Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 N 15АП-12137/2011 по делу N А32-17438/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности с нарушением требований лицензии.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 N 15АП-12137/2011 по делу N А32-17438/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности с нарушением требований лицензии.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. N 15АП-12137/2011
Дело N А32-17438/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захарова Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю - Отдел надзорной деятельности Краснодарского края, на
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2011 по делу N А32-17438/2011, принятое судьей Орловой А.В., по заявлению Главного управление МЧС России по Краснодарскому краю - Отдел надзорной деятельности Краснодарского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Спектор-С", третье лицо: ГУП КК "Гостиничный комплекс", о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
установил:
Отдел надзорной деятельности г. Краснодара Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Спектор-С" к административной ответственности по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при проведении проверки, в результате которой установлены факты, свидетельствующие о совершении обществом вменяемого ему правонарушения, допущено грубое нарушение Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а именно: проверка проведена в отсутствие предусмотренного законом распоряжения на проверку (или иного предусмотренного законом документа) на основании устного поручения, не являющегося законным основанием для проведения проверки. Указанное нарушение в соответствии с
частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ свидетельствует о том, что полученные в результате такой проверки доказательства не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом установленных законом требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что никаких проверочных мероприятий в порядке, установленном
Законом N 294-ФЗ, органом по надзорной деятельности не проводилось, а дело об административном правонарушении возбуждено по основанию, предусмотренному
пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с непосредственным обнаружением должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что 28.04.2009 вступил в законную силу Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно
пункту 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2011 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) со дня вступления в законную силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование указанных в
пункте 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ видов деятельности, в том числе производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Также заинтересованное лицо ссылается на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении; истечение срока давности привлечения к административной ответственности как обстоятельство, препятствующее привлечению к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с
частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Спектор-С" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062308024558; в соответствии с
Законом N 128-ФЗ обществом 25.09.2007 получена лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сроком действия до 25.09.2012.
Из заявления о привлечении к административной ответственности следует, что в период с 19.05.2011 по 30.05.2011 проведено обследование здания ГУП КК "Гостиничного комплекса" Люкс Платан, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 4/1, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере пожарной безопасности. При обследовании главным специалистом были выявлены грубые нарушения в части соблюдения лицензиатом (ООО "Спектор-С") лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности: установки пожарной автоматики в помещениях здания находятся в неисправном состоянии; провода и кабели соединительных линий СОУЭ не проложены в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания; проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных проводов через несгораемые стены (перегородки) и междуэтажные перекрытия не выполнены в отрезках труб или в коробках; не произведены замеры звуковых сигналов системы оповещения людей о пожаре, а именно: общего уровня звука, уровня звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, в любой точке защищаемого помещения, допущено уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации; регламентированные работы осуществляются не в соответствии с годовым планом-графиком, составленным с учетом технической документации завода-изготовителя.
По данному факту государственным инспектором г. Краснодара по пожарному надзору 30.05.2011 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Спектор-С" по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями
Закона N 294-ФЗ, согласно которому проведение проверки в отсутствие распоряжения (или иного предусмотренного законом документа), являющегося законным основанием для проведения проверки, свидетельствует о недопустимости полученных в результате такой проверки доказательств для подтверждения факта наличия в действиях юридического лица события правонарушения.
Однако названный
Закон не относится к законодательству РФ об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, а потому нарушения
Закона N 294-ФЗ (в том числе, квалифицируемые названным Законом как грубые) не влекут безусловный отказ в привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, проверив наличие оснований для привлечения к административной ответственности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
Согласно
части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что проверка, в результате которой выявлены вменяемые обществу нарушения, проведена в мае 2011 года, в связи с чем на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (в том числе на момент поступления апелляционной жалобы) срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Довод общества о том, что в связи с принятием технического регламента лицензирование соответствующих видов работ прекращено, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу
пп. 39 п. 1 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Пунктом 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.
В соответствии с Федеральным
законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступивший в законную силу 01.05.2009.
При наличии в указанном Федеральном
законе обязательных требований по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицензирование указанного вида деятельности должно было прекратиться с 01.05.2009.
Вместе с тем Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" носит общий характер и не содержит конкретных обязательных требований и условий осуществления деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Отмена в данном случае лицензирования данного вида работ, связанных с пожарной безопасностью и угрозой жизни и здоровью населения, привела бы отсутствию ее четкой регламентации, порядка и условий осуществления. Поэтому принятие указанного
Закона не может в силу
п. 7 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" безусловно означать прекращение лицензирования данного вида работ, влияющих на безопасность жизнедеятельности.
Это подтверждается и тем, что при наличии вступившего в законную силу Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" 04.05.2011 был принят Федеральный
закон N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с
п. 15 ч. 1 ст. 12 которого деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, как и в действующем законодательстве, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим
Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 N 625. Федеральный
закон N 99-ФЗ на момент проверки еще не вступил в законную силу, однако он принят и четко и однозначно указывает на последовательную позицию законодателя в этом вопросе.
Необходимость лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений указана также в разъяснениях лицензирующего органа - МЧС России - от 11.03.2010 N 19-1-15-1282. Аналогичная позиция отражена в Информационном сообщении ФАС РФ от 03.02.2011, в котором со ссылкой на
Письмо Минэкономразвития РФ от 23.07.2010 N 13057-АП/Д05 указано, что депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона N 305620-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности". Проектом закона предлагается лицензирование деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности заменить институтом саморегулирования. В связи с этим лицензирование рассматриваемого вида деятельности будет прекращено с момента вступления в силу данного закона.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что лицензирование работ по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений действует до принятия вышеуказанного закона, в связи с чем на момент проверки общество обязано было соблюдать лицензионные требования и условия, и их нарушение свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, как указано выше, в связи с истечением срока давности оснований для привлечения общества к административной ответственности у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать. При этом в силу разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в
пункте 35 Постановления от 28.05.2009 N 36, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2011 по делу N А32-17438/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Краснодарскому краю - Отдела надзорной деятельности Краснодарского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО