Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 N 17АП-14244/2023-ГК по делу N А50-18995/2022
Требование: О сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 N 17АП-14244/2023-ГК по делу N А50-18995/2022
Требование: О сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2024 г. N 17АП-14244/2023-ГК
Дело N А50-18995/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии от истца - Новикова О.В., паспорт, доверенность от 11.01.2022, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Дигас",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 октября 2023 года по делу N А50-18995/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дигас" (ОГРН 1025900920924, ИНН 5904015257)
к Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513),
третьи лица: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939), Пермское муниципальное унитарное предприятие "Городское коммунальное и тепловое хозяйство" (ОГРН 1025900892192, ИНН 590481443), некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (ОГРН 1145958003366, ИНН 5902990563), Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820), государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" (ОГРН 1175958027410, ИНН 5902044157),
об обязании сохранить нежилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дигас" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Свердловского района г. Перми (далее - ответчик, Администрация) о сохранении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева/Коминтерна 103/18, принадлежащего на праве собственности ООО "Дигас", в перепланированном и переустроенном состоянии, согласно технического плана от 18.09.2023 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, ООО "ПМУП "Городское коммунальное и тепловое хозяйство", НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома в Пермском крае", Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ст. 51 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что в рамках проведенной судебной экспертизы по делу произведенные истцом работы в нежилом помещении (кроме работ по организации дверного проема) отнесены к перепланировке. Ссылается на то, что истец не производил никаких работ по организации дверного проема; в документах отсутствуют пометки о самовольной перепланировке помещения.
Заявитель отмечает, что на момент проведения судебной экспертизы работы по капитальному ремонту не были завершены, в связи с чем обоснован вывод эксперта о том, что не устранены все дефекты и дом находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Однако даже после проведения всех работ по капитальному ремонту, учитывая возраст здания, его конструкции также останутся в ограниченно-работоспособном состоянии. Апеллянт полагает, что указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о проведенной истцом реконструкции, а не перепланировке. По мнению заявителя жалобы, новый собственник помещения несет ответственность за проведенную реконструкцию (даже прежним собственником) при условии, что при покупке помещения он знал о наличии самовольной реконструкции. В настоящем случае у истца отсутствовали сведения о самовольных перепланировке и (или) реконструкции помещения.
До начала судебного заседания от ответчика и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых они возражают против доводов жалобы, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от ответчика, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми поступили заявления о рассмотрении дела без их участия), что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Дигас" на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу г. Пермь ул. Куйбышева/Коминтерна д. 103/18, кадастровый номер 59:01:4410652:1179.
18.05.2021 должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края произведен осмотр нежилых помещений (кадастровый номер 59:01:4410652:1179, 59:01:4410652:1178) в многоквартирном доме N 103/18 по улице Куйбышева/Коминтерна г. Перми.
По результатам осмотра выявлены признаки перепланировки, переустройства и реконструкции помещения с кадастровым номером 59:01:4410652:1179, установлено следующее:
- отсутствие раковины и унитаза в помещении N 33 (номер помещения указан в соответствии с техническим планом на нежилое помещение);
- отсутствие двух из трех раковин в помещении N 30; - отсутствие дверного проема в перегородке длиной 0,88 м между помещениями NN 33,35;
- наличие дверного проема в перегородке длиной 1,53 м между помещениями NN 33, 35;
- наличие трех перегородок с тремя дверными проемами и четырех перегородок в помещении N 30;
- наличие дверного проема вместо оконного проема в наружной несущей стене фасада здания со стороны двора и входной группы в подъезд N 4;
- наличие входной группы на площади ориентировочно около 8 кв. м, представляющую собой 3 бетонных ступени высотой около 1 м, металлических перил, 2 опорных металлических труб высотой около 2 м и металлического навеса трапециевидной формы шириной около 3 м, длинной около 2,5 м, высотой около 0,5 м.
В помещении с кадастровым номером 59:01:4410652:1178 установлено следующее:
- отсутствие ванн в помещениях NN 39, 51;
- отсутствие одной из 2 раковин в помещении N 34;
- наличие раковины в помещении N 36;
- наличие унитаза в помещении N 38.
Информация о выявленных нарушениях направлена в Администрацию Свердловского района города Перми для принятия мер в рамках компетенции.
Истцом от Администрации было получено уведомление о необходимости приведения самовольно перепланированного и переустроенного помещения в прежнее состояние.
ООО "Дигас" обратилось в специализированную организацию ООО "Стэмп-Сервис", которая выдала заключение по техническому обследованию строительных конструкций и инженерных систем нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Куйбышева,103 в Свердловском районе города Перми, на предмет возможности дальнейшей безопасной эксплуатации.
Из представленного истцом заключения следует, что ООО "Дигас" в рамках проведения перепланировки и переустройства помещений были выполнены следующие работы: демонтаж самонесущих перегородок; устройство новых перегородок, заделка дверного проема и устройство нового; перемещение дверных проемов, переустройство сантехнического оборудования, внутренняя отделка помещения. Были демонтированы самонесущие перегородки в пом.30. Изменения показаны на "Плане демонтажных работ" в прил. 2.7 и на плане "После перепланировки". Специалистами ООО "Стэмп-Сервис" были сделаны выводы о том, что при демонтажных работах не затронуты основные несущие конструкции многоквартирного жилого дома в виде продольных несущих стен и междуэтажных железобетонных многопустотных плит перекрытия. Также не затронуты ограждающие конструкции помещения в виде внутренних стен. В несущих стенах не расширялись оконные проемы, а также не устраивались новые дверные приемы.
С целью узаконить проведенную перепланировку помещения истец обратился в арбитражный суд с иском о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание заключение эксперта в части пожарной безопасности, полагая, что истцом произведены перепланировка и реконструкция помещения, исходил из отсутствия доказательств того, что произведенная реконструкция не оказывает влияние на надежность и безопасность многоквартирного дома, а также в отсутствие того, что общество предпринимало меры для получения разрешения на реконструкцию помещения и согласия собственников МКД, несоответствия помещения требованиям пожарной безопасности; отказал в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом.
Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В силу пункта 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 названного Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 данного Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрет и не исключают полномочия органа местного самоуправления согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, может быть признан судом неправомерным, если представлены все необходимые документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
В Постановлении Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" указано, что под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, стены, перегородки, кровля относятся к конструктивным элементам здания.
В статье 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Документ, подтверждающий принятие положительного решения по данному вопросу, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (пункт 6 статьи 26 ЖК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке в установленном порядке не обращался.
Из материалов дела следует, что в результате осмотра нежилых помещений 18.05.2021 были выявлены признаки перепланировки, переустройства и реконструкции помещений (отсутствие раковины и унитаза в помещении, наличие дверного проема в перегородке длиной 1,53 м между помещениями, наличие перегородок с дверными проемами, наличие дверного проема вместо оконного проема в наружной несущей стене фасада здания).
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Из содержания п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ следует, что к общему имуществу относятся, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на организацию дверного проема в несущей стене дома не представлено.
Понятие реконструкции установлено в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) применительно к объектам капитального строительства.
Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) следует понимать изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ).
Из положений пунктов 6, 6.2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее реконструкцию объекта капитального строительства, обязано согласовать ее со всеми правообладателями объекта.
Указанная норма корреспондирует с нормами жилищного законодательства - ст. 36, 40, 44 ЖК РФ.
С целью установления возможности сохранения помещения в измененном виде судом первой инстанции была назначена экспертиза - для определения соответствия перепланированного помещения требованиям строительных норм и правил, а также правил в области пожарной безопасности, проведение которой поручено ООО "Бюро проектов "Оптимальное решение" Старкову Олегу Владимировичу и Хабга Ларисе Михайловне, а также эксперту в области пожарной безопасности ООО "БТИ" Казакову Алексею Геннадьевичу.
На разрешение экспертам были поставлены следующие вопросы:
1) обладают ли произведенные, в соответствии с заключением, выполненным ООО "СТЭМП-сервис", работы в нежилом помещении кадастровый номер 59:01:4410652:1179 по адресу ул. Куйбышева 103 г. Перми признаками перепланировки, переустройства или реконструкции?
2) произошло ли в результате произведенных работ в нежилом помещении кадастровый номер 59:01:4410652:1179 по адресу ул. Куйбышева 103 г. Перми присоединение к нему части общего имущества в многоквартирном доме, за счет уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме?
3) соответствует объект - нежилое помещение кадастровый номер 01:4410652:1179 по адресу ул. Куйбышева 103 г. Перми после произведенных работ требованиям строительных, градостроительных, санитарных и противопожарных норм и правил, предъявляемым к аналогичным строениям, затрагивают ли проведенные истцом работы конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности многоквартирного дома, создает ли сохранение объекта истца после произведенных работ, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает ли права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в том числе права собственников помещений в многоквартирном жилом доме?
В соответствии с представленным заключением ООО "Бюро проектов "Оптимальное решение", эксперты в области строительных норм и правил пришли к следующим выводам: работы, выполненные на исследуемом объекте с кадастровым номером 5901:4410652:1179, расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева 103, обладают признаками перепланировки, переоборудования (переустройства) и не относятся к реконструкции. Заключение ООО "Стэмп-Сервис" не соответствует фактической планировке помещения с кадастровым номером 59:01:4410652:1179 по адресу ул. Куйбышева 103 г. Перми. Экспертами сделан вывод, что в результате работ, произведенных в данном нежилом помещении, не установлен факт присоединения части общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, работы, выполненные на указанном объекте, не связаны с градостроительной деятельностью; помещение соответствует требованиям строительных и санитарных норм. Произведенные работы не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности многоквартирного жилого дома. Сохранение помещения в перепланированном и переустроенном виде не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, в том числе права собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Между тем, оценив представленное заключение экспертов в совокупности с иными документами, представленными в дело, в том числе данных технических паспортов, суд первой инстанции установил, что выводы экспертов о том, что работы, выполненные в помещении истца обладают признаками перепланировки, не являются обоснованными и не подтверждены документально, поскольку выводы экспертов о соблюдении истцом положений в области градостроительных норм и правил по перепланировке помещения сделаны лишь в части работ, выполненных истцом в период с 17.03.2021 до 10.05.2023, без указания на демонтаж оконного блока со стороны двора (4 подъезд), несмотря на то, что данные изменения описаны экспертами в заключении.
Исходя из данных технического паспорта МКД по ул. Куйбышева, 103, экспертами было установлено, что спорный дверной проем обозначен как окно, и в промежутке от 19.11.1957 до 20.10.1969 было внесено изменение, и данный проем был обозначен как дверной с установленной дверью. Отметок о самовольной реконструкции или перепланировке помещений, где расположен данный проем на оригинале данного листа технического паспорта не имеется. На плане инвентаризации от 20.08.1991 и плане от 21.01.1999 спорный проем также обозначен как дверной с установленной дверью.
Вместе с тем, на плане инвентаризации от 18.01.2001, от 22.01.2002 и от 13.11.2022 спорный дверной проем обозначен как оконный с установленным в него окном. Была вскрыта обшивка откоса и зафиксирован оштукатуренный откос, низ откоса на уровне низа окон первого этажа. Слабо просматривается след от демонтированной кирпичной кладки под окном. Цвет кирпича не отличается от целого кирпича, что говорит о том, что разобрана кладка была не в 2021 году, т.к. откосы были обшиты и материалы обшивки ветхие. Видно, что ремонт в помещении 1 (по плану от 10.05.2023) очень ветхий. В планах этажей от 18.01.2001, 22.01.2002, 13.11.2002 данный проем указан как оконный ошибочно.
На плане от 27.04.2011 данный проем вновь указан, также в техническом паспорте от 27.04.2011 есть сведения о собственнике помещения - с 2003 года собственником данного помещения является ООО "Дигас".
Также из описательной части заключения следует, что нежилое помещение, принадлежащее истцу, расположено на первом и подвальном этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 103. Здание имеет сложную форму в плане. Конструктивный тип здания - смешанный. Опорные столбы внутри жестких конструктивных блоков, ограниченных капитальными стенами из кирпича. Пространственная жесткость и устойчивость 8 обеспечивается прочным основанием в виде ленточного фундамента из бетона, жесткой конструктивной схемой с жесткими дисками междуэтажных перекрытий, а также устойчивой конфигурацией в плане. Обследованию подлежат несущие и ограждающие конструкции в границах обследуемого помещения. Наружные стены здания выполнены из глиняного кирпича на цементно-известковом растворе. Толщина стен составляет 680 мм. Наружная стена главного фасада по ул. Куйбышева, в границах первого этажа, усилена стальными обоймами в простенках между окнами. При этом экспертами сделаны предположительные выводы о том, что данные работы проводились не истцом, а в рамках капитального ремонта дома после его обрушения (части) в 2017 году.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела третьим лицом НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" заключения ООО "ВерхнекамПроект", выполненного в 2020 году, следует, что стены многоквартирного дома имеют повсеместно на уровне первого и цокольного этажа выкрашивание кирпичной кладки на глубину до 50 мм, стены со стороны подъездов повсеместно вертикальные наклонные трещины шириной раскрытия до 3мм, по кирпичной кладке, нарушение конструктивного проектного решения здания в виде реконструкции путем пристроя балкона к первому этажу, а также в уровне второго этажа в виде увеличения оконного проема и устройства двери в несущей наружной стене, и т.д. Дальнейшая эксплуатация здания многоквартирного дома по ул. Кубышева, 103 допускается при проведении мероприятий по усилению или восстановлению конструкций, находящихся в ограниченного работоспособном состоянии.
Специалистами ООО "ВерхнекамПроект" также установлено, что при визуальном обследовании обнаружены дефекты и повреждения, снижающие прочность устойчивость и жесткость несущих конструкций здания, в связи с чем рекомендуется выполнение комплекса ремонтных работ, а также проведение капитального ремонта здания.
Однако доказательства того, что после обследования ООО "ВерхнекамПроект" в отношении МКД по ул. Куйбышева, 103 был произведен капитальный ремонт и выполнены рекомендации, изложенные в заключении ООО "ВерхнекамПроект", в материалах дела отсутствуют, что также подтверждено экспертами в судебном заключении.
Кроме того, рассмотрев экспертное заключение, представленное ООО "БТИ" (относительно противопожарной безопасности), судом первой инстанции установлено, что эксперт Казаков А.Г. пришел к следующим выводам: эксплуатация рассматриваемых помещений общественного назначения с кадастровым номером 59:01:4410652:1179 по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 103 после проведенных перепланировок создает угрозу жизни и здоровью граждан, как находящихся в данных помещениях, так и для людей, находящихся в жилом многоквартирном доме, ввиду того, что рассматриваемые помещения и помещения многоквартирного дома это единый пожарный отсек.
Экспертом в описательной части заключения установлено, что на фрагменте плана первого этажа от 20.10.1969 проведена самовольная реконструкция части фасада без проектных решений, оконный проем изменен в дверной, в результате проведенных работ выявлено нарушение требований ст. 53 Закона Российской Федерации от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - не обеспечена безопасная эвакуация людей через вновь обустроенный эвакуационный выход вследствие его конструктивного исполнения.
Экспертом указано, что исходя из результатов проведенного пожарно-технического обследования, проведенные собственником работы изменили конструктивные и архитектурные проектные решения объекта исследования. Работы проводились без каких-либо проектных работ, о чем свидетельствуют отметки в технических планах - "Самовольная перепланировка". Как следствие, данные работы повлекли нарушение требований как нормативно правовых актов, так и нормативных документов по пожарной безопасности 11 (ст. 4 ФЗ N 123-ФЗ).
Из пояснений эксперта Казакова А.Г. следует, что исходя из имеющихся в деле технических планов, в спорном помещении была нарушена целостность межэтажного перекрытия, а именно: между подвалом и первым этажом организован спуск, что способствует распространению пожара и ведет к невозможности эвакуации людей, находящихся в подвальном помещении, где организован склад, произведенная перепланировка в помещениях банка привела к нарушению принципа эвакуации людей, что в целом свидетельствует о том, что в настоящее время помещения истца, представляющие собой "единый пожарный отсек" не соответствуют требованиям ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008.
Установив, что произведенные истцом работы в результате самовольной реконструкции изменили параметры объекта капитального строительства, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что произведенная реконструкция не оказывает влияние на надежность и безопасность многоквартирного дома, учитывая обрушение части дома (четвертый подъезд) с первого по пятый этаж в 2017 году, отсутствие доказательств того, что истец предпринимал меры для получения разрешения на реконструкцию помещения, в отсутствие согласия собственников МКД, учитывая несоответствие помещения требованиям пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные работы являются реконструкцией объекта, отказал в удовлетворении иска.
Доводы истца о том, что поскольку у общества отсутствовали сведения о самовольных перепланировке и (или) реконструкции помещения, он не несет ответственности за проведенную реконструкцию, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку отсутствие таких сведений у собственника не является основанием для сохранения помещения в измененном виде с учетом вышеуказанных обстоятельств, связанных с невозможностью безопасной эксплуатации объекта.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 октября 2023 года по делу N А50-18995/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
Судьи
М.А.ПОЛЯКОВА
В.В.СЕМЕНОВ