Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2023 N Ф09-8484/23 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 N 17АП-8039/2023-АК по делу N А50-10178/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 N 17АП-8039/2023-АК по делу N А50-10178/2023
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2023 г. N 17АП-8039/2023-АК
Дело N А50-10178/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя, Каменских К.С., по доверенности от 28.10.2022, предъявлено служебное удостоверение;
представителя заинтересованного лица, Симоновой Н.А., действующей по доверенности от 21.08.2023, предъявлены паспорт, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Аняновой Венеры Василовны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 июня 2023 года
по делу N А50-10178/2023
по заявлению заместителя главного государственного инспектора Краснокамского городского округа по пожарному надзору 15 Отела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснокамскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442) Каменских Константина Сергеевича
к директору общества с ограниченной ответственностью "Пожарный гарнизон - Пермь" (ОГРН 1115908000955, ИНН 5908047740) Аняновой Венере Василовне о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Заместитель главного государственного инспектора Краснокамского городского округа по пожарному надзору 15 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснокамскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю Каменских Константин Сергеевич (далее - административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью "Пожарный гарнизон - Пермь" (далее - Общество, ООО "Пожарный гарнизон - Пермь") Аняновой Венеры Василовны к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены, директор общества Анянова Венера Василовна привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Анянова В.В. обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе ссылается на то, что судом не установлено событие административного правонарушения; выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела, подтверждаемым доказательствами, содержащимися в материалах дела; судом не принято во внимание нарушение существенных требований к составлению протокола; судом проигнорированы грубые ошибки, допущенные заявителем при подготовке материалов дела о привлечении к административной ответственности; при наличии которых судом должно быть прекращено рассмотрение дела; нарушенные нормы пожарной безопасности являются недействующими нормативно-правовыми актами на момент допущения административного правонарушения. По мнению заявителя жалобы, часть вмененных нарушений не являются правонарушениями или не имеют состава правонарушения, не могут быть основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица - Директора обслуживающей организации.
Административным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, по существу которого с доводами апелляционной жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Аняновой В.В. и административного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом из материалов дела, ООО "Пожарный Гарнизон-Пермь" осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 24.12.2015 N 59-Б/00317.
На основании договора оказания услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации в ОМСР г. Перми, г. Краснокамск от 05.08.2022 N 1056500002922000142, заключенного с государственным бюджетным учреждением Пермского края "Центр комплексной реабилитации инвалидов" (заказчик), ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" (исполнитель) оказывает услуги по техническому обслуживанию смонтированной на объекте, в том числе по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 6, системы пожарной сигнализации.
На указанном объекте на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 27.03.2023 N 9 07.04.2023 проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности.
В ходе проверки были выявлены и отражены в акте выездной проверки от 07.04.2023 нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
1) на объекте защиты в помещениях установлено по два извещателя, включенных по логической системе "ИЛИ" для осуществления формирования сигналов управления системой оповещения 2-го типа. Установленные извещатели пожарные дымовые ИП-212-45 не удовлетворяют рекомендации в приложении Р (не производят анализ физических характеристик факторов пожара и (или) динамики их изменения и не выдают информацию о своем техническом состоянии (например, запыленности), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 52, 54, 83, 103 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ" (далее - Правила N 1479), п. 14.2 приложения Р СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009);
2) на объекте защиты в помещении коридора, в помещении приема пищи, в бытовых помещениях (помещения NN 7-9, 11) автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (при имитации срабатывания пожарной сигнализации от дымового пожарного извещателя в помещении приема пищи N 7 согласно тех. паспорта, световые оповещатели "Выход", звуковой, тонированный сигнал (сирена, тонированный сигнал и др.) системы оповещения и управления эвакуации не включались), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 52, 54, 83, 84, 91, 103 Закона N 123-ФЗ), п.п. 16 "о", 54 Правил N 1479, п. 3.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009);
3) на объекте защиты в помещении, где установлены контрольно-приемные приборы, лампа аварийного освещения не исправна (не включалась при пропадании питания основного (рабочего) освещения, а также по сигналам систем пожарной сигнализации или вручную), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 52, 54, 83, 84, 91, 103 Закона N 123-ФЗ, п. 13.14.12 СП 5.13130.2009, п. 7.6.1 СП 52.13130.2016 "Свод правил. Естественное и искусственное освещение";
4) на объекте защиты складское помещение туалета для посетителей (в помещении N 17 согласно тех. паспорта) не защищено системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией (элементы отсутствуют), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 52, 54, 83, 84, 91, 103 Закона N 123-ФЗ, п.п. 16 "о", 54 Правил N 1479, п.п. 4.4, 4.8, 4.9, 9.2, 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539, (далее - СП 486.1311500.2020);
5) на объекте защиты кабельные изделия шлейфов систем противопожарной защиты (пожарной сигнализации) смонтированы кабельными изделиями маркировки LS (при требуемой маркировке FRLS), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 82, 103, 145, 146 Закона N 123-ФЗ, п. 54 Правил N 1479, п. 13.15.3 СП 5.13130.2009, п.п. 4.8, 4.9 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115 (далее - СП 6.13130.2013);
6) на объекте защиты отсутствуют кабельные линии системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, состоящие из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная в коробах, гибких трубах) при этом не подтверждено, что указанная кабельная линия обеспечивает сохранность работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения ею функций и эвакуации людей в безопасную зону (сертификаты на кабельную линию не представлены), в чем административным органом усмотрено нарушение ст. 1, 4, 6, 82, 83, 103, 145, 146 Закона N 123-ФЗ, п.п. 16 "о", 54 Правил N 1479, п.п. 4.8, 4.9 СП 6.13130.2013, п.п. 3.1, 3.2, 3.3 ГОСТ Р 53316-2009. Национальный стандарт Российской Федерации "Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 92-ст (далее - ГОСТ Р 53316-2009.
Установив, что обслуживанием систем обеспечения пожарной безопасности на спорных объектах занимается ООО "Пожарный Гарнизон-Пермь", административный орган составил в отношении его директора протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 17.04.2023 N 72, составленный в отношении директора общества, вместе с заявлением о привлечении ее к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях должностного лица общества состава вмененного правонарушения и привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Изучив материалы настоящего дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
С 01.01.2021 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение о лицензировании, Положение N 1128).
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктом "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (п. 5 Положения о лицензировании).
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
При исследовании обстоятельств дела суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 123-ФЗ установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, но и при техническом обслуживании и эксплуатации объектов защиты.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В ч. 1 ст. 83 Закона N 123-ФЗ установлено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Частью 2 ст. 82 Закона N 123-ФЗ и п. 4.8 СП 6.13130.2013 предусмотрено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях перечислены в ст. 84 Закона N 123-ФЗ.
В силу пп. "о" п. 16 Правил N 1479 на объектах защиты запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4-го типа по оборудованиям противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в приложении Р. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". Расстановка извещателей осуществляется на расстоянии не более нормативного (п. 14.2 СП 5.13130.2009).
В соответствии с п. 13.15.3 СП 5.13130.2009 выбор электрических проводов и кабелей, способы их прокладки для организации шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации должен производиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325, требованиями настоящего раздела и технической документации на приборы и оборудование системы пожарной сигнализации.
В силу п. 4.9 СП 6.13130.2013 работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315. и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.
В соответствии с п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 кв. м; температура воздуха в пределах от 18 °C до 25 °C при относительной влажности не более 80%; наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать; освещенность помещений: при естественном освещении не менее 100 лк; от люминесцентных ламп не менее 150 лк; от ламп накаливания не менее 100 лк; при аварийном освещении не менее 50 лк; наличие естественной или искусственной вентиляции согласно; наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.
Согласно п. 3.3 СП 3.13130.2009 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.
В соответствии с п. 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов; чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2). Примечание - в лифтовых холлах и безопасных зонах предусматривается установка только СПС.
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлено и материалами дела подтверждается, что при осуществлении лицензионного вида деятельности Общество, руководителем которого является Анянова В.В., приняло на себя в рамках заключенного с Учреждением договора обязанность по техническому обслуживанию смонтированной на объекте, в том числе по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Шоссейная, д. 6.
В п. 2.2 Технического задания на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации, являющегося приложением 1 к Договору указано, что оказание услуг помимо прочего должно включать проведение плановых профилактических работ, работ по устранению неисправностей и проведение текущего ремонта в соответствии с условиями контракта, оказание помощи заказчику в вопросах правильной эксплуатации, осуществление плановых регламентных работ, необходимых для содержания объектовых станций в дежурном режиме работы, замену исполнителем вышедших из строя при эксплуатации расходных материалов.
Исходя из условий Договора, Общество приняло на себя обязанность осуществлять работы по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре. В случае выявления неисправностей, о них необходимо уведомлять заказчика с оформлением соответствующего акта, а также предпринять меры для устранения выявленных нарушений.
В силу статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) к нормативному регулированию, в том числе относится техническое регулирование в области пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Исходя из указанных норм, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В соответствии с пунктом 54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что административным органом в ходе проверки выявлено, что при осуществлении лицензионного вида деятельности общество, руководителем которого является Анянова В.В. приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту смонтированных на объекте установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, возложило на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий).
Таким образом, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
С учетом указанных норм, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, общество обязано выявить неисправности и несоответствия систем обеспечения пожарной безопасности на спорных объектах и незамедлительно сообщить об этом заказчику, а также предпринять все зависящие от него, как ответственного лица, для устранения выявленных нарушений.
Факт нарушения требований пожарной безопасности установлен судом, подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств (в том числе заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Пермскому краю" от 06.04.2023 N 27-3-7/8 (л.д. 75-81), актами проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения охранно-пожарной безопасности зданий и сооружений по Договору от 05.08.2022, 06.02.2023, 23.03.2023 (л.д. 43-45), актом выездной проверки от 07.04.2023 (л.д. 65-67), протоколом об административном правонарушении от 17.04.2023 N 72 (л.д. 10-13), протоколом осмотра от 03.04.2023 (л.д. 71), протоколом инструментального обследования от 03.04.2023 (л.д. 72), фототаблицей (л.д. 73), Договором (л.д. 55-61).
В данном случае, несоблюдение руководителем общества перечисленных выше нормативных требований, предъявляемых к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, является грубым нарушением лицензионных требований, поскольку влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Соответственно, доказанным в настоящем деле является событие вменяемого административного правонарушения в действиях (бездействии) Аняновой Венеры Василовны, являющейся должностным лицом (директором) общества "Пожарный Гарнизон - Пермь".
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В рамках настоящего дела рассматривается вопрос о привлечении Аняновой В.В. (директора общества) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае судами установлено, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение Аняновой В.В. своих организационно-распорядительных или административных функций выразилось в непринятии необходимых мер для обеспечения требований при производстве работ по обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При этом директор общества не предвидела наступления вредных последствий, хотя должна и могла их предвидеть.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что в помещениях приема пищи и коридоре отсутствует система автоматической пожарной сигнализации, в связи, с чем Общество не несет ответственность за объекты, не указанные в договоре, апелляционным судом отклоняются.
Согласно материалам дела элементы системы пожарной сигнализации в помещениях приема пищи и коридоре имеются, при этом, при имитации срабатывания пожарной сигнализации от дымового пожарного извещателя в помещении приема пищи N 7 согласно тех. паспорта, световые оповещатели "Выход", звуковой, тонированный сигнал (сирена, тонированный сигнал и др.) системы оповещения и управления эвакуации не включились).
Доводы о том, что лампа аварийного освещения была исправна до проведения проверки, в связи, с чем отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении, также отклоняются.
"07" апреля 2023 года в 15 часов 00 минут, по адресу: г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 6 во исполнение решения заместителя главного государственного инспектора Краснокамского городского округа по пожарному надзору Каменских К.С. N 9 от 27.03.2023 о проведении плановой выездной проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, проведена плановая выездная проверка в отношении ГБУ ПК "ЦКРИ" по адресу: г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 6.
При контроле работоспособности системы противопожарной защиты автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, комиссией в составе: заместителя начальника 15 ОНДиПР по Краснокамскому городскому округу Каменских К.С, дознавателя 15 ОНДиПР Кошкина М.А., представителя ГБУ ПК "ЦКРИ" по доверенности Лихачевой О.А., инженера ООО "Пожарный гарнизон-Пермь" Кислицина В.В. Кухара В.В., старшего инженера сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ФГБУ "СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по Пермскому краю", Макарова А.С., старшего инженера сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ФГБУ "СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по Пермскому краю"; проведено опробирование систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании и помещениях ГБУ ПК "ЦКРИ" по адресу: г. Краснокамск, ул. Шоссейная, 6 и выявлены нарушения лицензионных требований:, которые отражены в акте выездной проверки от 07.04.2023 N 9, зафиксированы в заключениях ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ по Пермскому краю" от 06.04.2023 N 27-3-7/8.
Доводы о том, что помещение склада, размещенное в туалете, не подлежит защите АПС также не находит своего подтверждения.
Как следует из материалов дела, на объекте защиты, складское помещение туалета для посетителей (в помещении N 17 согласно тех. паспорта) не защищено системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управлением эвакуацией (элементы отсутствуют).
Требования к защите помещений АПС предусмотрены п.п. 4.4, 4.8, 4.9, п.п. 9.2, 11 таблицы 1 Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности".
Обеспечение помещений с мокрыми процессами не вменялось.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Аняновой В.В. возможности для соблюдения требований действующего законодательства за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, препятствий по его несоблюдению материалы дела не содержат.
На ответчике, как на лице, имеющем соответствующую лицензию, в силу закона лежит обязанность по надлежащему техническому обслуживанию систем АПС и СОУЭ, а при выявлении несоответствия средств пожарной защиты установленным требованиям пожарной безопасности - по извещению об этом Заказчика и по согласованию с ним принятие соответствующих мер по надлежащему функционированию противопожарных систем, что ответчиком проигнорировано. Наряду с условиями указанного договора ответчик, имеющей лицензию и выполняющее работы в соответствии с контрактом и лицензией, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, отступления от этих требований организацией, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, недопустимы.
Таким образом, следует признать, что, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ответчик обязан предпринимать все зависящие от него, как ответственного лица, меры для устранения выявленных нарушений.
В противном случае лицензиату следовало при установлении несоответствия систем АПС и СОУЭ установленным требованиям пожарной безопасности не заключать контракт на техническое обслуживание объекта, несоответствующего нормам пожарной безопасности пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре за плату или отказаться от их исполнения, если владелец таких систем не устраняет выявленные нарушения.
Данные действия ответчика свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении технического обслуживания средств обеспечения пожарной безопасности здания и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами и не соответствуют целям обеспечения пожарной безопасности и надежности систем противопожарной защиты, закрепленным в статье 51 Федерального закона N 123-ФЗ, так как не выполнены все условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе направленных на своевременную и безопасную эвакуацию людей в случае пожара, до наступления предельных значений опасных факторов пожара.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно подтвержден вывод административного органа о наличии в действиях должностного лица общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Иного материалы дела не содержат.
Доводы заявителя жалобы о том, что административным органом в протоколе об административном правонарушении указано на нарушение норм, не действовавших на момент разработки и утверждения Рабочего проекта автоматической пожарной сигнализации (Правила N 1479), были предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Положения Правил N 1479, нарушение которых вменяется ответчику, аналогичны положениям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 и утративших силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1034 и утверждением новых Правил N 1479. Кроме того, в вину ответчику вменяется несоблюдение норм и правил требований пожарной безопасности (помимо Правил N 1479), действовавших на момент проектирования автоматической пожарной сигнализации на спорном объекте.
Кроме того, апелляционный суд исходит из того, что Проект РП-2014-АПС (от 2014 года) разработан в период действия Федерального закона N 123-ФЗ, СП 6.13130.2013, ГОСТ Р 53316-2009. Правила противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, обязательные требования, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" указанный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения, содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации указанных выше положений перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, размещен на официальном сайте МЧС России (далее - Перечень НПА).
В Перечне НПА содержатся Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР в РФ).
Следовательно, Технический регламент и ППР в РФ являются документами, содержащими обязательные требования по пожарной безопасности.
Привлечение директора общества к административной ответственности осуществлено судом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации нарушения в качестве малозначительного деяния судом не установлено (статья 2.9 КоАП РФ). Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не явствует.
В силу положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ к заинтересованному лицу не может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения, поскольку в рассматриваемом случае установленные административным органом нарушения требований пожарной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе детей) в случае непринятия руководителем общества достаточных мер, направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий таких ситуаций.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае назначенное директору общества административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - 5000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы оценены апелляционным судом и подлежат отклонению, как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного оснований для отмены или изменения судебного акта, удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июня 2023 года по делу N А50-10178/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.С.ГЕРАСИМЕНКО
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Ю.В.ШАЛАМОВА