Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2013 по делу N А53-10108/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 N 15АП-13479/2013 по делу N А53-10108/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора города по пожарному надзору Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о привлечении ООО к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 N 15АП-13479/2013 по делу N А53-10108/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора города по пожарному надзору Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о привлечении ООО к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N 15АП-13479/2013
Дело N А53-10108/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Смотровой, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ГУ МЧС по РО: заместитель начальника ОНД г. Ростова-на-Дону Земцов Виктор Николаевич, по доверенности, представитель Галкин Евгений Викторович, паспорт, по доверенности от 09.09.2013 N 10951/5-2, инспектор Кировского ОНД Вариох Наталья Алексеевна, паспорт, по доверенности от 17.07.2013 N 8469/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.08.2013 по делу N А53-10108/2013, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-7"
к ГУ МЧС по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-7" (далее - ООО "УО ЖКХ-7") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора города Ростова-на-Дону по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - ГУ МЧС по РО) от 30.10.2012 N 401-284/2012/11 о привлечении ООО "УО ЖКХ-7" к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Решением суда от 02.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административным органом не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС по РО обжаловало его в порядке, определенном
главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения. В жалобе также указано на надлежащее извещение общества о времени и месте составления протокола и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представители ООО "Управляющая организация ЖКХ-7", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
ООО "Управляющая организация ЖКХ-7" является заявителем по делу, надлежащим образом извещалось судом первой инстанции о времени и месте судебных заседаний, что свидетельствует о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в силу
пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 с учетом того, что 17.08.2013 на официальном сайте ВАС РФ в сети Интернет по адресу www.arbitr.ru было опубликовано определение апелляционной инстанции от 16.08.2013 о принятии к производству апелляционной жалобы ГУ МЧС по Ростовской области.
В соответствии со
ст. 156 АПК РФ судом рассматривает дело в отсутствие ООО "Управляющая организация ЖКХ-7".
Представители ГУ МЧС по Ростовской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности постановления административного органа.
Как следует из материалов дела, согласно договору от 01.07.2010, заключенному Товариществом собственников жилья "Пушкинская, 199" и обществом "УО ЖКХ-7", общество выполняет для товарищества платные услуги по управлению, услуги по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, согласованных с товариществом, а также осуществления иной работы.
09.08.2012 на основании поступившего в Отдел надзорной деятельности ГУ МЧС по РО заявления о нарушениях при проведении капитального ремонта фасада жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Пушкинская, 199, г. Ростов-на-Дону, государственным инспектором Отдела вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования в отношении ООО "УО ЖКХ-7" по
части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Также 09.08.2012 инспектором вынесено определение об истребовании у общества "УО ЖКХ-7" технической документации на дом, а также документации по капитальному ремонту.
04.09.2012 ГУ МЧС письмом N 3/377 уведомило общество о предстоящем 06.09.2012 в 10 час. 00 мин. осмотре многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Пушкинская, 199, г. Ростов-на-Дону, в связи с проведением внеплановой проверки.
06.09.2012 в присутствии представителя общества "УО ЖКХ-7" инспекторами ГУ МЧС по РО проведен осмотр дома.
13.09.2012 ООО "Скиф-Строй" представило административному органу сертификаты пожарной безопасности на строительные материалы, используемые для отделки стен с внешней стороны (утепление фасада) жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Пушкинская, 199, г. Ростов-на-Дону.
17.09.2012 государственным инспектором Отдела надзорной деятельности вынесено определение N 401284/2012/5 о назначении пожарно-технической экспертизы, которое направлено в ФГБУ "СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория по Ростовской области". По результатам экспертизы изготовлено заключение от 07.10.2012 N 110.
08.10.2012 государственным инспектором ГУ МЧС по РО в отношении ООО "УО ЖКХ-7" составлен протокол об административном правонарушении N 401-284/2012/7 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что для отделки и утепления наружных стен с внешней стороны (фасада) жилого дома применены горючие материалы строительных конструкций классом пожарной опасности ниже чем К2, чем допущено снижение класса конструктивной пожарной опасности жилого здания ниже чем С1 (
ч. 1 ст. 87 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; таблица 22; СП 2.13130.2009).
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 18.09.2012 (вх. N 144) определения от 17.09.2013 о назначении времени и места составления протокола сотруднику ООО "УО ЖКХ-7" (л.д. 38 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора города Ростова-на-Дону по пожарному надзору ГУ МЧС по Ростовской области вынесено постановление от 30.10.2012 N 401-284/2012/11 о привлечении ООО "УО ЖКХ-7" к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 рублей.
В постановлении указано, что при отделке фасада дома применены плиты пенополистирольные экструзионные Технониколь XPS 30, Технониколь XPS 35, имеющие согласно представленным директором ООО "Скиф-Строй" сертификатам пожарной безопасности N ССПБ.RU.ОП078.Н.00189 группу горючести Г1, группу воспламеняемости В2, высокую дымообразующую способность (группа ДЗ), группу токсичности Т2.
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 25.10.2012 (вх. N 171) сотруднику общества "УО ЖКХ-7" определения от 23.10.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д. 24 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "УО ЖКХ-7" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со
ст. 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ и
частями 3 -
8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и Правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
ст. 31 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ Здания, сооружения и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы С0, С1, С2 и С3.
Порядок определения класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков устанавливается статьей 87 настоящего Федерального закона.
В соответствии с
ч.ч. 5,
6 ст. 87 Закона N 123-ФЗ класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков должен устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов.
Класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классу пожарной опасности применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 22 приложения к настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, обществом "УО ЖКХ-7" допущены нарушения приведенных правил и требований пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 199.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 22.05.2012 N 382 на территории города Ростова-на-Дону с 21.05.2012 введен особый противопожарный режим.
Таким образом, наличие в действиях ООО "УО ЖКХ-7" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "УО ЖКХ-7" является субъектом допущенного правонарушения как лицо, осуществляющее содержание жилого дома по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 199 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2010 (л.д. 70-81 том 1).
В соответствии с пунктом 2.1 договора его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Пушкинская, 199", а также предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 приложения N 4 к договору в перечень услуг (работ) по управлению ТСЖ "Пушкинская 199" входит заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с подрядными организациями, осуществление контроля за качеством выполненных работ (л.д. 77 том 1).
Пунктом 4 приложения N 7 к договору определено, что в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте, входит утепление жилого здания (работ по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров) (л.д. 79 том 1).
С учетом изложенного, именно на ООО "УО ЖКХ-7" как лицо, эксплуатирующее дом в силу обязательств по договору от 01.07.2010 и отвечающее за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в доме, является субъектом, ответственным за соблюдение норм пожарной безопасности при производстве на доме работ с учетом требований
ст. ст. 37,
38 Закона о пожарной безопасности.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено. В частности, обществом не представлено доказательств расторжения договора управления домом.
Обществом также не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения требований пожарной безопасности при производстве подрядной организацией работ по утеплению фасада дома.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом процедуры привлечения ООО "УО ЖКХ-7" к административной ответственности.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу
ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с
п. п. 2,
4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Как указано ранее, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 18.09.2012 (вх. N 144) определения от 17.09.2013 о назначении времени и места составления протокола сотруднику ООО "УО ЖКХ-7" (л.д. 38 том 1).
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 25.10.2012 (вх. N 171) сотруднику общества "УО ЖКХ-7" определения от 23.10.2012 о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д. 24 том 1).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции судом обозревались подлинные материалы административного производства, содержащие отметки ООО "УО ЖКХ-7" на извещениях, выполненные сотрудником общества.
Надлежащих доказательств обратного, то есть проставления отметок о получении лицом, не имеющим отношения к организации, в материалы дела не представлено.
При обращении в суд с жалобой на постановление ГУ МЧС по Ростовской области, как и в дополнении к жалобе, общество не ссылалось на неполучение от Управления извещений о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела (л.д. 7-8, 92-93).
С учетом изложенного, постановление ГУ МЧС по Ростовской области от 30.10.2012 N 401-284/2012/11 вынесено с соблюдением процессуальных прав и гарантий привлекаемого к административной ответственности лица.
Установленные
статьей 211 АПК РФ основания незаконности постановления судом апелляционной инстанции не установлены.
Таким образом, решение суда от 02.08.2013 об удовлетворении требований ООО "УО ЖКХ-7" подлежит отмене на основании
ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02 августа 2013 года по делу N А53-10108/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ-7" о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС по Ростовской области от 30.10.2012 N 401-284/2012/11.
Постановление может быть
обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Н.В.СУЛИМЕНКО