Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 N 15АП-8263/2014 по делу N А53-3522/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 N 15АП-8263/2014 по делу N А53-3522/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N 15АП-8263/2014
Дело N А53-3522/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Угольная компания "Алмазная" представитель по доверенности от 09.01.2014, N 5, Божик Е.С., паспорт
от Отдела надзорной деятельности по Красносулинскому району управления надзорной деятельности МЧС России по Ростовской области представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ГУ МЧС России по Ростовской области представитель по доверенности от 16.12.2013, Шлыков Б.В., удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Алмазная"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.04.2014 по делу N А53-3522/2014, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Алмазная"
к Отделу надзорной деятельности по Красносулинскому району управления надзорной деятельности МЧС России по Ростовской области;
к ГУ МЧС России по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Угольная Компания "Алмазная" (далее -заявитель, ОАО "УК "Алмазная") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Красносулинскому району управления надзорной деятельности МЧС России по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, МЧС) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2014 N 5-2-3/2013/4 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.04.2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном
гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом
ст. 26.11 КоАП РФ, которой предусмотрены требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ГУ МЧС России по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Отдел надзорной деятельности по Красносулинскому району управления надзорной деятельности МЧС России по Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил.
Учитывая изложенное, на основании
ч. ч. 1,
3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Отдела надзорной деятельности по Красносулинскому району управления надзорной деятельности МЧС России по Ростовской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 19 декабря 2013 года по 15 января 2014 года прокуратурой г. Гуково Ростовской области с привлечением в качестве специалиста начальника ОНД по Красносулинскому району УНД ГУ МЧС России по Ростовской области Мелихова Г.А. проведена проверка исполнения действующего законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности ОАО "Угольная компания "Алмазная" (Ростовская область, г. Гуково, ул. Комсомольская, д. 31), в том числе в его структурном подразделении - шахте "Алмазная", расположенной и осуществляющей деятельность по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, Гуково - Гнилушевское поселение.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:
- в коридоре допускается использование осветительных электроприборов не оборудованных колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (
п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- пожарные краны внутреннего пожарного водопровода, располагающиеся в здании, не заключены в соответствующие сертифицированные шкафы установленного образца (
п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией находится в неисправном состоянии (
п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- в каб. 205 АБК допускается использование электропроводки проложенной по временной схеме (
п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- под лестничным маршем первого этажа здания шахты "Алмазная" допускается хранение горючих материалов (
пп. "к" п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.01.2014.
17.01.2014 Красносулинским городским прокурором в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
07.02.2014 заместитель главного государственным инспектором Ростовской области по пожарному надзору в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 5-2-3/2013/4 о привлечении общества к административной ответственности по
частям 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
При рассмотрении административного дела была осуществлена квалификация события, зафиксированного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, по
частям 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, Федеральная противопожарная служба России осуществляет контроль за исполнением организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
На основании пункта 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного
Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517, государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору осуществляют в том числе государственные инспекторы по пожарному надзору федеральной противопожарной службы.
В соответствии со
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и
стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектами правонарушения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном совершении правонарушения, либо по неосторожности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно
статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и Правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее -Правила N 390).
Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (
пункт 1 Правил N 390).
В силу
пункта 23 Правил N 390 на объектах запрещается: хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности; использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения.
Согласно
пункта 42 Правил N 390 запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
Пунктом 57 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
В соответствии с
пунктом 61 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
При анализе вышеуказанных норм и обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно
статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.01.2014 вынесено в присутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом, о чем свидетельствует его подпись в постановлении.
Постановление о назначении административного наказания от 07.02.2014 N 5-2-3/2013/4 вынесено в присутствии представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его вынесения, о чем свидетельствует его подпись. Факт надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела подтверждается материалами дела.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемого административного правоотношения административным органом соблюдены права общества, факты воспрепятствования в их реализации не установлены.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в данном конкретном случае оснований для признания совершенного предпринимателем административного правонарушения малозначительным также является правильным, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в
частях 1 и
3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с
пунктами 18,
18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу
частей 2 и
3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений
пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно
статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного права.
Соблюдение правил пожарной безопасности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Совершенное заявителем административное правонарушение посягает на установленный нормами действующего законодательства порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности граждан, личности, общества и государства и может привести к причинению ущерба жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что совершенное заявителем правонарушение, предусмотренное
частями 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
В соответствии с
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению, общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Как установлено судом, каждое из правонарушений, за совершение которых общество привлечено к административной ответственности на основании
частей 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет самостоятельный состав, доказательства того, что правонарушения совершены в результате одного и того же действия (бездействия) отсутствуют, административный орган применил положения
части 2 статьи 4.4 Кодекса при назначении обществу административного наказания исходя из фактических обстоятельств дела.
Указанное нарушение, по мнению суда не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого обществом постановления Управления.
В силу части 1 статьи 4.4. Кодекса, определяющей особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 статьи 4.4 Кодекса установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (
пункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что вменяемые обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений
части 2 статьи 4.4 Кодекса.
В данном случае имеет место совершение юридическим лицом разных действий, образующих объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем нарушение административным органом правил определения наказания, установленных
частями 1,
2 статьи 4.4 Кодекса, само по себе не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены решения о привлечении к административной ответственности, поскольку данное обстоятельство не привело к нарушению прав лица, привлеченного к административной ответственности. Применение Управлением при назначении административного наказания
пункта 1 статьи 4.4 Кодекса повлекло бы наложение на общество более значительного штрафа. Данный вывод не противоречит положениям
статей 1.2,
1.7 и
3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости защиты, в частности, общественной безопасности, наступления ответственности за совершенное правонарушение, цели применения наказания, а также принципу возможности применения правила, улучшающего положение правонарушителя. Судом при анализе меры административной ответственности, выбранной административным органом, также учтено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, а именно тот факт, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.11.2012 по делу N А32-10039/2012.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что при проверке необоснованно были привлечены орган МЧС, так как в жалобе и поручении прокуратуры области не было на это указание. Сотрудники прокуратуры вышли за рамки своих полномочий по следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-1 от 17.01.1992 прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в
пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с
абзацем 2 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Согласно
ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.
В соответствии с
ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена указанным
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные
ст. 28.2 КоАП РФ (
ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, именно прокурором во исполнение приведенных норм закона в данном случае были вынесены 17.01.2014 постановления о возбуждении дел об административном правонарушении.
Проверка проводилась прокуратурой, а сотрудник ОНД по Красносулинскому району УНД ГУ МЧС России по Ростовской области привлекался в качестве специалиста.
Акт проверки, предписание и протоколы об административном правонарушении ОНД по Красносулинскому району УНД ГУ МЧС России по Ростовской области не составлялись.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции принял обоснованное решение об удовлетворении требования административного органа и привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб. Размер штрафа соответствует минимальному пределу санкции указанной
статьи.
Суд первой инстанции выполнил требования
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований
статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со
статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.04.2014 по делу N А53-3522/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном
главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА