оснований для вывода о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного
статьей 14.43 КоАП РФ.
Поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что действиями общества причинен вред Шокаровой З.А., то суд первой инстанции посчитал не доказанным факт совершения ООО "Бью Монд" административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ и соответственно оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении признал незаконным и отменил.
При этом суд первой инстанции не в полной мере учел, что согласно договору купли продажи от 15 января 2015 г. потребителем Шокаровой З.А. приобретен набор парфюмерно-косметической продукции - набор для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "A. MESHI INDUSTRIES" 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль), т. е после вступления в силу TP ТС 009/2011, и после принятия Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления".
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления", указано, что: п. 2 Признать утратившим силу Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 896 "О единых формах документов об оценке (подтверждения) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам таможенного союза)".
п. 3 Установить, что до 1 июля 2014 г. допускается применение Единых форм
документов об оценке (подтверждения) соответствия, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896.
п. 4 Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Таким образом, на момент вынесения постановления Роспотребнадзором по КБР N 257 от 28.04.2015 г.,
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" вступило в законную силу и с 1 июля 2014 г. на парфюмерно-косметическую продукцию должны применяться формы деклараций о соответствии, отвечающие требованиям Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293., а ранее действовавшие формы соответствия продукции документов об оценке с 1 июля 2014 г. не допускаются к применению. В соответствии с п. 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011. N 799 "О применении технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года.
Таким образом, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. М 293 и Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011. N 799 установлен срок действия ранее выданных документов об оценке (подтверждения) соответствия обязательным требованиям о безопасности парфюмерно-косметической продукции не позднее 1 июля 2014 года.
В материалах дела имеются деклараций о соответствии на косметические товары, входящие в комплектацию набора для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "А. MESHI INDUSTRIES" 8 Shimon Haborseki St, Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль).
Все декларации о соответствии - заявлены ООО "Вест" Республика Беларусь, 222160, г. Жодино, ул. Калиновского, 7.
1. На интенсивную увлажняющую маску для лица, обогащенную экстрактом черной икры 1/50 мл. дат производства 29.01.14 г. - конечный срок годности 2017/01; согласно маркировке на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.ТР 009 011 01484, с датой регистрации 17.04.2014 г.
2. На интенсивную пилинг-маску для глубокого очищения кожи лица, обогащенную экстрактом черной икры 1/100 мл дата производства 05.02.2014 - конечный срок годности 2017/02; на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01448, с датой регистрации 21.03.2014 г.
3. На гель для очистки кожи лица, обогащенный экстрактом черной икры 1/250 мл. в состав косметического средства, указана дата производства 27.01.2014 - конечный срок годности 2017/01; на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01481, с датой регистрации 17.04.2014 г.
4. На лосьон для лица обогащенный экстрактом черной икры для сухой и нормальной кожи 1/250 мл., указана дата производства 27.01.2014 - конечный срок годности 2017/01; на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01483, с датой регистрации 17.04.2014 г.
5. На интенсивное масло для тела с эффектом замедления процессов старения, обогащенное экстрактом черной икры 1/250 мл., указана дата производства 29.01.14 конечный срок годности 2017/01; на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01450, с датой регистрации 21.03.2014 г.
6. На дневной крем для лица против морщин, обогащенный экстрактом черной икры 1/50 мл., указана дата производства 11.02.2014 - конечный срок годности 2017/02; на потребительской упаковке, представлена Декларация о соответствии N TC BY/112 11.01.TP 009 011 01604, с датой регистрации 16.06.2014 г.
7. На крем для кожи вокруг глаз и шеи, обогащенный экстрактом черной икры 1/50 мл., на потребительской упаковке указана дата производства 19.02.2014 - конечный срок годности 2017/02; представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01604, с датой регистрации 16.06.2014 г.
8. На восстанавливающий ночной крем для лица, обогащенный экстрактом черной икры 1/50 мл., на потребительской упаковке указана дата производства 02.02.2014 - конечный срок годности 2017/02; представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.TP 009 011 01604, с датой регистрации 16,06.2014 г.
9. На восстанавливающую сыворотку от морщин для лица, обогащенную экстрактом черной икры 1/30 мл., на потребительской упаковке указана дата производства 29.01.2014 - конечный срок годности 2017/01; представлена Декларация о соответствии N ТС BY/112 11.01.ТР 009 011 01451, с датой регистрации 21.03.2014 г.
Из маркировки парфюмерно-косметической продукции (имеющихся в материалах дела), усматривается:
- дата производства продукции январь - февраль 2014 года;
- сроки годности парфюмерно-косметической продукции - установлены изготовителем по 2017 год.
Таким образом, по вышеперечисленным декларациям о соответствии видно, что заявленные декларации регистрировались в период с марта по июнь 2014 г.
Все вышеуказанные декларации о соответствии в нарушение
Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293 не соответствуют утвержденным единым формам декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления: "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" и с 1 июля 2014 года такие декларации о соответствии применению не подлежат:
в) в поле 3 "заявляет, что" - сведения о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии; отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие). В случае серийного выпуска продукции вносится запись "серийный выпуск". Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия - заводской номер изделия. Для партии продукции и единичного изделия приводятся реквизиты товаросопроводительной документации;
ж) в поле 7 - "дата прекращения действия декларации о соответствии" (число -двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами) отсутствует дата прекращения декларации о соответствии.
Идентифицировать продукцию в соответствии с представленными документами-декларациями о соответствии невозможно, так как отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие), дата прекращения действия декларации о соответствии, а также отсутствуют сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию.
Технический регламент таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" TP ТС 009/2011 вступил в законную силу с 1 июля 2012 г., принятый
Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" Техрегламент вводится в действие с 1 июля 2012 г. Документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции, выданные или принятые до его вступления в силу, действительны до окончания указанного в них срока, но не позднее 1 июля 2014 г. Исключение - документы, выданные или принятые до дня официального опубликования данного решения. Они действительны до окончания срока их действия.
Согласно
Решения Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".
Однако, декларации о соответствии:
- приняты с марта по июнь 2014 года после вступления в силу технического регламента TP ТС 009/2011г, с 1 июля 2012 г.; Если же сертификат на парфюмерию и косметику был оформлен позднее этой даты - 1 июля 2012 г., то сертификационный документ может использоваться до окончания своего официального действия, но не позднее, чем до 1 июля 2014 года,
- декларации о соответствии не имеют период действия, а именно даты срока прекращения действия, поэтому они не могут иметь действие до даты - срока прекращения, может использоваться до 1 июля 2014 года; ни одним нормативным документом не предусмотрено период действия деклараций о соответствии в зависимости от срока годности самой продукции. Согласно нормативных документов в декларациях о соответствии должен быть проставлен срок действия декларации о соответствии в период действия которого может быть выработана продукция;
- согласно маркировки продукции она вся выработана с января но февраль 2014 года, декларации приняты с марта по июнь 2014 года, т.е. вся продукция была выработана произведена, до принятия деклараций о соответствии без срока действия деклараций и продукция не может находится в реализации после 1 июля 2014 г., поскольку декларации о соответствии могли быть применимы лишь до 1 июля 2014 г.
Аналогичная правовая позиция содержится в судебных актах Арбитражных судов Российской Федерации
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-6837/2014 и постановление N 17ЛП-6715/2014-АК Семнадцатого арбитражного апелляционного суда. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 00972011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" парфюмерно-косметическая продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме принятия Декларации о соответствии настоящему Техническому регламенту и государственной регистрации продукции.
Пунктом 3 статьи 23 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти но техническому регулированию (
п. 5 ст. 24 Закона о техническом регулировании).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г N 293 утверждена единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления. В соответствии с "Правилами оформления декларации о соответствии требования технического регламента Таможенного союза" в декларации о соответствии указываются: сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель. артикул и др.); наименование объекта декларирования (в случае серийного выпуска продукции вносится запись "серийный выпуск", для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия - заводской номер изделия, для партии продукции и единичного изделия приводятся реквизиты товаросопроводительной документации); дата прекращения действия декларации о соответствии (число - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами). В соответствии с
Законом РФ "О защите прав потребителей" (
ст. 4.
ст. 7) продавец обязан обеспечивать качество и безопасность реализуемых товаров. Если на товар установлены обязательные требования, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий установленным обязательным требованиям.
Таким образом, 15 января 2015 года потребителю Шокаровой ЗА, продан ООО "Бью Монд" набор парфюмерно-косметической продукции в виде набора для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "А MESHI INDUSTRIES" 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль) с декларациями о соответствии, не соответствующими обязательным требованиям, а именно без сроков их действия, без наименования объекта декларирования (отсутствуют: серийный выпуск, партия или единичное изделие), отсутствуют сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, применение которых с 1 июля 2014 года не допустимо.
Кроме того подлежат отклонению доводы заявителя в части того, что косметическая продукция LAMORAGE не имеет противопоказаний, т.к. TP ТС 009/2001 не предусмотрены предупреждения, информация о которых должна быть доведена до потребителя, продукция не включена в Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. N 293. "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" регламентирована выдача деклараций о соответствии и предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о парфюмерно-косметических средствах, в том числе о противопоказаниях при их применении.
Так, в рамках проведения внепланового мероприятия по контролю - проведен правовой анализ имеющейся информации для потребителей на маркировке парфюмерно-косметической продукции, купленной потребителем Шокаровой З.А. у общества; наборы для лица LAMORAGE. Установлено что в состав косметических средств входит бензоат натрия (Sodium benzoate), который является парабеном по номенклатуре INCI. Наличие парабенов в составе косметической продукции само по себе не противоречит законодательству. Однако, при наружном использовании парабены способны вызывать аллергические контактные дерматиты, кожные раздражения. По данным ВОЗ (CICAD26, 2000 г.) бензоат натрия признан относительно безопасным, однако встречаются аллергии (дерматит) и обострение астмы и крапивницы. Молекулярный биолог проф. П. Пайпер (Peter W. Piper), изучая действие слабых органических кислот (и их радикалов) (бензойной, сорбиновой, пропионовой и салициловой) используемых в качестве консервантов, пришел к выводу, что бензоат, действуя на клетки аэробных дрожжей, выступает в роли сильного прооксиданта (вызывает окислительный стресс), в частности окислительный стресс в клетках эпителия желудочно-кишечного тракта, а также обладает мутагенной активностью в отношении митохондриальной ДНК, в том числе, вред, наносимый митохондриям, может оказаться связанным с болезнью Паркинсона и другими нейродегенеративными заболеваниями. В последние годы с парабенами связывают возникновение рака молочной железы. Исследования, проведенные в рамках FDA (американской службы контроля за продуктами и лекарствами) показало, что парабены безопасны при использовании в минимальных концентрациях. Однако, парабены имеют свойство накапливаться в организме. Если ежедневно использовать различные косметические средства с парабенами, то вполне возможно, что минимальный уровень их концентрации будет превышен. Ученые сделали выводы, что эти химические вещества могли попасть в организм только через кожу. Это вещество оказывает на клетки человека такое же действие, как и на микробные: угнетает окислительно-восстановительные процессы, особенно расщепление жиров и крахмала. Это вызывает крапивницу или другие аллергические реакции, а также обострение хронических болезней, Бензоат натрия также может являться причиной нейродегенеративных заболеваний, а также болезни Паркинсона или даже цирроза печени. Допустимая доза безопасного употребления - это 5 миллиграмма на килограмм веса в сутки. Но это вещество способно накапливаться в организме. Влияние на организм человека его вредно еще тем, что он повреждает важную часть ДНК. Эта часть обеспечивает клетку энергией. Из-за влияния данного вещества она работает со сбоями.
Кроме того, в материалах дела имеющееся лист "Информированное согласие клиента на проведение процедуры".
Относительно предоставления информации потребителю перед процедурой - в согласии пациента о проведении процедуры, следует учесть, что согласие на проведение процедуры - не может распространяться на договор купли-продажи, поскольку это разные виды деятельности по ОКВЭД (Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Согласно Единого государственного реестра юридических лиц - Сведения о юридическом лице ООО "Бью Монд" ОГРН 1110725001353 ИНН/КПП 0725005912/072501001 - указаны виды деятельности зарегистрированные в налоговой службе по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1).
Сведения об основном виде деятельности
П. 47 52.33 розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения 2140725027793 02.10.2014 г.).
Сведения о дополнительных видах деятельности
П. 55 93.02 предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения 2140725027793 02.10.2014).
Данное согласие на проведение процедуры распространяется только на проведение процедуры. Тем более, что в данном листке также отсутствует необходимая и достоверная информация для потребителей - не указана какая процедура проводится (ее наименование), не указывается что входит в понятие процедуры, не указано наименование парфюмерно-косметических средств используемых при проведении процедуры (ведь в купленном потребителем наборе 9 косметических средств и при проведении процедуры наверняка не применялись все девять средств косметики), противопоказания, наименование изготовителя, его юридический адрес. Отсутствовала информация о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем.
Тем самым потребитель - потерпевшая Шокарова З.А. не может подтверждать свою осведомленность, относительно купленного товара, поскольку Согласно
Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 г.
ст. 8.
ст. 9,
ст. 10 - это обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
П. 2 ст. 10 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия предоставления товара (работ, услуг) в том числе при предоставлении кредита размер кредита и др.) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
адрес (место нахождение), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем.
Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в
пункте 4 статьи 7 закона о защите.
На маркировке потребительской упаковки комплектующих товара, а также в сопроводительной документации, отсутствует информация об ограничениях (противопоказаниях) к применению, предостережениях, в нарушение требований
п. 53 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г., в соответствии с которыми информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения об ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения.
Пунктом 9 ст. 5 TP ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" предусмотрено, что маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать, в том числе информацию об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информацию о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-
5 ТР. Перевод ингредиентов приобретенных истцом изделий на русский язык показывает, что в состав косметических средств входит бензоат натрия (Sodium benzoate). который является парабеном по номенклатуре INCI.
Осуществляя продажу косметической продукции LAMORAGE серии Premium и оказывая косметические услуги, без информации об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информации о предупреждениях, ООО "Бью Монд" вводит в заблуждение относительно назначения и безопасности косметической продукции LAMORAGE серии Premium потребителей.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 10 'Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 5, 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011), п. 4.1. ГОСТ Р 51391-99 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достовернее информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация, приводимая в тексте на потребительской таре, упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше, должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно свойств, состава, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность продукции.
Указанный выше факт не предоставления необходимой и достоверной информации для потребителей в отношении противопоказаний парабенов (бензоата натрия) в составе парфюмерно- косметических товаров, являющимся административным правонарушением. На маркировке потребительской упаковки косметических товаров, входящих в комплектацию Набора производства, Израиль, и в Буклете но продукции отсутствует информация об ограничениях (противопоказаниях) к применению, предостережениях, в нарушение требований п. 4.5, п. 4.6 ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" и п. 53 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г., в соответствии с которыми информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения об ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения. Пунктом 9 ст. 5 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза см 23.09.2010 N 799 (далее - ТР) предусмотрено, что маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать, в том числе информацию об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информацию о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-
5 ТР. Перевод ингредиентов данных изделий на русский язык показывает, что в состав косметических средств входит бензоат натрия (Sodium benzoate), который является парабеном по номенклатуре INCI. Наличие парабенов в составе косметической продукции само по себе не противоречит законодательству. Парабены - это сложные эфиры пара-гидроксибензойной кислоты, широко используемые в качестве консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышленности. Натриевые соли парабенов (например, Е217) используются при необходимости увеличения растворимости в воде. При наружном использовании парабены способны вызывать аллергические контактные дерматиты, кожные раздражения.
Следовательно, осуществляя продажу косметической продукции без информации об особых мерах предосторожности при применении продукции, в том числе информации о предупреждениях Общество вводит в заблуждение относительно назначения и безопасности косметической продукции LAMORAGE серии Premium для потребителей.
Кроме того, материалами дела установлено, что у потребителя Шокаровой З.А. после применения косметики в течение 5 дней согласно схеме выданной Обществом появилась аллергическая реакция. Данное обстоятельство подтверждается:
- фотографиями потребителя зафиксировавшие состояние кожи во время ее обострения при применении косметики LAMORAGE серии Premium;
- претензией Шокаровой ЗА. об отказе от исполнения договора купли продажи N 3 от) 5.01.2015 г. и возмещения убытков;
- справкой районной поликлиники г. Чегем, о том, что Шокарова З.А. находилась на амбулаторном лечении у дерматолога с диагнозом острая крапивница с 20.01.2015 г, по 26.01.2015 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение пп. 11 п. 15; п. 12; п. 15; п. 23; п. 53 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N N 55 от 19.01.1998 и
ст. ст. 4,
5,
9,
10 закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" ООО "БЬЮ МОНД", осуществлена продажа набора для лица LAMORAGE (из 9 предметов) серии Premium изготовитель "A. MESHI INDUSTRIES) 8 Shimon Haborseki St. Industrial Area, Bat Yam 59598 Israel (Израиль) без необходимой и достоверной информации для потребителей о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, ограничениях (противопоказаниях) для применения, сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, идентифицировать продукцию в соответствии с представленными документами - декларациями о соответствии невозможно, так как отсутствует наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие), дата прекращения действия декларации о соответствии, а также отсутствуют сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию, следовательно имеет место события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ "Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан".
Таким образом, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике от 28.04.2015 N 257 о привлечении общества с ограниченной ответственности "Бью Монд" к административной ответственности по
части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей является законным и обоснованным.
Административным органом была полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная действующим административным законодательством. Наказание назначено в пределах санкции.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Соответственно заявление ООО "Бью Монд" к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным постановления административного органа от 28.04.2015 N 257 о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей не подлежит удовлетворению, поскольку административный орган действовал в пределах компетенции и права ООО "Бью Монд" в связи с привлечением к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного и руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2015 по делу N А20-1685/2015 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Бью Монд" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
С.А.ПАРАСКЕВОВА