Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 15АП-12505/2012 по делу N А32-15417/2012
Требование: О признании незаконным постановления должностного лица о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 15АП-12505/2012 по делу N А32-15417/2012
Требование: О признании незаконным постановления должностного лица о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. N 15АП-12505/2012
Дело N А32-15417/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Ивановой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от администрации: глава сельского поселения Чумак Олег Викторович, паспорт, представитель администрации Патлахова Надежда Павловна, паспорт, по доверенности от 01.10.2012 N 137,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2012 по делу N А32-15417/2012,
принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района
о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Темрюкского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Темрюкского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о привлечении к административной ответственности,
установил:
Администрация Сенного сельского поселения Темрюкского района (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Темрюкского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Темрюкского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю от 25.05.2012 N 153 о привлечении Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 31.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение Администрацией административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что гидранты, в отношении которых установлены нарушения требований пожарной безопасности, не принадлежат Администрации, что исключает ответственность администрации.
В судебное заседание не явились представители ГУ МЧС по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУ МЧС по Краснодарскому краю.
Представители Администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представителем Администрации заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - Концессионного соглашения в отношении объектов государственной (краевой) собственности Краснодарского края водопроводно-канализационного хозяйства между Краснодарским краем и ООО "Югводоканал". Невозможность представления указанного доказательства в суд первой инстанции мотивирована получением соглашения после вынесения решения судом. При этом меры по получению соглашения были приняты еще в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд удовлетворил ходатайство, приобщил к материалам дела Концессионное соглашение в отношении объектов государственной (краевой) собственности Краснодарского края водопроводно-канализационного хозяйства между Краснодарским краем и ООО "Югводоканал". Суд удовлетворил ходатайство с учетом обоснования заявителем наличия объективных причин невозможности представления доказательств суду первой инстанции, а также в целях полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей Администрации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, 14.05.2012 государственным инспектором Темрюкского района по пожарному надзору ОНД Темрюкского района ГУ МЧС по Краснодарскому краю в отношении Сенного сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2012 N 153 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что Администрацией Сенного сельского поселения допущены следующие нарушения: сети противопожарного водопровода (пожарные гидранты) находятся в неисправном состоянии, а также не обеспечены требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения.
Так, в п. Сенной ПВ-1 на ул. ул. Мира, 24 - засыпан мусором, ПВ-6 на ул. Мира, 24 (АЗС) заполнен водой всего на 20%; ПГ-1 на ул. Суворовская, 1 - течь под нижним фланцем, отсутствует дренаж колодца; ПГ-2 на пер. Школьный. 1 - разбит верхний фланец и нет крышки люка; ПГ-8 на ул. Мира, 47 - сдвинут комплект; ПГ-11 на ул. Мира, 49 - сорван шток; ПГ-12 на ул. Кулакова, 78 - не проворачивается шток; ПГ-13 на трассе М-25 ж/д лесоразгрузочная площадка - сорван шток; ПГ-14 на ж/д площадке - отсутствует шток; ПГ-15 на ул. Мира, 4 - сорван шток.
В пос. Соленый ПГ-1 ул. Центральная, 1 - засыпан мусором; ПГ-2 ул. Центральная, 72 низкое давление в сети (ст. 63, ст. 68 ФЗ N 123 от 22.07.2008 г., п. 11, п. 89 ППБ 01-03); по направлению движения к пожарным гидрантам и водоемам (водоисточникам) отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) и не нанесены цифры, указывающие расстояние до пожарных гидрантов и водоемов (водоисточникам) (п. 11, п. 89, п. 90 ППБ 01-03, ст. 63, ст. 68 ФЗ N 123 от 22.07.2008).
Протокол составлен с участием законного представителя Сенного сельского поселения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора Темрюкского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности Темрюкского района ГУ МЧС по Краснодарскому краю вынесено постановление от 25.05.2012 N 153 о привлечении Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, Администрация Сенного сельского поселения оспорила его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно статье 63 Закона о пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 68 Закона о пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
В соответствии с пунктами 89, 90 "Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (действовавших в период привлечения поселения к административной ответственности), сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Из приведенных положений законодательства о пожарной безопасности следует, что ответственность за несоблюдение установленных требований пожарной безопасности несут собственники соответствующего имущества, в том числе муниципальное образование как собственник муниципального имущества.
Привлекая Сенное сельское поселение к административной ответственности за ненадлежащее состояние пожарных гидрантов, ГУ МЧС по КК не приобщило к материалам дела об административном правонарушении доказательств принадлежности спорных гидрантов (адреса которых указаны в протоколе об административном правонарушении) на праве собственности поселению.
В материалы настоящего арбитражного дела таких доказательств также не представлено.
По ходатайству Администрации Сенного сельского поселения к материалам дела судом апелляционной инстанции приобщена копия Концессионного соглашения в отношении объектов государственной (краевой) собственности Краснодарского края водопроводно-канализационного хозяйства между Краснодарским краем и ООО "Югводоканал".
Из указанного соглашения следует, что поселковые разводящие водопроводные сети с распределительными камерами в поселках Сенной и Соленый Темрюкского района переданы Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края во временное владение и пользование обществу с ограниченной ответственностью "Югводоканал".
В соответствии с пунктом 87 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства;
вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантами, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц;
уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отзыве на жалобу Администрации ГУ МЧС по КК указывало, что Администрация не представила административному органу доказательств отсутствия спорных гидрантов в реестре собственности Администрации, а также их принадлежности организации водопроводного хозяйства (л.д. 112).
В силу ст. 65, 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
При таких обстоятельствах, у ГУ МЧС по Краснодарскому краю отсутствовали правовые основания для привлечения Сенного сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ввиду недоказанности наличия в действиях поселения состава административного правонарушения.
В свою очередь, Администрацией поселения в материалы дела представлены копии постановлений главы Сенного сельского поселения, подтверждающие принятие органом местного самоуправления необходимых организационных и надзорных мер по обеспечению соблюдения на территории Сенного сельского поселения требований пожарной безопасности всеми лицами, владеющими и пользующимися имуществом на подведомственной территории.
С учетом изложенного, постановление ГУ МЧС по Краснодарскому краю от 25.05.2012 N 153 о привлечении Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене.
Решение суда от 31.08.2012 об отказе в удовлетворении требований Администрации подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 августа 2012 года по делу N А32-15417/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю от 25.05.2012 N 153 о привлечении Администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Н.В.ШИМБАРЕВА