Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 N 15АП-3454/2011 по делу N А32-18123/2010
Требование: О возмещении убытков, причиненных в результате невыдачи администрацией муниципального образования градостроительного плана земельного участка.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.


Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 N 15АП-3454/2011 по делу N А32-18123/2010
Требование: О возмещении убытков, причиненных в результате невыдачи администрацией муниципального образования градостроительного плана земельного участка.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. N 15АП-3454/2011
Дело N А32-18123/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Х.Тимченко
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куликовым Г.А.
при участии:
от истца: представитель Иванась Алена Владимировна, доверенность от 19.04.2010;
от ответчика: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 34400236516417),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город-герой Новороссийск в лице Администрации муниципального образования город-герой Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2011 года по делу N А32-18123/2010,
принятое в составе судьи Русова С.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Север-Плюс"
к муниципальному образованию город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город-герой Новороссийск
о взыскании убытков
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному образованию город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город-герой Новороссийск (далее - администрация) о взыскании убытков в размере 1 539 448, 20 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по вине администрации муниципального образования г. Новороссийска, выразившейся в невыдаче градостроительного плана земельного участка, общество понесло убытки (реальный ущерб), в состав которых включены расходы: по арендной плате, по оплате технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, по оплате топографических и геодезических работ, по оплате проектных работ, по подготовке градостроительного плана, по оплате услуг заказчика-застройщика, по содержанию ООО "Север-Плюс".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2011 года суд удовлетворил требования истца и взыскал с муниципального образования город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город Новороссийск за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Север-Плюс" 1 539 448, 20 руб. убытков.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город-герой Новороссийск обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить его. В обоснование жалобы заявитель сослался на необоснованность включения в сумму подлежащих взысканию с муниципального образования убытков расходов по арендной плате общества исходя из периода с 01.01.2007 года в размере 80169,78 руб., по оплате проектных работ в размере 672500 руб., по оплате топографических и геодезических работ в сумме 28812,74 руб., по оплате услуг заказчика-застройщика. Расходы по подготовке градостроительного плана в размере 26887 руб., по мнению администрации, не могут являться убытками общества, так как были понесены истцом независимо от сроков выдачи градостроительного плана. Также заявитель полагает, что расходы по содержанию ООО "Север-Плюс" не могли быть взысканы в качестве убытков, поскольку истцом не представлено доказательств несения указанных затрат по причине незаконных действий администрации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Север-Плюс" с доводами жалобы не согласилось, указав, что обществом документально доказана невозможность фактического использования земельного участка и наличие убытков в виде арендной платы. Истец считает необоснованным довод администрации об отсутствии взаимосвязи между ее бездействием и убытками общества в виде расходов по обеспечению деятельности. Вся деятельность предприятия после заключения договора аренды 01.01.2007 года была осуществлена исключительно в целях строительства объекта. Все затраты являются экономически обоснованными и необходимыми в соответствии с градостроительным законодательством. В результате незаконного бездействия ответчика затраты общества за весь период оказались убытками общества. Общество потеряло инвестора, 09.04.2010 года ООО "Стройлюкс" уведомило ООО "Север-Плюс" о расторжении Соглашения о намерениях от 17.10.2007 года в связи с неисполнением последним условий по оформлению документов на строительство объекта. 30.042010 года расторгнут договор на осуществление функции заказчика-застройщика с ООО "Юг-Эксперт" ввиду бесперспективности дальнейшей работы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Север-Плюс" в судебном заседании пояснил, что договор аренды был заключен 1 января 2007 года только по решению суда, но во владение истца участок до сих пор не передан. Участок предполагалось использовать для строительства, но ввиду его непредставления, инвестор утратил интерес, что привело к расторжению всех договоров, как инвестирования, так и с организацией, выполняющей функции заказчика-застройщика. На вопрос суда пояснил, что 400 000 рублей - это реально уплаченная сумма за работы, выполненные ООО "Юг-Эксперт" для разработки проекта на строительство. Сумма в размере 672 500 рублей оплачена по договору на выполнение проектной документации, которая на настоящий момент утратила свою силу в связи с принятием новых нормативов и истечением срока действия документов. Так, подготовленный и утвержденный градостроительный паспорт на строительство объекта на момент заключения договора аренды уже был отменен и взамен него введен градостроительный план земельного участка. К моменту заключения договора срок действия полученных технических условий на присоединение объекта к инженерным сетям, истек. Получение новых документов и переработка ранее полученных ввиду установления новых требований, обойдется обществу около 830 000 рублей. На вопрос суда представитель пояснил, что общество, помимо деятельности по строительству, могло заниматься и другими видами деятельности, но не занималось, согласно декларациям движения денежных средств по счету не было.
Представитель надлежаще уведомленного о судебном заседании заявителя жалобы не явился. В отношении администрации муниципального образования город Новороссийск апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Новороссийска N 854 от 11.06.2004 ООО "Север-Плюс" согласовано место размещения административно-торгового здания, ООО "Север-плюс" разрешена разработка проектной документации на строительство административно-торгового здания.
29.12.2004 Главным архитектором города Новороссийска утверждено Архитектурно-планировочное задание на проектирование административно-торгового здания. 29.12.2004 ООО "Север-Плюс" выдан Градостроительный паспорт на строительство объекта. На основании вышеуказанных документов по заказу ООО "Север-Плюс" разработан эскизный проект на строительство двухэтажного административно-торгового здания с мансардным и подвальным этажами общей площадью 580,7 кв. м, эскизный проект согласован Главным архитектором города Новороссийска.
Заключением Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска от 03.02.2005 N 9/453/3-2-9 подтверждено, что эскизный проект "административно-торговое здание по адресу г. Новороссийск, ул. Видова 79", предусматривающий строительство 2-х этажного с подвальными помещениями и мансардным этажом административно-торгового здания, прямоугольной конфигурации в плане, с размерами в осях 8,5 x 18,0 м, соответствует требованиям Архитектурно-планировочного задания на проектирование объекта, обществу разрешена стадия разработки рабочего проекта.
10.02.2005 ООО "Север-Плюс" обратилось в администрацию города Новороссийска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в г. Новороссийске, ул. Видова 79 и предоставило все необходимые для оформления договора аренды документы. 04.06.2005 ООО "Север-Плюс" повторно обратилось в администрацию города Новороссийска с просьбой оформить договор аренды. В связи с неоформлением договора аренды земельного участка и неполучением ответа от органа местного самоуправления, общество обратилось в арбитражный суд.
01.01.2007 на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-24409/2005-9/631, между ООО "Север-Плюс" и администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 4700004100. ООО "Север-Плюс" до 01.01.2022 передан в аренду для строительства административно-торгового здания земельный участок площадью 167 кв. м, с кадастровым номером 23:47:01 14007:0023, расположенный в г. Новороссийске, по ул. Видова 79. Договор аренды земельного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (запись от 03.03.2007).
С момента заключения договора аренды и на основании ранее выданных администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск документов по проектированию и строительству административно-торгового здания, ООО "Север-Плюс" приступило к подготовке документов для получения градостроительного плана земельного участка, необходимого для получения разрешения на строительство.
03.07.2008, 26.12.2008 ООО "Север-Плюс" обратилось в Администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка обществу выдан не был. В связи с невыдачей градостроительного плана ООО "Север-Плюс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании его выдать градостроительный план.
Решением от 28.04.2009 года по делу N А-32-2358/2009-67/44 Арбитражный суд Краснодарского края признал бездействие администрации муниципального образования город-герой Новороссийск по не выдаче ООО "Север-Плюс" градостроительного плана земельного участка незаконным и обязал Администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск в течение 15 дней со дня вынесения решения выдать ООО "Север-Плюс" градостроительный план земельного участка в районе улицы Видова, 79 города Новороссийска, предусматривающий строительство двухэтажного административно-торгового здания с подвальным помещением и мансардным этажом, прямоугольной конфигурации в плане, с размерами в осях 8,5 x 18,0 м. Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А32-2358/2009-67/44 оставлены без изменения. На момент подачи иска о возмещении убытков градостроительный план земельного участка не выдан.
Ссылаясь на то, что в результате незаконного бездействия администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск ООО "Север-Плюс" причинены убытки в размере 1 539 448, 20 руб., истец обратился с иском о возмещении убытков в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности бездействия ответчика, повлекшего для истца наступление материального вреда, о доказанности вины ответчика и наличии причинной связи между понесенными истцом затратами и бездействием ответчика, то есть о наличии условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. При вынесении решения суд исходил из следующего.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункты 1, 2 статьи 15); убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим муниципальным образованием (статья 16); лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064).
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, должна наступать при установлении судом таких условий, как противоправность действий (бездействия) государственного или иного органа, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у заявителя неблагоприятными последствиями.
При этом закон не предусматривает обязанность заинтересованного лица предварительно обращаться в арбитражный суд с заявлением в рамках главы 24 АПК РФ о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, с которыми впоследствии связывает возникновение убытков.
Оценка законности указанных действий (бездействия) осуществляется судом в рамках рассмотрения имущественного спора о взыскании убытков, так как установление указанных обстоятельств, как указано выше, является одним из необходимых условий оценки обоснованности требований истца об убытках.
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
О том, что в решении суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публичного образования, а не с государственного или муниципального органа указано в Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований. Обязанность доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и противоправными действиями причинителя вреда, лежит на истце.
В обоснование понесенных убытков общество сослалось, что с момента заключения договора аренды и на основании ранее выданных администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск документов по проектированию и строительству административно-торгового здания, истец начал подготовку документов для получения разрешения на строительство (получение технических условий, разработку проекта на строительство и т.д.). В результате длящегося незаконного бездействия ответчика документы, подготовленные истцом для получения разрешения на строительство, утратили свою силу. Затраты по оформлению документов является убытками истца. Также в состав заявленных ко взысканию убытков обществом включены расходы: по арендной плате, по оплате технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, по оплате топографических и геодезических работ, по оплате проектных работ, по оплате услуг заказчика-застройщика, по содержанию ООО "Север-Плюс" в спорный период.
В апелляционной жалобе администрация г. Новороссийска указала на необоснованность удовлетворения требований по взысканию расходов по арендной плате ООО "Север-Плюс" исходя из периода с 01.01.2007, так как с заявлением о выдаче градостроительного плана истец обратился 03.07.2008. Администрация полагает, что уплата арендной платы за четыре квартала 2007 и 2 квартала 2008 годов в размере 80169,78 руб. не имеет взаимосвязи со сроками выдачи градостроительного плана и не является убытками общества.
Данный довод ответчика отклоняется судом ввиду следующего.
Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 4700004100 между ООО "Север-Плюс" и администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск заключен 01.01.2007 года.
Статьей 42 Земельного кодекса предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
Для фактического использования земельного участка (строительства) необходимо получение разрешения на строительство. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ "Выдача разрешений на строительство" разрешение на строительство не выдается без градостроительного плана земельного участка.
С момента заключения договора аренды и на основании ранее выданных администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск документов по проектированию и строительству административно-торгового здания, ООО "Север-Плюс" начало подготовку документов для получения градостроительного плана земельного участка.
03.07.2008 года ООО "Север-Плюс" обратилось в администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждает его и предоставляет заявителю.
На момент подачи искового заявления градостроительный план на земельный участок органом местного самоуправления не выдан.
Статья 309 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из представленных в материалы дела платежных документов, за период с 2007 по 17.06.2010 ООО "Север-Плюс" оплачена арендная плата в размере 186411,04 руб.
Между тем, в связи с невыдачей органом местного самоуправления необходимых разрешительных документов, за указанный период ООО "Север-Плюс" лишено возможности использовать земельный участок по назначению, в связи с чем, понесло убытки в размере арендной платы в сумме 186 411, 04 рубля.
Администрация муниципального образования город-герой Новороссийск считает, что ее бездействие не является причиной понесенных ООО "Север-Плюс" убытков, связанных с оплатой технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, топографических и геодезических работ, проектных работ, услуг заказчика-застройщика, указывая, что общество преждевременно начало подготовку документов по проектированию.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
На основании пункта 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 Кодекса).
Как следует из судебных актов по делу А32-2358/2009, 11.06.04 г. постановлением главы администрации г. Новороссийска N 854 о предварительном согласовании места размещения административно-торгового здания обществу утвержден акт выбора под строительство административно-торгового здания земельного участка, расположенного в г. Новороссийске, по ул. Видова, в районе жилого дома N 79, обществу разрешена разработка проектной документации на строительство на указанном земельном участке, площадью 167 кв. м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 23:47:01 14 007:0023 с фактическим использованием: под строительство административно-торгового здания, обществу выдан кадастровый план земельного участка.
Постановлением Главы администрации г. Новороссийска N 854 от 11.06.2004 ООО "Север-Плюс" согласованно место размещения административно-торгового здания, ООО "Север-плюс" разрешена разработка проектной документации на строительство административно-торгового здания.
29.12.2004 Главным архитектором города Новороссийска утверждено Архитектурно-планировочное задание на проектирование административно-торгового здания. 29.12.2004 ООО "Север-Плюс" выдан Градостроительный паспорт на строительство объекта. На основании вышеуказанных документов по заказу ООО "Север-Плюс" разработан эскизный проект на строительство двухэтажного административно-торгового здания с мансардным и подвальным этажами общей площадью 580,7 кв. м, эскизный проект согласован Главным архитектором города Новороссийска.
Заключением Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска от 03.02.2005 N 9/453/3-2-9 подтверждено, что эскизный проект "административно-торговое здание по адресу г. Новороссийск, ул. Видова 79", предусматривающий строительство 2-х этажного с подвальными помещениями и мансардным этажом административно-торгового здания, прямоугольной конфигурации в плане, с размерами в осях 8,5 x 18,0 м, соответствует требованиям Архитектурно-планировочного задания на проектирование объекта, обществу разрешена стадия разработки рабочего проекта.
10.02.2005 ООО "Север-Плюс" обратилось в администрацию города Новороссийска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в г. Новороссийске, ул. Видова 79 и предоставило все необходимые для оформления договора аренды документы. 04.06.2005 ООО "Север-Плюс" повторно обратилось в администрацию города Новороссийска с просьбой оформить договор аренды.
01.01.2007 на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-24409/2005-9/631, между ООО "Север-Плюс" и Администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 4700004100. ООО "Север-Плюс" до 01.01.2022 передан в аренду для строительства административно-торгового здания земельный участок площадью 167 кв. м, с кадастровым номером 23:47:01 14007:0023, расположенный в г. Новороссийске, по ул. Видова 79. Договор аренды земельного участка зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (запись от 03.03.2007).
После заключения договора аренды земельного участка, общество предприняло меры для поиска инвестора строительства. 17 октября 2007 года между ООО "Север-Плюс" и ООО "Стройлюкс" (город Москва) было подписано Соглашение о намерениях по строительству данного административно-торгового здания.
Не имея лицензии на осуществление функций заказчика-застройщика, ООО "Север-Плюс" 05.11.2007 заключило договор с ООО "Юг-Эксперт" на осуществление функции заказчика - застройщика при проектировании и строительстве административно-торгового здания в районе ул. Видова 79 г. Новороссийска. Пунктами 1.2., 1.2.1 договора и приложением N 1 к нему в состав работ, выполняемых ООО "Юг-Эксперт", включен весь комплекс работ, обеспечивающий реализацию инвестиционного проекта в полном объеме по проектированию и строительству административно-торгового здания в районе ул. Видова 79 г. Новороссийска.
Стоимость услуг заказчика-застройщика по пункту 2.2.4 договора была установлена в размере 10% от стоимости инвестиционного проекта. Общая стоимость инвестиционного проекта, согласно предварительному сводному сметному расчету стоимости, подготовленной ООО "Проект" по состоянию на 4 квартал 2009 года, составила 30357370 руб.
27.12.2007 года по платежному поручению N 21 во исполнение договора ООО "Север-Плюс" перечислило на расчетный счет ООО "Юг-Эксперт" аванс на выполнение работ в сумме 400 000 рублей.
07 декабря 2007 года между ООО "Проект" и ООО "Юг-Эксперт" для ООО "Север-плюс" заключен договор N 1208 на выполнение проектной документации. Стоимость проектных работ по договору 742 415 рублей. Работы выполнены и приняты по Акту N 1 от 02.10.2008 года, накладной N 240 от 02.10.2008 года на сумму 672 500 рублей. Работы оплачены платежным поручением N 50 от 10.12.2007 г., квитанцией N 49 от 16.07.2008 г., платежным поручением N 100 от 03.10.2008 г.
10.12.2007 года между ООО "Новоросгражданпроект" и ООО "Юг-Эксперт" для ООО "Север-плюс" заключен договор N 075094 на создание (передачу) проектной продукции -топографической съемки земельного участка, расположенного в г. Новороссийске, ул. Видова 79. Технический отчет "Топографическая съемка земельного участка по адресу: ул. Видова 79, г. Новороссийск" передана по акту 10.12.2007 года. Работа на сумму 18 812,74 рубля оплачена платежным поручением N 56 от 14.12.2007 года.
22.01.2008 года между ИП Калашниковым В.А. и ООО "Юг-Эксперт" для ООО "Север-плюс" заключен договор N 1 на выполнение проектно-изыскательских земельного участка, расположенного в г. Новороссийске, ул. Видова 79. Работы переданы по акту от 22.01.1008 года и оплачены квитанцией N 3 от 24.01.2008 года на сумму 10 000 рублей.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) и пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство и для проведения государственной экспертизы.
09.07.2008 года между ООО "Север-Плюс" и МУП "Архитектурно-земельный центр муниципального образования город Новороссийск, заключен договор N 3109/л на оказании услуг по подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова 79. Услуги оплачены платежным поручением от 10.07.2008 года в сумме 26 887,48 рублей.
Градостроительный план земельного участка по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова 79 выдан ООО "Север-Плюс" 21.10.2010 года.
За 2007-2010 годы ООО "Юг-Эксперт" для ООО "Север-Плюс" получило технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, подготовило документы для получения градостроительного плана земельного участка, обеспечило разработку проекта на строительство, осуществляло представительство ООО "Север-Плюс" в организациях и в судах. Кроме того, по договору на осуществление функций заказчика - застройщика от 05.11.2007 года, ООО "Юг-Эксперт" заказало для ООО "Север-Плюс" работы по объекту у третьих лиц и оплатило их за счет собственных денежных средств. Согласно Соглашению о расторжении договора от 30.04.2010 года, стоимость услуг третьим лицам составила 814 437,07 рублей. Расходы по оплате технических условий на подключение объекта к инженерным сетям составляют 113 159,62 рубля.
9 апреля 2010 года инвестор строительства - ООО "Стройлюкс" в результате длительного не оформления по вине органов местного самоуправления документов, уведомило: ООО "Север-Плюс" о расторжении Соглашения о намерениях по строительству здания.
30.04.2010 года между ООО "Север-Плюс" и ООО "Юг-Эксперт" подписано соглашение о расторжении договора от 05.11.2007 года. По условиям соглашения оплаченный ООО "Север-Плюс" аванс в сумме 400 000 рублей зачтен в счет оплаты услуг, реально оказанных ООО "Юг-Эксперт" за 2007-2010 годы, согласно Соглашению о расторжении договора и акту приема-передачи оказанных услуг от 30.04.2010 года.
Кроме того, по договору на осуществление функций заказчика - застройщика от 05.11.2007 года, ООО "Юг-Эксперт" заказало для ООО "Север-Плюс" работы по объекту у третьих лиц и оплатило их за счет собственных денежных средств. Согласно Соглашения о расторжении договора от 30.04.2010 года, стоимость услуг, предоставленных третьими лицами составила 814 437,07 рублей. Расходы по оплате технических условий на подключение объекта к инженерным сетям составили 113 159,62 рубля.
Таким образом, ООО "Север-Плюс" доказано несение расходов по оплате технически условий на подключение объекта к инженерным сетям, топографических и геодезических работ, проектных работ, услуг заказчика-застройщика.
Более того, как указал представитель ООО "Север-Плюс" в судебном заседании апелляционной инстанции и отражено в возражениях истца на отзыв, представленных в суд первой инстанции, в настоящее время часть полученной истцом проектной документации, непригодна для дальнейшего использования, поскольку ввиду многолетнего бездействия администрации по выдаче разрешительной документации, истек срок действия документов. Так, в связи с истечением сроков действия выданных технических условий, на основании которых разработаны разделы проекта внешних инженерных сетей здания, полной переработке подлежат следующие разделы проекта: Наружные электрические сети; Водопровод и канализация; Слаботочные сети; Газоснабжение. Также не могут быть использованы результаты топосъемки, результаты инженерных изысканий, так как в соответствии с п. 5.2 СП 11-105-97 "Свода правил по инженерным изысканиям для строительства" от 03.01.1998 г. возможность использования материалов геологических изысканий прошлых лет в связи с давностью их получения составляет не более двух лет. С 01.01.2010 года внесены изменения в СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", утвержден СНИП 2.08.02-89, введенный в действие приказом Минрегиона России от 01.01.2009 года N 390, нормы которого внесли существенные коррективы в требования к перечню необходимых помещений в зданиях, их высоте, размерам и отметке уровня пола, к технологическим помещениям, инженерному обеспечению, отдельным конструктивам здания (крыши, проходы, проезды, лестницы и т.д.) С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, утвержден "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым установлены дополнительные требования к огнестойкости проектируемых зданий и сооружений. Введение указанного нормативного документа влечет за собой полную переработку проекта в связи с существенным изменением нормативов на устройство несущих и ограждающих конструкций, изменения площадей помещений с учетом расчетного времени эвакуации людей, дополнительных требований по огнезащите конструкций, применения не горючих материалов, устройства систем автоматизации, дымоудаления и пожаротушения. В настоящее время изменена единая система координат, установлены новые требования к измерительным приборам, изменены требования к оформлению результатов геодезических измерений, в связи с чем, переданные ранее работы невозможно использовать по назначению. Стоимость ранее выполненных и оплаченных обществом работ является убытками ООО "Север-плюс".
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, убытки причинены обществу вследствие противоправного поведения администрации, арбитражный суд первой инстанции с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" обоснованно взыскал в пользу общества с муниципального образования г. Новороссийск в лице администрации за счет казны данного муниципального образования убытки, связанные с оплатой арендной платы, технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, топографических и геодезических работ, проектных работ, услуг заказчика-застройщика.
В то же время, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и подлежащим удовлетворению довод апелляционной жалобы администрации г. Новороссийска о неверном включении в качестве убытков, взыскиваемых с муниципального образования, расходов по содержанию ООО "Север-Плюс" в размере 111 677,80 руб.
Согласно представленному в материалы дела уставу ООО "Север-Плюс", основной целью деятельности общества является получение прибыли. Предметом деятельности общества, кроме деятельности в области строительства, являются: операции с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля (пищевыми продуктами, непродовольственными товарами, машинами и оборудованием), деятельность гостиниц, баров, ресторанов, деятельность по организации отдыха и развлечений, предоставление услуг (парикмахерских, юридических, рекламная деятельность), иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Исходя из расчета истца, расходы по содержанию ООО "Север-Плюс" составляют 111 677,80 рублей за 2007 - 2010 годы и состоят из расходов на обслуживание расчетного счета банком, выплату заработной платы директору за период с декабря 2007 года по март 2008 года, уплаты с заработной платы налогов и отчислений в фонды. Общество указало, что Расходы по содержанию ООО "Север-Плюс" связаны непосредственно с осуществлением деятельности по проектированию здания, оплатой арендных платежей за земельный участок, сдачей деклараций и иной отчетности и являются прямыми убытками общества.
Однако, доказательств возникновения указанных затрат именно по причине незаконных действий администрации, обществом не представлено.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции, общество, помимо деятельности по строительству, могло заниматься и другими видами деятельности, предусмотренными уставом, но не занималось.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для включения расходов по содержанию ООО "Север-Плюс" в размере 111 677,80 руб. в размер подлежащих взысканию с муниципального образования г. Новороссийск убытков, в связи с чем, решение суда первой инстанции в части присужденной ко взысканию суммы убытков подлежит изменению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования город-герой Новороссийск освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В связи с частичным удовлетворением требований истца, учитывая, что при принятии заявления к производству обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, с ООО "Север-Плюс" в доход федерального бюджета в порядке статьи 110 АПК РФ надлежит взыскать государственную пошлину в размере 2059 руб. 85 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2011 года по делу N А32-18123/2010 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с муниципального образования город-герой Новороссийск в лице администрации муниципального образования город Новороссийск за счет казны муниципального образования убытки в размере 1427770 руб. 40 коп. в пользу ООО "Север-Плюс" (ОГРН 1022302392683), в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Север-Плюс" (ОГРН 1022302392683) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2059 руб. 85 коп.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО
Судьи
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ