Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2024 N Ф08-14031/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 N 16АП-2788/2023 по делу N А63-11722/2022
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.


Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 N 16АП-2788/2023 по делу N А63-11722/2022
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2023 г. по делу N А63-11722/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2023. Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Макаровой Н.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаева Мухтара Мдалиевича - Жуковой М.В. (по доверенности от 22.08.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А6311722/2022, принятое по иску Прокуратуры Ставропольского края в интересах Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаеву Мухтару Мдалиевичу, с. Турксад, ОГРНИП: 304264602600021, ИНН: 261302130996, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Ставропольскому краю, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, ГКУ "Левокумское лесничество", о расторжении договора аренды лесного участка от 08.07.2016 N 458,
установил:
Прокуратура Ставропольского края (далее - прокуратура) в интересах Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаеву Мухтару Мдалиевичу (далее - предприниматель) о расторжении договора аренды лесного участка от 08.07.2016 N 458.
Определением от 29.08.2021 суд по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Ставропольскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ставропольскому краю и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А6311722/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А63-11722/2022 Прокуратура Ставропольского края обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу глава крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаев Мухтар Мдалиевич, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
15.08.2023 судом объявлен перерыв в судебном заседании на 22.08.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ, суд обязал стороны провести акт осмотра лесного участка с кадастровым номером 26:22:000000:91/1.
18.08.2023 от Прокуратуры Ставропольского края поступило ходатайство о приобщении акта осмотра от 18.08.2023.
Определением суда от 22.08.2023 судебное заседание отложено, суд обязал сторонам повторно провести акт осмотра лесного участка с кадастровым номером 26:22:000000:91/1 с применением средств фото-видео фиксации, приложив полномочия лиц производивших осмотр и подписавших акт.
29.09.2023 от Прокуратуры Ставропольского края поступило ходатайство о приобщении акта осмотра от 28.09.2023.
03.10.2023 от представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаева Мухтара Мдалиевича поступила телефонограмма, мотивированная тем, что представитель не знал о проведении судебного заседания без использования системы видеоконференц-связи, в связи с чем просит отложить судебное разбирательства для возможности участвовать в судебном заседании.
Определением суда от 03.10.2023 судебное разбирательство отложено на 24.10.2023.
В судебном заседании представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаева Мухтара Мдалиевича возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А63-11722/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А63-11722/2022 следует отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды лесного участка от 08.07.2016 N 458 (далее - договор аренды) министерство предоставило предпринимателю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1 га, местоположение: Нефтекумский муниципальный район, квартал 5 части выделов 2,4 Нефтекумское участковое лесничество, Левокумское лесничество с кадастровым номером 26:22:000000:91/1, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 26:22:000000:91, площадью 10054000 кв. м (далее - лесной участок).
В соответствии с пунктом 4 договора аренды лесной участок передается предпринимателю в целях использования лесов для строительства нежилого складского помещения, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, установки металлических емкостей.
Согласно пункту 2.1 проекта освоения лесов на данный земельный участок цельный лесной участок площадью 1 га передан лесопользователю в аренду для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, а именно: установка опор оптоволоконной линии.
В силу подпункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 3 проекта освоения лесов на указанном лесном участке существующих объектов инфраструктуры не имеется. В процессе его реализации на лесном участке планируется размещение следующих объектов лесной инфраструктуры: пожарный наблюдательный пункт, 3 навеса, аншлаг, обустроенное место для разведения костра и отдыха (в том числе наземная туалетная кабина).
Кроме того, в пункте 4 проекта освоения лесов на указанный лесной участок предусмотрено размещение в его границах следующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: линия электропередач, пункт электрический распределительный, трубопровод, цистерна (бак), резервуар и другие емкости.
Срок аренды 49 лет с 08.07.2016 года по 07.07.2065 (пункт 23 договора).
Прокуратурой проведен анализ исполнения лесного законодательства, в ходе которого в деятельности предпринимателя выявлены нарушения при использовании лесного участка. Проведенным осмотром лесного участка установлено, что он огорожен забором, на его территории расположен бетонный завод: административное здание, навес, под которым расположены шины, деревянные поддоны и строительные материалы, кучи щебня и песка, строительный мусор, непосредственно растворно-бетонный узел (далее - РБУ), автостоянка с навесом, 3 миксера, КАМАЗ и другой транспорт.
Согласно пункту 18 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Приказ N 434) граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута обязаны использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, права постоянного (бессрочного) пользования, разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Использование предпринимателем лесного участка с нарушением его целевого назначения, для деятельности бетонного завода послужило основанием для обращения прокуратуры с рассматриваемым иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" пришел к выводу, что поскольку в процессе рассмотрения дела предприниматель освободил лесной участок от растворно-бетонного узла, вывез щебень и песок, 3 миксера, что подтверждено актом осмотра объекта N 1 от 31.03.2023 требования о расторжении договора аренды лесного участка от 08.07.2016 N 458 не подлежат удовлетворению.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующие.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 с т. 89 ЛК РФ)
Частью 1 ст. 7 ЗК РФ закреплены, что земельные участки по целевому назначению подразделяются на категории.
При этом указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли используются с установленным для них целевым назначением.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 26:22:000000:91/1 относится к землям лесного фонда.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса закреплено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Из материалов дела следует, что положительным заключением N 13-446 одобрен и утвержден проект освоение лесов для строительства реконструкции, эксплуатации линейного объекта индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдуллаевым М.М. на предоставленном в аренду лесном участке площадью 1 га, расположенном на части выделов 2, 4 квартала 5 (Нефтекумское) Нефтекумского участкового лесничества Левокумского лесничества к реализации.
Пунктом 3.1 проекта освоение лесов предусмотрены характеристики существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение.
Исходя из таблицы 8 предусмотрен проектируемый объект пожарный наблюдательный пункт - деревянное или металлическое, сборно-разборного типа, размерами 12 м на 10 м.
При этом, в ходе проверки прокуратуры и осмотра земельного участка по поручению апелляционной инстанции указанному в определение от 22.08.2023 и 03.10.2023, установлено здание, которое не соответствует вышеуказанным требованиям.
Суд апелляционной инстанции в рамках рассмотрения апелляционной жалобы повторно обязал провести осмотр земельного участка и по результатам составить акт осмотра.
Согласно акту осмотра от 28.09.2023 установлено, что в границах территории лесного участка с кадастровым номером 26:22:000000:91/1, расположены объекты строительства в виде административного одноэтажного здания, навесов, в том числе, под автостоянку транспорта, осветительные столбы, 3 металлических емкости, электрический щит, деревянно-металлический вагон. Указанная часть лесного участка залита асфальтом и огорожена по всему периметру цельным металлическим забором высотой ориентировочно 2 м, имеются въездные ворота. За пределами огороженной части данного участка, произрастают кустарники (к акту от 28.09.2023 приложены фотоматериалы).
Согласно п. 5.4 Проекта освоения лесов указано, что в связи с тем, что очаги загрязнений и иных негативных воздействий на лесном участке отсутствуют, соответствующая тематическая лесная карта не приводится.
В заключении проекта освоение лесов указано, что все намеченные хозяйственные мероприятия соответствуют действующим нормативным документам, учитывают экологические требования и направлены на рациональное использование лесного фонда и на сохранение биоресурсов.
Вместе с тем, ответчиком проведены мероприятия отсутствующие в вышеуказанном проекте, а именно покрытие выдела лесного участка песчано-гравийными смесями, установка забора, установка бетонной отмостки здания, объект административного одноэтажного здания, деревянно-металлический вагон, которые не предусмотрено пунктом 4 Проекта освоения лесов (т. 1, л.д. 79, 82).
В соответствии с ч. 6 ст. 11 ЛК РФ запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей (пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ), не допускается.
Частью 8 ст. 11 ЛК РФ закреплено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки,
Вместе с тем часть земельного лесного участка огорожена забором, что не соответствует названным требованиям и проекту освоения лесов.
Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя, установленная в ходе проведения проверки прокуратурой края, а также допущенные нарушения проекта освоение лесов позволяет применить положения ч. 2 ст. 24 ЛК РФ, а также ст. 619 ГК РФ и досрочно расторгнуть договор аренды.
Кроме того, фактическое осуществление деятельности бетонного завода, а впоследствии не приведение участка в соответствии с требованиями лесного законодательства и проекта основания леса свидетельствует о злоупотреблении индивидуальным предпринимателем своим правом и наличие намерений причинить вред.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в рассматриваемом случае нарушение договора должно быть не только значительным, но и актуальным (не устраненным) на момент принятия судом решения.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нецелевого использования лесного участка, нарушение ответчиком норм лесного законодательства при использовании лесного участка, что является существенным нарушением со стороны арендатора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о расторжении договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Обязанность арендатора возвратить имущество арендодателю возникает при прекращении арендных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством и договором аренды, в том числе, в результате расторжения договора по соглашению сторон или в случаях одностороннего отказа от договора, когда такой отказ предусмотрен законодательством и договором аренды (статьи 450.1, 610, 619, 620 ГК РФ).
В отсутствие правовых оснований для занятия участка с учетом удовлетворения требования о расторжении договора ИП глава КФХ Абдуллаев Мухтар Мдалиевич обязан возвратить участок, в связи с чем требование истца о возврате земельного участка также подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции неполно исследовал обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, что в силу пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с положениями части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.06.2023 по делу N А6311722/2022 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования прокуратуры Ставропольского края удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды лесного участка от 08.07.2016 N 458 о предоставлении ИП главе КФХ Абдуллаеву Мухтару Мдалиевичу во временное пользование лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1 га, расположенного по адресу: Нефтекумский муниципальный район, квартал 5 части выделов 2,4 Нефтекумское участковое лесничество, Левокумское лесничество с кадастровым номером 26:22:000000:91/1, заключенный с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Обязать ИП главу КФХ Абдуллаева Мухтару Мдалиевичу возвратить указанный лесной участок министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы КФХ Абдуллаева Мухтара Мдалиевича (ОГРНИП 304264602600021, ИНН 261302130996) в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины по иску и 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ЖУКОВ
Судьи
Н.В.МАКАРОВА
Ю.Б.ЛУГОВАЯ