Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 N 15АП-9681/2014 по делу N А53-4853/2014
Требование: О признании незаконным постановления отдела надзорной деятельности о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 N 15АП-9681/2014 по делу N А53-4853/2014
Требование: О признании незаконным постановления отдела надзорной деятельности о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. N 15АП-9681/2014
Дело N А53-4853/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.,
при участии:
от заявителя представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ростовгормаш"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.05.2014 по делу N А53-4853/2014, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Ростовгормаш"
к заинтересованному лицу Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, отделу надзорной деятельности по г. Гуково,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ростовгормаш" (далее - ЗАО "Ростовгормаш", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела надзорной деятельности по г. Гуково УНД ГУ МЧС России по Ростовской области N 0110-9/2014/4 от 21.02.2014 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное
ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном
гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом
ст. 26.11 КоАП РФ, которой предусмотрены требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании
ч. ч. 1,
3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на имя Первого заместителя прокурора Ростовской области 12.12.2013 поступило обращение председателя Гуковского территориального комитета Росуглепроф Лозыченко А.В., в котором обращалось внимание областной прокуратуры на нарушение со стороны руководителей ряда предприятий требований трудового законодательства, санитарных норм и правил, требований промышленной безопасности, отсутствие контроля за производственными процессами и др. Заявителем высказана просьба о проведении внеплановой проверки предприятий группы компании "Кингкоил": шахты "Алмазная", шахты "Ростовская", шахты "Гуковская", ОАО "Замчаловский антрацит", ЗАО "Ростовгормаш", ЗАО "Гуковпогрузтранс".
Начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ростовской области 13.12.2013 в адрес прокурора г. Гуково было направлено уведомление о необходимости проведения проверки в срок до 15.01.2014 с привлечением специалистов Гостехнадзора, Государственной инспекции труда в РО, Управления Роспотребнадзора.
Из прокуратуры г. Гуково в адрес ОНД МЧС по г. Гуково поступило письмо с просьбой о направлении специалиста для участия в совместной проверке в отношении предприятий группы компании "Кингкоул": шахты "Алмазная", шахты "Ростовская", шахты "Гуковская", ОАО "Замчаловский антрацит", ЗАО "Ростовгормаш", ЗАО "Гуковпогрузтранс" на 19.12.2013.
25.12.2013 в адрес и.о. прокурора г. Гуково пришло уведомление о результатах проверки ЗАО "Ростовгормаш" с указанием на выявленные в ходе ее проведения нарушения.
Актом проверки от 22.01.2014 зафиксированы нарушения, допущенные ЗАО "Ростовгормаш" в области противопожарной безопасности: пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода ЗАО "Ростовгормаш" не укомплектованы пожарными рукавами и кранами; своевременность перезарядки огнетушителей не обеспечена.
24.01.2014 в отношении общества были возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам наличия в его действиях составов административных правонарушений, ответственность за которые установлена
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ прокуратурой в соответствии со
статьями 23.34,
25.11,
28.8 КоАП РФ направлено на рассмотрение в ОНД по г. Гуково.
В соответствии с определением и.о. начальника ОНД по г. Гуково от 18.02.2014 N 0110-9/2014/3 рассмотрение дела было назначено на 21.02.2014 на 11 часов 00 минут. Копия указанного определения была направлена в адрес прокуратуры и общества.
21.02.2014 государственным инспектором г. Гуково по пожарному надзору в присутствии представителя общества Белевского С.А. по доверенности от 30.01.2014 вынесено постановление N 0110-9/2014/4, в соответствии с которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, обществу было назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Копия указанного постановления была вручена представителю общества Белевскому С.А. 21.02.2014, о чем имеется расписка указанного лица.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу
части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Часть 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений или строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административное правонарушение в рассматриваемой сфере считается оконченным с момента совершения самих противоправных деяний.
В
статье 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определено понятия "требования пожарной безопасности" как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Согласно
статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно
статье 4 Федерального закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно
статье 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального
закона.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя.
Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока.
Пунктом 57 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 17.02.2014) "О противопожарном режиме" (далее - ППР РФ) предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Из пункта 478 ППР РФ усматривается, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
В нарушение вышеуказанных норм в помещениях предприятия ЗАО "Ростовгормаш", расположенных по адресу: г. Гуково, ул. Пригородная, д. 6, нарушены требования пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, а именно: пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами и ручными пожарными стволами; не обеспечена своевременная перезарядка огнетушителей.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается тот факт, что общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных к выполнению вышеперечисленных норм пожарной безопасности.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не надлежаще выполняло обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности на каждом проверяемом объекте, расположенном по различным адресам на территории г. Гуково, факт нарушения обществом требований пожарной безопасности установлен судом и подтверждается материалами дела, более того общество наличия данных нарушений не опровергло.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются недопустимыми, поскольку непринятие мер по их устранению существенным образом создает угрозу жизни и здоровью работников общества.
Вина общества подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от 22.01.2014, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.01.2013 и иными доказательствами.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что при проверке нарушены требования Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела проверка проводилась прокуратурой, а сотрудник ОНД по г. Гуково привлекался в качестве специалиста.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно
статье 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются
Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным
законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
При этом в силу
статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную Законом ответственность.
В соответствии со
ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (
п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п. 2).
Статьей 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Таким образом, поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки является любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и так далее.
В
статье 18 Закона о прокуратуре отмечено, что прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации,
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (
статья 27 Закона о прокуратуре).
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и другие) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов.
В
статье 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица органов и организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что письменное обращение представителя профсоюза является достаточным основанием к началу проведения внеплановой проверки с целью установления наличия или отсутствия фактов, изложенных в заявлении.
Таким образом, и первый заместитель прокурора Ростовской области и прокурор г. Гуково Ростовской области действовали в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий и соблюдением требований Федерального
закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что прокурор обладает правом привлечения к участию в проверке специалистов, в данном случае сотрудников отдела надзорной деятельности по г. Гуково, а у последних отсутствуют основания для отказа в участии проверочных мероприятий.
Согласно
статье 37 Закон N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что прокуратура г. Гуково без наличия оснований, отсутствия в жалобе фактов нарушения требований пожарной безопасности, привлекла специалиста, тем самым вмешалась в экономическую деятельность общества при осуществлении прокурорского надзора.
Оценив и исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что при проведении проверки прокурор г. Гуково действовал в пределах полномочий, предоставленных
статьями 21,
22 Закона о прокуратуре, в силу которых прокурор при исполнении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, вправе требовать от должностных лиц органов контроля выделения необходимых специалистов для выяснения возникших вопросов, а также проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а инспектор ОНД в ходе осмотра помещений осуществлял возложенные на него надзорные и контрольные функции.
В соответствии с
частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена указанным
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные
ст. 28.2 КоАП РФ (
ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). Как следует из материалов дела, именно прокурором во исполнение приведенных норм закона в данном случае было вынесено 24.01.2014 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Акт проверки, предписание и протоколы об административном правонарушении ОНД по г. Гуково не составлялись, распоряжение на проведение проверки не вручалось. На основании вышеуказанного проверка ОНД по г. Гуково в отношении заявителя не проводилась, тем самым Федеральный закон N 294-ФЗ нарушен не был.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что административный орган в пределах своих полномочий вынес постановление от 21.02.2014 N 0110-9/2014/4 по делу об административном правонарушении при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при проведении проверки и возбуждении дел об административных правонарушениях, вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делам велось в соответствии с
КоАП РФ.
Надлежащее уведомление о времени и месте проведения проверки, осмотра принадлежащего обществу объекта, а также рассмотрении административного дела подтверждается материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный
статьей 4.5 КоАП РФ срок административным органом не нарушен.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в данном конкретном случае оснований для признания совершенного предпринимателем административного правонарушения малозначительным является правильным, исходя из следующего.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (
абзац 3 пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу
статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.
Объектом административного правонарушения, установленного в
статье 20.4 КоАП РФ, являются правоотношения, связанные с пожарной безопасностью.
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Вменяемое заявителю правонарушение является по своему составу формальным и угроза охраняемым общественным отношениям от данного правонарушения заключается не в наступлении определенных вредных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, в соответствии с
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение
статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При вынесении постановлений административный орган должен выяснить наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу (
статьи 4.2,
4.3 КоАП РФ), привлекался ли ранее правонарушитель к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем, назначено минимальное наказание в размере 150 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что факт нарушений доказан, материалами дела подтвержден, правонарушения квалифицированы правильно, вид административного наказания назначен верно, размер примененного административного штрафа соответствует наименьшему размеру, установленному санкцией вменяемой статьи, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ является законным и оснований для его отмены не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции принял обоснованное решение об удовлетворении требования административного органа и привлечении общества к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб. Размер штрафа соответствует минимальному пределу санкции указанной
статьи.
Суд первой инстанции выполнил требования
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований
статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со
статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 258,
269 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 по делу N А53-4853/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным
Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА