Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 15АП-8137/2012 по делу N А53-8740/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 N 15АП-8137/2012 по делу N А53-8740/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении ЗАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2012 г. N 15АП-8137/2012
Дело N А53-8740/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Филимоновой С.С., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Азовский элеватор" - Батаков Владимир Петрович, доверенность от 16.02.2012 г.,
от Южного межрегионального территориального управления Росстандарта - представители: Конева Лилия Николаевна, доверенность от 16.01.2012 г. N 53; Колик Арина Ароновна, доверенность от 15.09.2011 г. N 41, удостоверение; Августовская Анастасия Геннадьевна, доверенность от 14.09.2011 г. N 22,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Росстандарта
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.06.2012 по делу N А53-8740/2012
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Азовский элеватор"
к Южному межрегиональному территориальному управлению Росстандарта
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Азовский элеватор" (далее - ЗАО "Азовский элеватор") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) о признании незаконным и отмене постановления от 08.02.2012 г. N 07-34/4 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Решением суда от 05.06.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Температура зерна не является измерением, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, следовательно, нормы Закона об обеспечении единства измерений к отношениям по измерению температуры зерна не могут быть применены.
Не согласившись с данным судебным актом, ЮМТУ Росстандарта обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 05.06.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе управление указывает, что ПБ-14-586-03 установлены обязательные требования к измерениям и контролю температуры зерна. В ходе проверки установлен факт использования обществом для контроля температуры зерна системы ЦМК-600, срок поверки контроллеров, входящих в указанную систему, истек в июне 2010 года. На указанную измерительную систему распространяются требования ГОСТ Р 8.596-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения", в соответствии с которым используемая обществом система измерений должна проходить поверку.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 16.01.2012 г. N 01-30/31 сотрудниками Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии проведена плановая проверка ЗАО "Азовский элеватор" на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения единства измерений.
В ходе проверки установлено, что обществом осуществляется контроль температуры хранения растительного сырья с помощью системы ЦМК-600. В данную систему входят термоподвески ТП-1М УЗ, которые не внесены в госреестр средств измерений и являются средствами измерений неутвержденного типа. Контроллеры проходили поверку в июне 2008 года (межповерочный интервал - 2 года).
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 30.01.2012 г. N 07-32/30 в отношении ЗАО "Азовский элеватор" составлен протокол об административном правонарушении N 07-34/4 от 01.02.2012 г.
Постановлением управления от 08.02.2012 г. N 07-34/4 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ЗАО "Азовский элеватор" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (п. 2 ст. 1).
Согласно ст. 2 Закона N 102-ФЗ существуют понятия "средство измерений" - техническое средство, предназначенное для измерений (п. 21) и "технические системы и устройства с измерительными функциями" - технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции (п. 23).
Требования к средствам измерений установлены в статье 9 Закона N 102-ФЗ, согласно которой в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно п. 6.15.7 Постановления Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 85 "Об утверждении "Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья" с момента поступления зерна на предприятие в течение всего периода его хранения организуется систематический контроль за температурой зерна и влажностью. Температуру растительного сырья в силосах и бункерах определяют на основе данных устройств дистанционного контроля температур, установленных в силосах (пункт 6.15.16 Правил).
Таким образом, для ЗАО "Азовский элеватор", осуществляющего эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта - элеватора, контроль температуры зерна на элеваторе является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 основной задачей производственного контроля является, в том числе, контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.
В силу требований ч. 1 ст. 13 Закона N 102-ФЗ и п. 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.94 N 125, юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерений, обязаны своевременно представлять их на поверку.
Пункт 8.1 ГОСТ Р 8.596-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения" устанавливает необходимость проведения поверки измерительных систем, на которые распространен сертификат утвержденного типа.
В ходе проведенной управлением проверки установлено, что заявителем контроль температуры хранения растительного сырья осуществляется с помощью системы ЦМК-600, на которую имеется соответствующий сертификат. Следовательно, в силу вышеназванных положений указанная измерительная система подлежит поверке.
Проверяющим органом установлено, что в используемую заявителем систему ЦМК-600 входят контроллеры температуры зерна и термоподвески. При этом термоподвески ТП-1М УЗ не внесены в госреестр средств измерений и являются средствами измерений неутвержденного типа. Срок поверки контроллеров БЦ-600-2М истек в июне 2010 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества заключается в непринятии мер по недопущению использования средств измерений, не прошедших необходимую поверку.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о наличии в действиях ЗАО "Азовский элеватор" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является правильным.
Вывод суда первой инстанции о том, что нормы Закона об обеспечении единства измерений к отношениям по измерению температуры зерна не могут быть применены, является ошибочным.
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений сфера его применения распространяется на осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Поскольку одним из условий эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта - элеватора является контроль за температурой зерна, следовательно, Закон N 102-ФЗ подлежит применению к спорным правоотношениям.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Процессуальные требования КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении ЮМТУ Росстандарта соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2012 по делу N А53-8740/2012 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий celmz
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.С.ФИЛИМОНОВА
О.А.СУЛИМЕНКО