Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N 15АП-11211/2012 по делу N А53-19102/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N 15АП-11211/2012 по делу N А53-19102/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. N 15АП-11211/2012
Дело N А53-19102/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомлен надлежащим образом);
от заинтересованного лица: представителя по доверенности Веревкина Ю.Ю. (доверенность в материалах дела);
от третьего лица: представитель не явился (уведомление от 10.09.12 N 41477);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Феникс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.08.2012 по делу N А53-19102/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Феникс"
к заинтересованному лицу Министерству Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главного управления МЧС России по Ростовской области отделу надзорной деятельности по Сальскому району
при участии третьего лица Прокуратуры Сальского района
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Феникс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главного управления МЧС России по Ростовской области отдела надзорной деятельности по Сальскому району (далее - управление) о признании незаконными и отмене постановлений N 410-206/2012/3, N 410-207/2012/3, N 410-208/2012/3 от 25.04.12 по делам об административных правонарушениях по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Прокуратура Сальского района (далее - прокуратура).
Решением суда от 13.08.12 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что ответственность за нарушение законодательства должен нести непосредственно подрядчик, а не общество (заказчик). Кроме того, факт совершения административного правонарушения был выявлен 14.02.12, однако постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено лишь 30.03.12.
Управление и прокуратура отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с
гл. 34 АПК РФ.
Общество и прокуратура своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании
ч. ч. 1,
3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и прокуратуры.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Ростовской области N 164/7 от 21.09.10 "О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства" проведена проверка реальности исполнения принятого и оплаченного государственного контракта N 035820000048711000003-0093793-011, заключенного между ГБОУ НПО РО "СККПЛ" и обществом на проведение капитального ремонта общественно-бытового корпуса (актовый зал, спортивный зал, столовая).
09.02.12 согласно акту проверки в ходе проверки установлено, что несмотря на наличие акта приема выполненных работ на объекте капитального ремонта на момент проверки не выполнены следующие работы: не выполнено устройство пожарного содержания по кровле здания; не завершены работы по монтажу и испытанию пожарной сигнализации.
13.02.12 произведено обследование общественно-бытового корпуса ГБО НПО РО "СККПЛ", что отражено в акте обследования общественно-бытового корпуса. При обследовании помещений производилась фотосъемка фотоаппаратом Samsung PL 120.
Согласно указанным актам и фотографий установлены нарушения
Правил пожарной безопасности, в связи с чем, заместителем прокурора поручено помощнику прокурора провести проверку исполнения противопожарного законодательства при проведении капитального ремонта общественно-бытового корпуса (актовый зал, спортивный зал, столовая) с привлечением специалиста управления.
14.02.12 в период времени с 20.05 по 20.40 часов помощником прокурора в соответствии с полномочиями, предусмотренными
статьями 21,
22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", совместно с заместителем начальника управления проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства при проведении капитального ремонта обществом общественно-бытового корпуса (актовый зал, спортивный зал, столовая) ГБОУ СОН НПО РО "СККПЛ", расположенного по адресу: Ростовская область, г. Сальск, ул. Береговая, 1.
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений противопожарных норм и правил, а именно:
- в бытовом помещении на 2 этаже допускается хранение и эксплуатация газового баллона (
п. 121 ППБ 01-03);
- в не проветриваемых помещениях допускается хранение газовых баллонов (
п. п. 499,
535,
666 ППБ 01-03);
- в коридоре 1 этажа (лестничной клетке) эксплуатируются оголенные участки электрической проводки (допускается подключение электрических проводов к электрической розетки без штепсельной вилки) (
п. 60 ППБ 01-03);
- в бытовом помещении 2 этажа эксплуатируются оголенные участки электрической проводки (допускается подключение электрических проводов к электрической розетки без штепсельной вилки) (
п. 60 ППБ 01-03);
- в подсобном помещении кухни эксплуатируются оголенные участки электрической проводки (допускается подключение электрических проводов к электрической розетки без штепсельной вилки) (
п. 60 ППБ 01-03);
- в помещениях отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (
п. 108 ППБ 01-03);
- второй эвакуационный выход закрыт на замок (
п. 53 ППБ 01-03);
- в помещении кухни допускается загромождение путей эвакуации и эвакуационного выхода (
п. 53 ППБ 01-03).
14.02.12 выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки.
30.03.12 заместителем прокурора, в присутствии законного представителя общества, вынесены 3 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанные постановления направлены в соответствии с
ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ на рассмотрение в управление.
11.04.12 главным государственным инспектором управления вынесены три определения N 410-206/2012/2, N 410-207/2012/2, N 410-208/2012/2 о назначении места и времени рассмотрения административного дела, согласно которым законный представитель общества приглашается на 25.04.12 в 09.30 часов по адресу: г. Сальск, ул. Севастопольская, 53.
25.04.12 главным государственным инспектором управления вынесены три постановления о назначении административного наказания N 410-207/2012/3, N 410-206/2012/3, N 410-208/2012/3, которыми общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в пределах санкции указанной нормы в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (по каждому постановлению).
25.04.12 обществу выданы три представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 410-207/2012/4, N 410-206/2012/4, N 410-208/2012/4, которые направлены обществу по почте.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые обществом постановления являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен
статьями 25.1 и
28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
При исследовании соблюдения порядка привлечения общества к административной ответственности судом первой инстанции правильно установлено, что постановления по делу об административном правонарушении вынесены в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения материалов административного дела, о чем свидетельствуют представленная в материалы дела копия уведомления о вручении определений о назначении времени и места рассмотрения административного дела, указанные определения были получены обществом 16.04.12, о чем свидетельствует роспись на уведомлении.
Надлежащее уведомление о времени и месте вынесения оспариваемых постановлений обществом не оспаривается.
Довод общества о том, что административным органом допущены процессуальные нарушения, а именно, что проверка деятельности общества проводилась 14.02.12, в то время как постановления о возбуждении дела об административном правонарушении были составлены лишь 30.03.12, судом первой инстанции правильно отклонен ввиду следующего.
Так, судом первой инстанции установлено, что акт от 14.02.12 составлен в рамках другой проверки, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении действительно были составлены 30.03.12 поскольку у прокуратуры отсутствовали надлежащие доказательства об уведомлении законного представителя общества.
Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении были составлены в присутствии законного представителя общества - директора Новольневой Т.В., которая с выявленными правонарушениями согласилась, о чем было зафиксировано в указанных постановлениях.
Таким образом, нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протоколов об административном правонарушении и вынесении оспариваемых постановлений, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанциями не установлено. На дату вынесения постановления срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный
ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
При анализе наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ, суд первой инстанции правильно установил следующее.
Федеральным
законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" изменена редакция
ст. 20.4 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
В силу
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. На основании
статьи 38 указанного Федерального закона лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным
законом, требования пожарной безопасности.
Положения указанного Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно
статье 4 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в
Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности, ППБ).
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 5.15 государственного контракта N 0358200048711000003-0093793-01 от 10.10.11 подрядчик обеспечивает на строительной площадке выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности и охране строительной площадки, а также охрану материалов, изделий, конструкций и оборудования, переданного Заказчиком Подрядчику в монтаж (л.д. 114).
Таким образом, общество является надлежащим субъектом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом первой инстанции правильно установлено, что обществом допускаются нарушения, установленные
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ, что им не отрицается.
Документы, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований пожарной безопасности и недопущению совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вина общества проявилась в виновном бездействии, допустившего нарушение требований пожарной безопасности.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Санкция
частей 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, однако, оно, в силу государственного контракта, является Застройщиком и обязалось в силу п. 5.15 государственного контракта обеспечивать на строительной площадке выполнение необходимых мероприятий в том числе по пожарной безопасности.
Таким образом, общество, нарушая правила пожарной безопасности, создает угрозу причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Административным органом при определении административной ответственности общества правильно применен минимальный размер штрафа, предусмотренный
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ в размере 150 000 рублей за каждую санкцию, предусмотренную нормами
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановления управления от 25.04.12 N 410-206/2012/3, N 410-207/2012/3, N 410-208/2012/3 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного
ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ, обоснованно признаны судом первой инстанции являются законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с
ч. 4 ст. 208 АПК РФ дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются. В связи с этим обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 155 от 22.08.2012 г. за поданную обществом апелляционную жалобу.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Феникс", ИНН 6137908234, из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей, ошибочно уплаченных в качестве государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 155 от 22.08.2012 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Н.Н.ИВАНОВА