Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2012 по делу N А63-8965/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А63-8965/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А63-8965/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. по делу N А63-8965/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У. судей Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО СП "Чапаевское" (ИНН 2623017888; ОГРН 1042600618500, СК Шпаковский район с. Казинка ул. Ленина 71) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2011 по делу N А63-8965/2011 (судья Быкодорова Л.В.), по заявлению ООО СП "Чапаевское" к отделению надзорной деятельности по Шпаковскому району ГУМЧС России по Ставропольскому краю (СК г. Михайловск пер. Промышленный 31 А) и Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (ИНН 2635077144; ОГРН 1042600336349, СК г. Ставрополь ул. 8 Марта 164 а) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от ООО СП "Чапаевское" - Тихомирова А.И.; в отсутствие представителя отделения надзорной деятельности по Шпаковскому району Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, Управления МЧС России по Ставропольскому краю,
установил:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2011 отказано в удовлетворении заявления ООО сельскохозяйственного предприятия "Чапаевское" (далее - общество, заявитель) к отделению надзорной деятельности по Шпаковскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (далее - отделение, административный орган) и Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (далее - управление) об оспаривании постановления от 01.08.2011 N 262 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Судебный акт мотивирован пропуском срока обжалования постановления без уважительной причины.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела. В частности, считает, что срок обжалования постановления пропущен по объективным причинам, суд необоснованно отказал в его восстановлении и нарушил права общества на судебную защиту. Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения и утверждает, что соответствующие доказательства представлялись при проведении проверки, но не были приняты проверяющим лицом. Кроме того, общество указывает на несоблюдение административным органом процедуры назначения наказания в части надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отделение и управление отзывов на апелляционную жалобу и представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие отделения и управления, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке
статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 18.01.2012 по 25.01.2012.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями
статей 268 -
271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 01.07.2011 N 322 отделением проведена проверка общества на соблюдение законодательно установленных обязательных требований (т. 3 л.д. 7 - 8).
По результатам проверки 26.07.2011 составлен акт N 322, а 28.07.2011 в отношении общества составлен протокол N 262 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса (т. 3, л.д. 10 - 15). В данных документах зафиксировано, что в условиях особого противопожарного режима обществом нарушены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ 01-03 (утверждены Приказом МСЧ РФ от 18.06.2003 N 313) (далее - ППБ 01-03),
Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Нормы пожарной безопасности). В частности, указано на то, что:
1. Распорядительными документами (приказами) не установлен противопожарный режим (
пункт 15 ППБ 01-03);
2. Не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого участка (склада, административного корпуса, топливораздаточного пункт и т.п.) (
пункт 6 ППБ 01-03);
3. Во всех производственных и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений на видных местах не вывешены таблички с указанием работника, ответственного за пожарную безопасность, инструкции о мерах пожарной безопасности, номеров телефонов вызова пожарной охраны (
пункт 13 ППБ 01-03);
4. Для всех складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (
пункт 33 ППБ 01-03);
5. На объекте не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (
приложение 3 ППБ 01-03);
6. Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (
пункт 31 Норм пожарной безопасности);
7. Работники организаций допускаются к работе без проведения с ними противопожарного инструктажа (
пункт 7 ППБ 01-03);
8. Не разработана и не утверждена приказом (распоряжением) руководителя организации программа проведения вводного инструктажа (
пункт 14 Норм пожарной безопасности);
9. Первичные средства пожаротушения не пронумерованы, не заведен журнал учета огнетушителей (
приложения 3 ППБ 01-03);
10. На окнах административного корпуса установлены глухие металлические решетки (
пункт 40 ППБ 01-03).
Постановлением от 01.08.2011 N 262 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 рублей (т. 3 л.д. 19 - 20).
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В силу
статьи 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" особый противопожарный режим может устанавливаться решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Из материалов дела видно, что постановлением Администрации муниципального образования Казинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 17.07.2011 N 74 во исполнение распоряжения Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 N 144-р на территории муниципального образования (место нахождение общества) введен особый противопожарный режим на период с 07.07.2011 по 01.10.2011. Согласно приложению N 1 к данному постановлению руководитель общества Сокол А.Г. является членом оперативного штаба по предотвращению возникновения пожаров и ликвидации последствий их возникновения (т. 3, л.д. 17 - 18).
Совершение обществом вменяемого правонарушения подтверждается вышеназванными актом проверки и протоколом об административном правонарушении. Акт подписан руководителем общества без замечаний, а в протоколе имеются признательные показания указанного должностного лица. Кроме того, 01.08.2011 общество письменно проинформировало административный орган о частичном устранении нарушений и представило соответствующие документы (т. 3, л.д. 16).
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные в заявлении документы ранее представлялись при проведении проверки, подлежит отклонению, поскольку опровергается изложенными в протоколе об административном правонарушении объяснениями руководителя общества об устранении выявленных нарушений в будущем по мере поступления денежных средств.
Не соглашается суд и утверждением общества о несоблюдении административном органом процедуры производства по административному делу, т.к. законный представитель общества (руководитель) принимал участие при составлении протокола об административном правонарушении, в протоколе имеется его подпись о разъяснении ему прав и обязанностей, в протокол занесены вышеупомянутые объяснения за подписью лица, давшего объяснения
В материалах дела также имеется подписанное руководителем общества определение от 28.07.2011 о назначении места и времени рассмотрения административного дела на 01.08.2011 в 10 ч 00 мин (т. 3, л.д. 9).
Постановление о привлечении к административной ответственности от 01.08.2011 также подписано руководителем общества, ему также были разъяснены права и обязанности.
Обществом также не оспаривается, что оспариваемое постановление получено им в день вынесения, т.е. 01.08.2011.
С заявлением об оспаривании постановления общество обратилось в арбитражный суд 18.10.2011, что подтверждается штемпелем входящей корреспонденции (том. 1, л.д. 99).
Ходатайство общества обоснованно ссылками на длительную нетрудоспособность и последующее увольнение штатного юриста, нахождение руководителя в командировке.
Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд первой инстанции правомерно указал, что нетрудоспособность штатного специалиста не препятствует иному представителю общества (руководителю или замещающему его лицу) своевременно обратиться в суд самостоятельно либо обеспечить такое обращение путем привлечения внештатного специалиста или специализированной организации.
Апелляционный суд также считает, что внутренние организационные проблемы заявителя - юридического лица не могут рассматриваться в качестве уважительных причин для восстановления срока на подачу жалобы и руководствуется позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в
абзаце четвертом пункта 14 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" применительно к апелляционному обжалованию судебных решений.
Пропуск срока, предусмотренного
частью 2 статьи 208 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования об оспаривании решения административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Изложенное означает, что основания для отмены судебного решения не имеется, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 4 статьи 208 АПК РФ,
частью 5 статьи 30.2 Кодекса,
пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
В этой связи уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы госпошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату на основании
подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь
статьями 104,
268 -
271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2011 по делу N А63-8965/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выдать ООО СП "Чапаевское" справку на возврат из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий
М.У.СЕМЕНОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Д.А.БЕЛОВ